Вадим Бакунев: главный наш мотиватор – как сделать мир лучше!

фото: пресс-служба «Руки Вверх Продакшн»

Генеральный директор «Руки Вверх Продакшн», креативный продюсер, сценарист, преподаватель РУДН, в прошлом участник команды КВН «Сборная РУДН» Вадим Бакунев рассказал «ТН» о своем пути в профессии, создании успешных сценариев, сотворчестве с Сергеем Жуковым и новых громких проектах, которые их продакшн готовит к выходу в этом году. 4 марта на канале ТНТ состоится премьера комедийного сериала «Камера Мотор» от «Руки Вверх Продакшн» - ностальгическая истории про работника видеосалона 90-х.

фото: пресс-служба

- Расскажите, как вы пришли в киноиндустрию? С чего все началось?

- Мой путь начался с КВН. Я играл в «Сборной РУДН», которая стала чемпионом в 2006 году. В те годы нам помогали старшие товарищи, которые создали «Камеди Клаб Продакшн». Они были для нас примером, и мы думали, что после КВН было бы хорошо создать свою организацию, производящую проекты для телевидения. Это было лучше, чем просто разбежаться всем в разные стороны после КВН и заниматься своим делом. Так участниками команды «Сборная РУДН» совместно с Виталием Шляппо и Алексеем Троцюком была создана компания «Yellow, Black and White». В ней после КВН и продолжился мой путь на телевизионном пространстве. Я был соавтором и участником первых проектов компании. В 2008 году на канале СТС мы выпустили проекты «Цвет наций», позднее «Лига наций». Это шоу импровизаций не сильно запомнилось зрителям, так как было снято всего 12 выпусков. Позже нас пригласили для создания нового скетчкома «ДаЁшь молодЁжь!». После этого нашей авторской ячейкой, в состав которой входили Евгений и Яна Донских, Халед Юсеф и я, мы запускали проект «Одна за всех» для телеканала «Домашний». Мы разработали всю линейку образов для Анны Ардовой в этом проекте. Скетчшоу «Одна за всех» оказалось наиболее успешным - завоевало два ТЭФИ. Позже я покинул компанию и стал преподавать в Российском университете дружбы народов (ныне РУДН им. Патриса Лумумбы) авторский спецкурс «Технологии производства развлекательных программ на российском телевидении», который читаю до сих пор. В 2011-м году по приглашению моих друзей, Димы Будашкаева и Кирилла Качурина, я попал на «Первый канал», где помогал возрождать передачу «Вокруг смеха». Я был сценаристом ведущего Ефима Шифрина. Затем меня пригласили на программу «Главная роль», где я вновь писал сценарий для ведущих Ирины Мурмцевой и Павла Прилучного. Ну, а в 2020 году мы с Сергеем Жуковым приступили к съёмкам сериала «Евгенич» для канала «Пятница!».

- А сценарии вы ещё в пору КВН начали писать?

- КВН позволяет, как сейчас принято говорить, «прокачать скиллы» в разных направлениях, но наивысшие достижение — это всё же умение написать репризу. В команде всегда есть люди, которые только пишут и не выходят на сцену. Я же сочетал в себе и актера, и сценариста, писал практически все песни «Сборной РУДН». Довольно долгое время после КВН писал сценарий для других команд КВН.

фото: пресс-служба
с Сергеем Жуковым
 

- Что сегодня нужно для хорошего сценария, какие темы будут востребованы?

- Если говорить про КВН, то это – зеркало времени. КВН старается в шутках подсвечивать темы, которые являются актуальными на текущий момент, то, что для зрителя является болью, проблемой. Юмор строится от проблем.  Мы пошутили над проблемой, и она как будто стала меньше. Когда всё хорошо - не смешно. Понятно, что на телевидении есть некоторое количество ограничений, о чем шутить не стоит. Поэтому большинство КВНщиков, стендаперов концентриуются на «вечных» темах, бытовых, на взаимоотношениях мужчин и женщин и тому подобном. Но с точки зрения актуального юмора - всё, о чём говорят в курилках и на кухнях, является идеальной основой для юмора.

- А киносценарии?

- Зритель откликается на темы, которые витают в воздухе и позволяют убежать от проблем. Сегодня правят балом видеосервисы и онлайн-платформы, за доступ к которым надо платить. А платить могут те, кто работает, стоит на ногах, содержит семью, то есть люди в возрасте 30-40 лет. На сегодняшний день это люди, родившиеся в 90-х.  Детство — это время, в котором нам было хорошо, тогда происходило всё самое яркое, туда нам хочется возвращаться. Именно поэтому на видеосервисах востребованы фильмы и сериалы на тему 90-х и начала 2000-х. Рефлексия по тому времени хорошо покупается.

