Мариэтта Цигаль-Полищук: пугала и сложность роли, и величина личности...

На телеэкранах идет сериал «Раневская». Снимать байопик о человеке известном и любимом миллионами — всегда большой риск. Авторам хотелось показать глубину этой актрисы, ее трагическую историю, понять причину ее одиночества…

1

Актриса театра и кино, лауреат государственных премий, народная артистка СССР, любимица публики, автор известных в народе афоризмов Фаина Раневская запомнилась не одному поколению зрителей своими ярчайшими ролями в фильмах «Подкидыш», «Свадьба», «Мечта», «Золушка», «Весна», разными образами в театре и невероятными чувством юмора и самоиронией. Свою повседневную жизнь она превращала в своеобразный трагикомический спектакль, и в этой ее особенности кроется один из секретов популярности актрисы. 

Но какой была Раневская вне света софитови какой путь пришлось пройти юной Фанни Фельдман из Таганрога для того, чтобы блистать на подмостках московских театров и сниматься у великих режиссеров? Этому посвящен сериал «Раневская», который рассказывает о малоизвестных страницах жизни этой удивительной женщины.

Кастинг на роль Раневской шел несколько месяцев. Выбор остановили на Мариэтте Цигаль-Полищук — дочери Любови Полищук и правнучке писательницы Мариэтты Шагинян. Для актрисы это не первый проект о культовой персоне из мира искусства и культуры — ранее она сыграла в сериале «Крылья империи» Анну Ахматову, а в «Таинственной страсти» Софку (Зою Богуславскую).О роли, нелегких актерских вызовов актриса рассказала «ТН».

—Как прошла подготовка к роли?

—Я бесконечно много читала о Фаине Раневской, смотрела все сохранившиеся видео с ней. Перед сменой накануне смотрела, какой период жизни снимаем, пересматривала фильмы и другие записи с ней примерно того времени. Поначалу было сложно преодолеть ступор от ответственности: пугала и сложность роли, и величина личности, и многое другое... Постепенно ступор ушел из-за элементарного отсутствия времени на рефлексию. Мы старались, как мне кажется, не снимать впрямую биографическое кино. Это все же художественный вымысел, основанный на некоем нашем общем восприятии того, что нам известно об этой великой личности и актрисе».

2

—Какие чувства испытывали, приступая к съемкам сериала?

— Страх, страх и еще раз страх. С самого детства я очень любила Фаину Георгиевну Раневскую. Началось, как у всех,— с ее невероятных и таких запоминающихся персонажей в кино. Затем я прочитала книгу Алексея Щеглова и после этого уже стала целенаправленно искать информацию о ней в самых разных источниках. Прочитала и посмотрела все, что можно и нельзя; восхищалась ее невероятным человеческим стержнем и добротой, сочетанием в ней совершенно не сочетаемых парадоксальных противоположностей. И задача воплотить на экране настоящую легенду — это катастрофический уровень ответственности.

3

— Удалось передать ретрообраз?

—Но мы не ставим цель показать портретное сходство с Раневской, я не играю Фаину Георгиевну в точности такой, какой она была на самом деле,— глупо и пытаться на это претендовать. Это просто невозможно, ведь она была такая одна, уникальная и неповторимая, и таких, как она, больше не будет. Мы создаем историю и некий образ, основанный на нашем восприятии ее характера, жизни, ролей.

— На экране видим художественный образ?

— Сделать плохо про Фаину Георгиевну нельзя, сделать идеально невозможно. Сделать хорошо мы все очень старались. Так получилось, что все, что можно прочесть и посмотреть про Раневскую, я посмотрела задолго до того, как этот проект задумывался. У нас не стояла задача прямой похожести Фаины Георгиевны, мы не музей Мадам Тюссо. Это мое восприятие ее образа, через взгляд оператора и режиссера, наложенное на сценарий, который частично художественно придуманный, частично основанный на воспоминаниях Фаины Георгиевны, ее сестры, ее современников.

4

— Вы играете Фаину Георгиевну в возрасте 19-40 лет… это трудно для актера?

—Если говорить о трудностях, то это необходимость снимать Фаину Георгиевну в двух или даже трех ее возрастах в течение одного дня — нелегкий актерский вызов.

Сериал Дмитрия Петруня сделан с уважением к тем временам, которые застала Раневская: от дореволюционных лет до позднесоветского периода. Декорации, московские театральные локации, костюмы — каждая деталь погружает зрителя во времена, в которые довелось жить и творить Фаине Георгиевне. 

фото: Первый канал