Анна Волкова: в возрасте Христа я отправилась в монастыри искать Бога

фото: Даша Ястребова

- 1 октября в День столетия российского джаза в «Градский холл» состоится премьера мюзикла, где у вас главная роль. Расскажите об этом событии, насколько оно для вас значимо и волнительно?

- Для меня значимо все, что связано с этой работой. Рождение спектакля «Романтика. Танец на спокойной волне» — это волнительно. Это как рождение ребёнка. Я выступаю и в качестве автора идеи, и как продюсер, и как главная героиня. У меня есть важное сообщение, которое я решила явить публике в жанре мюзикла. Это не классический мюзикл в оригинальной его структуре. Мы с режиссерами-постановщиками Оксаной Дрибас и Леонидом Волковым-Картушевичем, а также с группой хореографов, позволили себе вольности. Моя «Романтика» — это наполненный минимализм, это «новая роскошь». Это когда смысл важнее декораций. Когда акценты и детали работают лучше любого светового боевика. Сюжеты очень личные, либретто оригинальное и актуальное нашему времени, а не по мотивам литературного произведения. О чем этот спектакль? Он о новых возможностях среднего возраста. О том, как выгрузить тяжесть проблем и стать легче. Через танец, через тело, через диалог с душой, с Богом. Много сердца в этом спектакле. Да, в это сложное время мы помогаем себе, мы помогаем друг другу не сойти с ума и напитаться красотой, филигранными оркестровыми аранжировками. Оркестр дышит на сцене. Cinematic Lady Orchestra — один из главных героев мюзикла. На сегодняшний день, я максимально вышла из зоны комфорта — из небольших и любимых джазовых клубов и дерзнула шагнуть на территорию музыкального театра. Я хочу, чтобы эта работа стала заметной, волнительной и значимой не только для каждого участника этой постановки, но и для каждого зрителя. Поверьте, там есть, от чего взволноваться.

фото: Оксана Панюшкина
фото: Оксана Панюшкина
 

- Анна, вы известны, как певица, автор песен и музыкальный продюсер, а что для вас все-таки первостепенно в вашем творчестве?

- Все три ипостаси. Я считаю себя не столько певицей, сколько артистом, способным в песенном жанре донести смысл произведения. Я не вокалистка и не пою ноты, я лирико-драматическая артистка и пою жизнь. Столько всего со мной приключилось. Столько было взлетов, падений, любви и утрат. Я пою то, что прожила, пою авторское. Это важно.

Что до моей продюсерской деятельности, то это моя огромная страсть. Я пыталась отказаться от продюсирования, брала паузы. Все же, работать с артистами очень непросто. Но все равно раз за разом возвращалась в дело. Творить! Вот, что заставляет меня влезать в этот щиток с высоким напряжением раз за разом. Когда я творю для других, помогая популяризировать их музыку, их творчество, я делаю это в том числе и для себя. Я развиваюсь от проекта к проекту. У меня высокий уровень насмотренности и куча идей в голове. Если я не буду делиться, меня просто разорвёт. Все же работа с Теоной Контридзе, Этери Бериашвили и Лианой Майстер, Guru Groove Foundation, Ilugdin trio, Shoo, Tesla Boy, Натальей Сидорцовой и другими артистами многому меня научила. Я получила колоссальный опыт. Сейчас работаю с фантастической группой Secret Atelier. Непременно послушайте. Однажды эти ребята возьмут Grammy за джазовый альбом, вот увидите.

Про написание песен. Я считаю себя отличным автором. Музыка песни «А она есть» на стихи «Мне говорят, нету такой любви» В.М. Тушновой — это же современный госпел. В альбомной версии и снятом в Риме клипе я включила цитату из Библии как интро к песне. Я знаю, что многих людей эта песня буквально лечит в темные времена или заставляет ещё шире улыбаться, когда на душе тепло и светло и они вторят: «Ведь она есть, есть. Ведь она здесь! В сердце моем тёплым живет птенцом…». Мои англоязычные соул-хит Feel black и джаз-босса I wanna be yours — это тот редкий авторский материал, который звучит на волнах радиостанций Romantika и Relax FM. Есть ещё у меня амбиции писать песни нашим поп-звёздам. Думаю, эта реализация не за горами.

фото: Юлия Кулинчик
фото: Юлия Кулинчик
 

- Вы родились в селе Холмогоры под Архангельском, школу окончили в суровом Северодвинске. В какой момент появилось желание стать артисткой? Расскажите, как вы прорубали свое окно в мир?