Миссия нашего продакшна - объединить молодое и взрослое поколения, столкнуть их в диалоге. Создавая «Плаксу», мы даже не представляли, что это вызовет такой резонанс и приведёт к экрану большое количество молодой аудитории. Подростки, как правило, смотрят телевизор неохотно. Но когда с подростками говоришь на близкие для них темы, им становится интересно. Главное, чтобы разговор был максимально честным, чтобы мы не врали в кадре. Многие продюсеры не сходятся в едином мнении по поводу актуальных тем. Вовсе не значит, что фильмы о войне провалятся в прокате, потому что все устали от военной повестки. Возможно, эта тема, наоборот, подогрета. Так же и в отношении комедий. Не факт, что только они востребованы в самое неспокойное время. Сложно сказать еще и потому, что кино и телевизионная индустрия отличаются в оценках своей аудитории. Мы сегодня переживаем самый необычный момент в истории развлекательного телевидения. Ушли западные игроки и многие имеют возможность занять новые ниши. Есть компании, которые продолжают не падать в качестве, а есть те, кто гонит контент быстрее и берет количеством. Но если встать на сторону зрителя, то он находится в идеальных условиях, поскольку имеет возможность наблюдать, сравнивать, оценивать и в конечном счете формировать итоговый продукт. И непростая задача производителей - доказать, что на российском рынке создается контент не хуже того, который ушёл.

- Т.е. в этом причина того, что индустрия российских сериалов сейчас на подъёме?

- Мне кажется, да. Кинопроизводители быстро оценили возможности для старта, и поэтому мы наблюдаем такой подъём. Дальше - больше. Лишь бы видеосервисы в конкурентной борьбе не перекормили создателей финансами. Чтобы новое поле создавало одинаковые условия для конкуренции. Тогда будет ещё лучше.

- А знакомство с Сергеем Жуковым на каком этапе случилось? Чем он вас изначально привлек? Все-таки у киношников к музыкантам попсовикам есть предвзятое мнение…

- В момент знакомства с Сергеем я не был киношником.  Для меня Сергей Жуков, прежде всего, человек, чьи песни звучали в моей молодости. В школьные годы я работал диджеем на дискотеках, поэтому с творчеством Сергея был очень хорошо знаком. Я воспринимал его как звезду 90-х и успешного композитора, потому что группа «Руки Вверх!» создала беспрецедентное количество хитов. А познакомились мы, когда меня пригласили написать сценарий к его Дню рождения в 2011 году. Сергей мне позвонил, высказал свои пожелания, после чего я в течение месяца готовил это мероприятие, но с Жуковым не встречался. Увиделись мы впервые прямо в день мероприятия, потому что так получилось, что я его и провёл. И уже после праздника Сергей предложил сделать что-то совместно. Первое, что мы сделали – придумали концепцию заведения под названием «Руки Вверх Бар». Идея была только в зародыше. Сергей сказал: «Есть идея открыть бар. Давай вместе придумаем концепцию». Вместе мы и придумали, что это будет заведение в стиле 90-х. Тогда ещё только назревал сильный камбек этой эпохи в культуру, мы его предугадали. Даже Сергей не предполагал, какая волна популярности ждёт «Руки Вверх» уже к концу 2011 года. На 15-летии группы дважды была заполонена «Arena Moscow» вместимостью порядка 6000 зрителей. Вместе с этим мы открыли первый бар в Москве, потом в Петербурге и дальше по всей стране. Все они выполнены в единой концепции, которую мы разработали с Сергеем.

фото: пресс-служба
с Сергеем Жуковым и его детьми - дочерью Никой и сыном Энджелом
 

- Какие ещё проекты вы с ним создали?

- С 2011 года у нас сложилось теплое дружеское общение. Поскольку у Сергея началась бурная концертная деятельность, мы виделись раза три в год, и обязательно на его дне рождения, которые я стал традиционно организовывать. Совместно мы создали клипы «Когда мы были молодыми» и «Гордость». Где-то поучаствовал в написании текстов песен. Скажем так: я стал для Сергея скорой креативной помощью.

- Соответственно сериалы «Евгенич» и «Плакса» вместе создавались?