- Мой путь тернист и интересен. Хотелось бы какую-то легенду уровня Ломоносова придумать, мол, тоже с обозом в лаптях, да на столицу-матушку. Ну а потом в музыку с головой и весь мир пал к моим ногам. Нет, конечно. Да, родилась я в селе Холмогоры. Это потрясающее по своей красоте и силе место. Я каждый год не по одному разу навещаю родных и немыслимо наполняюсь именно там, в родовом гнезде. Выросла я на острове Ягры (часть города Северодвинска) на берегу Белого моря. Эта картинка бескрайней спокойной ледяной воды до сих пор перед моими глазами. Мы жили на 10-м этаже, и я смотрела на море с высоты птичьего полета. Помню, когда летом шёл ливень, я выбегала в платье и бежала в море. Я вообще человек-стихия. Меня много. Поэтому разгружать себя мне приходится именно на природе — в лесах, горах, морях. Я обожаю путешествовать. Мое путешествие на сцену началось буквально с рождения. Родители слушали отличную музыку на виниле — Стиви Уандер, Уитни Хьюстон, Элтон Джон. Я с молоком матери впитывала западную культуру наравне с русской классической музыкой и сильными артистам советской эстрады. Пластинки Аллы Пугачевой и Муслима Магомаева были затерты до дыр. Выступала на сцене я лет с четырёх. Пела постоянно — в саду, гимназии, музыкальной школе, вокальной студии, институте. Да, папа не рекомендовал после школы ехать в Москву в Гнесинку. Я поступила на иняз в Архангельске и потом перевелась и закончила РУДН в столице с двумя дипломами — переводчика и преподавателя английского. Языки помогали мне в Москве устраиваться в хорошие компании. Так я продавала Ferrari & Maserati в компании Mercury (вторым у меня был итальянский), потом работала в крупном издательском доме Luxury Media и часто ездила в заграничные командировки, работала и в крупном косметическом холдинге, и в Ассоциации профессионалов рынка недвижимости. Было и своё брендинговое агентство, и фотостудия. Но страсть к музыке все равно брала верх. Каждый раз, когда я пыталась «быть нормальной женщиной», судьба выводила меня на сцену. Понимаете, артисты или продюсеры (а в моем случае это комбо) это не совсем нормальные люди. Творчество — это всегда поиск, сомнения, эмоциональное бурление. Ты не можешь просто быть мамой или женой, стричь газоны в саду и готовить супчики. Ты постоянно что-то придумываешь, куда-то несёшься, что-то реализовываешь, заражаешь своими идеями других. Но это моя органика. Иначе я стухну.

- Как вы из провинции без протекции пробились в московский мир шоу-бизнеса?

- Меня с подросткового возраста пытались «выкупить» у родителей. Хотели забрать в Москву. Богатые и влиятельные дяди хотели то Бритни из меня сделать, то новую Успенскую. Но никто не хотел помочь Волковой стать Волковой. Как-то в 20 лет у меня был опыт кривляния под фонограмму первого состава (я была в третьем, но «пела» голосом другой девушки из первого) группы «Армия». Любопытный опыт. Много гастролей. Опыт, я бы даже сказала, полезный, потому что в 20 лет я посмотрела на наш шоу-бизнес изнутри и сказала: «Спасибо, достаточно. Вернусь только продюсером».

Нужно отдать должное моему музыкальному продюсеру и автору первого альбома «Шепотом» — Садо. Вот уж кто повлиял на меня в музыкальном становлении и помог опериться на московской сцене. Но понимаете, так как я человек очень трудолюбивый и пытливый, мне достаточно дать пас, толчок, импульс, и дальше я сама-сама побегу, узнаю, договорюсь, сделаю. Так и с первым альбомом — да, материал я как настоящий хантер насобирала из разных изданных ранее работ Садо и доверилась в творческом плане, плане аранжировок и записи вокала, но на запись пластинки денег нашла сама. Как и на запись второго уже моего авторского англоязычного альбома Spell. Оба раза помогла подруга. Безвозмездно. От всего сердца. На авторский третий альбом «Сотканный из Света», который я посвятила огромному своему духовному прорыву — освобождению от зависимости, я принципиально заработала большую часть сама, хотя и на этот раз подруга помогла мне частично. Мне вообще много помогают люди. Хорошие люди. Люди, которые видят мой путь. Как я временами карабкалась, как тонула, как сияла и танцевала свою жизнь и как возрождалась из пепла. Люди, которые меня знают, верят мне. Верят в меня. Самый дорогой ресурс для меня — время. Самый бесценный источник поддержки — люди. Так и сейчас мой мюзикл поддерживают потрясающие люди. Одна я бы не сдюжила.

фото: пресс-служба

 

- Расскажите про сотрудничество с известными музыкантами, с кем вас сводила судьба? Были какие-то важные встречи, изменившие вашу жизнь?

- Да! Композитор и пианист, органист Владимир Нестеренко оказал на меня колоссальное влияние. Привил любовь к джазу. Он сейчас Хибле Герзмаве аккомпанирует в том числе. Для меня огромная честь, что именно с Владимиром мы создали тот самый первый джазовый флёр в моем творчестве. Но справедливости ради надо отметить, что Владимира Нестеренко, а также моего первого альбома и джазовых фестивалей не случилось бы в жизни, если бы не первый мой музыкальный продюсер Садо. Песни Садо стали той самой высокой планкой качества, тем эталоном слога и эстетики, которые я несу по сей день. «Паромщик», «Все для тебя», «Шепотом», «О любви», «Навсегда ты» — неотъемлемая часть концертной программы. Спустя 10 лет перерыва, мы сотрудничаем вновь, и я бесконечно этому рада. Ну и конечно колоссальное влияние на меня как на артиста оказала джаз-панк дива Теона Контридзе, с которой мы дружим с 2008 года и даже успели поработать вместе года полтора в связке «артист-пиар-директор». Теона безумно талантлива и как продюсер, и как певица. Но то, какая она show woman, это особый градус. Я учусь у неё смелости. Ну а сегодня и сейчас музыкант, который изменил мою музыкальную карьеру, это блистательный басист, контрабасист и автор оркестровых аранжировок Сергей Гейер. Сергей работает с Алексеем Чумаковым и Сергеем Мазаевым. Он буквально перевернул мой музыкальный мир и сделал завершенным то, что я так долго «снимала в своей голове» в качестве музыкального спектакля и кино.

- А про свое участие в шоу «Ну-ка все вместе!»? Вообще, вы на многие проекты пытались попасть?

- Пыталась на многие. И «Голос», и «Народный артист», и «Фабрика звёзд» … чего только не было. Но ни один кастинг рядом не стоял с кастингом на «Ну-ка все вместе». Более человечного, трепетного, внимательного отношения к себе как к участнику, я не видела никогда. И команда WeitMedia — лучшие для меня в индустрии. Какие шоу они делают! Я бесконечно им благодарна за свой «мягкий» опыт участия в телепроекте. До них кастинги мне напоминали загоны для скота. Километры изможденных ожиданием участников. Едкие комментарии жюри. Порой, недопустимые. К слову, некоторых конкурсантов, которых особо травили на отборе в известных проектах, мы можем слышать на радио и видеть на ТВ. Все у них сложилось наилучшим образом и без проектов.

Кастинг и проект совершенно не показатель твоего таланта. Это рулетка. Не объективная его оценка, а вкусовщина жюри и тех, кто на ТВ решает твою судьбу согласно цифрам рейтинга. Порой, участник, попав-таки на проект, вообще ничего выбрать не может — ни песню, ни костюм, ни аранжировку. Вот почему я сама себе придумала мюзикл и назначила на главную роль. Я не хочу, чтобы за меня решали, чего я достойна, а чего нет, какие песни мне петь и так далее. Я тотально несу ответственность за свою артистическую жизнь, не перекладывая неудачи на людей, которые «решают».

фото: Юлия Кулинчик
фото: Юлия Кулинчик
 

- Правда, что в душе вы панк-певица? Вы много раз брились наголо, для чего? Какие еще экстравагантные поступи вы совершали?

- О, да. В 15-16 я пела с северодвинском панками. Послушайте в iTunes или Яндексе Анна Волкова и «Чудь белоглазая» альбом «Сто дорог». Вас удивит эта работа. 1998 год, записано «на квартире», а звучит до сих пор любопытно. И голос у меня там ух какой. Я вообще бунтарка по натуре, с детства. При том, что с первого класса я была круглая отличница, мне вечно хотелось чего-то «за рамками нормы». Наголо брилась, да. И ирокез в 30 носила, когда выпускала впервые на сцене «16 Тонн» электронную англоязычную программу моего проекта Anise — Spell. Кресты, шипы, кожаные корсеты. В то время я была максимально на темной стороне. Мне хотелось разрушать себя, крушить все вокруг. Я пережила страшное предательство, и эта тема нашла отражение и выход через боль в творчестве. Было много алкоголя. Мне хотелось сбежать от реальности. Но я нашла иное решение. В возрасте Христа я отправилась в грузинские монастыри в Корцхели искать Бога. Хотя он был всегда во мне. Но связь была утеряна. Потом была работа с психологами. Поиски баланса занял несколько лет и выход из моей «пещеры», из моего духовного заточения был найден. И вот уже пять лет я живу абсолютно новой жизнью. Бунтарство мое приобрело качественно иной характер — исключительно созидательный.

- Знаю, что вы долгих 12 лет ждали радости материнства…, Рождение сыновей можно назвать чудом?