- С 2020 года уже началось совместное производство сериалов. В год, когда пришла пандемия, все концерты отменили. Сергей позвонил и предложил сделать что-то вместе для интернета. Мы придумали альтер-эго Сергея - персонажа, которого назвали Евгенич. Поначалу думали сделать с ним просто шоу. Мы оценили наши сильные стороны и решили, что мы очень быстро и качественно сможем написать любую песню. Задумали шоу, в котором будем писать песни в прямом эфире. Но сам Сергей смотрелся бы странно, если бы пел нелепые песни. Он прежде всего солист «Руки Вверх!». Поэтому решили, что это будет не Сергей, а Евгенич, но в исполнении Сергея. Но потом мы поняли, что нам этого мало и придумали целый мир Евгенича с другими героями. И после этого я предложил попробовать сделать сериал. После чего родился сценарий пилотной серии. Мы собрали съёмочную команду, сняли пилотную серию осенью 2020 года и отправили её на ТНТ, СТС и «Пятницу». Николай Картозия с «Пятницы» перезвонил буквально минут через 40 и назначил встречу. Мы приехали и получили невероятное предложение: до конца года отснять и выпустить 10 серий. В декабре 2021 года сериал «Евгенич» вышел в эфир и получил рекордный рейтинг среди всех сериальных показов на канале. Мы были вторые в Москве, третьи по России. Это был успех. «Евгенича» продлили на второй сезон. Мы получили хороший импульс, и мы начали думать, что не «Евгеничем» единым можем жить. Пока снимали первый сезон, родилась идея большого музыкального проекта, который будем реализовывать в этом году. Мы пришли с этой идеей на СТС. Нам сказали, что идея классная, но раз вы такие музыкальные, то вот бы ещё что-то в духе «Ранеток», что-то музыкальное и молодёжное. И так получилось, что Сергей готовил премьеру музыкального клипа «Девочка-плакса» со своей дочкой Никой, когда сериала и в помине не было. Этот клип полностью соответствовал картинке будущего сериала «Плакса». Там была и школа, и буллинг, и лавстори. В итоге этот клип стал фактически тизером сериала. Мы показали его на встрече и нам сказали: «Вот такой сериал нужен СТС!». Мы с Сергеем уехали в офис и в тот же день написали синопсис, а на утро получили ответ: «Подписываем договор на 8 часовых серий». Я связался с Ириной Гурьяновой, с которой мы работали на Первом канале в шоу «Главная роль». Ира вместе с Оксаной Барковской (компания «Формат ТВ») создали сериал «Новенький». Они прочитали наш синопсис и согласились разработать сценарий. Попутно Сергей написал 12 песен для сериала. Также была приглашена Алина Верипя - режиссёр всех клипов «Плаксы». Так получился вкусный продукт, премьера которого прошла на Wink. Мы очень рады, что благодаря сериалу «Плакса» видеосервис зафиксировал рост молодой аудитории (порядка 12%) и более миллиона уникальных пользователей. Мы стали победителями в номинации «Нас посмотрят на Wink». После премьеры на Wink показ серий на СТС тоже прошел с высоким рейтингом несмотря на то, что это неформатный сериал для канала, часовые серии, а тут ещё и по две серии в день в течении недели. Тем не менее каждый день «Плакса» показывала устойчивый прирост аудитории.

- Всё-таки в чём успех «Плаксы» по-вашему?

- Я посетил несколько панельных дискуссий на тему буллинга в школах. И для меня было большим удивлением слышать от школьниц: «Когда я столкнулась с буллингом, мне помог сериал «Плакса»». В школах на «Разговорах о важном» разбирают сцены из нашего сериала, чтобы понять, как выглядит буллинг и как с ним бороться. Я удивляюсь и радуюсь этому факту. Мы не предполагали такого успеха и такого резонанса. Если бы я знал, в чём секрет успеха, то снял бы не только «Плаксу», но и ещё несколько таких сериалов. Как мне кажется, секрет успеха проекта в честности перед зрителями. Мы пытались честно рассказать, что ждёт ребёнка, если вдруг такая ситуация произойдёт и предложили путь выхода из данной ситуации через творчество. Финал сериала был придуман Сергеем чуть ли не в самой последней версии сценария. Около трех месяцев шли кастинги, и нам удалось собрать уникальный актёрский ансамбль, от чего мы немного страдаем, потому что собрать их всех на второй сезон непросто. Они все уже настоящие звёзды.

- Правда, что к вам в «Плаксу» пробовался Рузиль Минекаев (Марат из «Слово пацана»)? И так же на роль Сергея Жукова в фильм «Руки Вверх»?

— Это действительно так. Он проходил пробы на оба проекта. Рузиль был одним из тех, кого нам порекомендовали в «Плаксу». Но, увы, на роль в он не был утвержден. Но мы рады за его успехи. У нас с ним хорошие отношения и мы надеемся, что еще поработаем. 

фото: пресс-служба

- Почему не взяли парня?

- Нам может кто-то сильно нравится, но мы не являемся финальной инстанцией, которая принимает решения. Зачастую это решение канала-заказчика контента. Плюс есть дополнительные обстоятельства, которые, видимо, не позволили его утвердить, поэтому сложно ответить на этот вопрос.

- Может Рузиль появится во втором сезоне «Плаксы»?

- Есть подозрение, что мы не скоро сможем его получить после успеха «Слова пацана». У такого актёра, мне кажется, уже всё расписано на год вперёд. Но мы, конечно, не против, потому что у нас сейчас идут пробы новых героев для второго сезона «Плаксы». И Рузилю там, возможно, есть место.