- Чудом и самым настоящим благословением. Мальчишки мои рождены 9 и 8 мая с разницей в год. Я их обожаю! Обе наши «встречи» прошли настолько грандиозно. Рождение детей — это самый позитивный, самый восхитительный опыт в моей жизни.

фото: личный архив артиста
сыновья Марк и Ян
 

- Расскажите про сыновей, они же у вас погодки, сложно, наверное, было вот так без перерыва?

- Сложно. Организм ещё гормонально не восстановился, а тут уже новая жизнь зародилась. Первые три года я совершенно не спала нормальным сном. Хотя периодически помогали мои родители и родители мужа, я все равно с ужасом вспоминаю то время, я была зомби. При этом как я умудрялась работать, я совершенно не понимаю. На автопилоте, видимо. Зато сейчас какой кайф! Мальчики дружат, не разлей вода. Ходят в одну школу и в один класс. Помогают друг другу, помогают нам, у моих родителей они колоссально раскрываются, помогают по хозяйству — с кроликами, курами, баранами, огородом. Я обожаю своих детей, просто обожаю. Они умнички. И очень способные в учебе.

- Мальчики помощниками растут, чем увлекаются?

- Старший Марк, ему 8 лет, философ и дипломат. Он рассуждает о смысле жизни и окружающем мире. С раннего возраста выдавал нам такие изречения, что у нас буквально отвисали челюсти. Я в соц.сетях его цитировала. А ещё он миротворец и талантливейший переговорщик. Не любит конфликты и когда громко. Слушает спокойный джаз и медленно медитативно танцует. Полагаю, его ждёт МИД.

Младший Ян, ему 7, это страсть в чистом виде. Он про рок-н-ролл и просто абсолютная противоположность Марка. Обожает дам, причём старшего возраста, математику и бокс. Очень спортивный и усердный. Ох, чувствую, не одно женское сердце будет разбито. Но я учу его быть бережным к чувствам барышень. Он эмпатичный и очень хорошенький. Возможно, артист. Возможно, артист именно в спорте. Я не настаиваю. Вообще предпочитаю наблюдать, поддерживать и не давить. И очень много их обнимать, и целовать. И хвалить люблю их очень.

фото: личный архив артиста

 

- Как говорят, если у женщины есть муж и сын, значит, у нее двое детей, а у вас их получается трое.

- За 10 лет мы многое прошли вместе. Очень тяжёлые были времена. Но сейчас мы на этапе отстройки абсолютно нового качества союза. Мы наконец-то работаем вместе. И это оказалось максимально комфортным и эффективным занятием. Он мне сейчас клип снял на «Забери меня в лето» и вообще очень много делает для развития моего творчества, хотя он из другого мира вовсе, из маркетинга в диджитал.

- Вы живете за городом в Истринском районе, поделитесь, в чем прелесть загородной жизни и не скучаете ли по столице?

- Я не успеваю соскучиться по столице, ведь я в ней работаю. А живу и восстанавливаюсь я в нашей чудесной деревеньке 60 км от Москвы. За город мы переехали, как только родился Марк. С рождением первого ребёнка я поняла, что дети мои в Москве жить не будут до института. Жизнь в Подмосковье чудесна. Спокойный и размеренный режим, близость к природе, в доступе все блага цивилизации и нет такого давления и шума. Я обожаю Истринский район всем сердцем.

фото: личный архив артиста

- В своем доме всегда много работы, как успеваете заниматься хозяйством, детьми, и строить карьеру?

- Я сложила полномочия хозяйки дома и да, занялась карьерой в полной мере. Домом занимается исключительно муж. Я очень много сил вложила в наши ремонты и стройки за эти 10 лет. С меня, как говорится, достаточно. Пришло время отложить шуруповёрт и швабру и заняться только тем, что меня по-настоящему делает счастливой — музыкой! У нас с мужем большие планы на грядущий год. Дети в полном порядке, второй класс начали отлично. Очень помогают мои родители. Ну а всю нашу огромную команду ждёт Градский холл и жгучее намерение в буквальном смысле напоить публику красотой и эстетикой. Пусть так и будет. Мне без пяти минут 40, последние, 13 из которых я посвятила продвижению очень качественной музыки — и своей, и других артистов. Хотя я не джазовая певица, диплома не имею, но я вся пропитана джазом и работой с фантастическими российскими джазовыми музыкантами. И главное, что я пытаюсь донести до публики: джаз не нужно понимать или сразу любить. Его нужно начать слушать.

Лика Брагина

фото: личный архив артиста

Досье

Родилась: 23 апреля 1983 года в с. Холмогоры Архангельской области

Образование: Поморский государственный университет (иняз), Российский университет дружбы народов (иняз)  

Семья: замужем, сыновья Марк (8 лет), Ян (7 лет)

Карьера: певица, композитор, автор песен, продюсер.