- Какие-то ещё есть планы на «Плаксу»? Слышала, что комикс собираетесь выпускать.

- Планов много, нам бы хотелось, из любого продукта, который мы создаём, делать своего рода «метавселенную».

Я имею в виду, что так может появиться заведение с названием «Плакса», одежда, музыка или какой-то другой медиапродукт. Пока мы пытаемся максимально работать в телевизионном пространстве, ведь помимо «Плаксы» у нас есть и другие проекты. А комикс действительно создан. Он будет хорошим подарком для фанатов, но пока я не могу назвать точную дату выхода.

- Сейчас одна из главных тем для обсуждения – громкие высказывания Никиты Кологривого об именитых коллегах. Как вы их оцениваете – это пиар, хайп, или просто звездная болезнь молодого артиста?

- Я не просматривал, что говорил Кологривый, видел лишь какие-то отрывки. Мне кажется, это его личное мнение, на которое он вполне имеет право. Просто Никита теперь может быть услышанным. Возможно, он всю жизнь именно так и говорил, просто только сейчас ему дали высказаться на камеру. Ощущение, что он пытается быть честным и откровенным. Возможно, пока не осознаёт ответственность за сказанное и что этим задевает коллег по индустрии. Я, конечно, против того, чтобы навешивать ярлыки. Если человек чего-то добился, значит, был пройден определённый путь из усилий, поражений и побед.

- Как продюсер вы пригласите этого актёра к себе на проект?

- Я бы пригласил, потому что мне важен прежде всего актер, а не то, что он говорит в интервью. У нас даже был опыт, когда в одном эпизоде «Евгенича» мы снимали Алексея Панина, которого специально вызывали из Испании. Это был комедийный эпизод, где мы пытались оправдать его поведение в последние годы. Решили вот так пошутить и ничего.

- Т.е. вас скандальная слава не пугает?

- Мы умеем это разделять. Помимо, конечно, тяжёлых заявлений, на фоне происходящих военных действий. То, что Никита сказал в отношении коллег по цеху, не думаю, что скажется на его востребованности. Он уже, наверное, расписан на несколько лет вперёд. Нам это не мешает пригласить Никиту на роль, которая ему подходит.

фото: пресс-служба

- Как вы оцениваете уже проделанную работу своего «Руки Вверх Продакшн»? Сколько ему уже официально?

- Официально отметим три года в этом году. Как говорят коллеги, у нас довольно стремительный взлёт для такого небольшого времени. Мы смогли реализовать три крупных проекта для трех федеральных каналов. И планы, которые мы построили на ближайшие несколько лет, нас тоже вдохновляют. Я оцениваю работу продакшна, как любимую работу, на которую с удовольствием прихожу утром и ухожу вечером.

- Кого видите своими главными конкурентами?

- Самих себя. Боремся только с собой. Рынок, конечно, растет, но все равно он небольшой. Приезжайте на любой кинофестиваль и вы поймёте, что игроков не так много и конкурировать смысла нет. Нужно всем дружить. Нужно объединяться платформам, продакшнам, чтобы создавать более крутые фильмы и сериалы. Зритель отреагирует на то, что мы делаем, а не то, как мы друг друга обогнали по количествам просмотров и денег.

- А что запланировано на 2024 год? Какие премьеры готовятся?

- Думаю, уже можно сказать, что на ТНТ 4 марта выйдет наш сериал «Камера Мотор». Это очень милая комедия с советским настроением. Также мы готовим второй сезон «Плаксы» два полнометражных фильма от «Руки Вверх Продакшн». И еще готовим к производству один большой музыкальный сериал, который целый год ждал своего часа. Что это за сериал? Пока не могу сказать, но музыки будет много. А вообще у нас в разработке более 20-ти проектов и есть ещё одно направление, которое мы откроем в этом году — это мюзиклы. Мы написали сценарий и музыку к мюзиклу «Чебурашка. Переполох шоу», который вышел в прошлом году. Немного пощупали почву. А в следующем году выпустим свой собственный мюзикл, но пока не могу сказать какой.

фото: пресс-служба

- Что считаете главным достижением на сегодняшний день, чем особенно гордитесь? О чём мечтаете?

- Особенно горжусь двумя детьми, которые вдохновляют меня на творчество. А еще тем, что мне удалось встретить потрясающего человека и партнёра - Сергея Жукова, с которым мы создали продакшн. Партнера, с которым мы можем заниматься творчеством и думать о том, как сделать мир лучше. Это главный наш мотиватор. Ну и хочется, чтобы компания «Руки Вверх Продакшен» получила свое имя на телевизионном и кинорынке. Вот такая главная цель на сегодня!