Москва слезам не верит: 8 фильмов и сериалов о покорении столицы
Жизнь маленького человека в большом городе – вечный сюжет мирового кино. Но в России, стране с огромным социальным расслоением, покорение Москвы всегда имело особенное значение для культуры. К премьере на KION продолжения сериала «Омар в большом городе», который в комедийном ключе исследует ассимиляцию в Москве жизнерадостного дагестанца по имени Омар, мы выбрали из каталога онлайн-кинотеатра лучшие фильмы о том, как разные герои справлялись с интеграцией в большой город и его покорением.
«Омар в большом городе»
Этот проект, сделанный на основе видеороликов Омара Алибутаева, был хитом интернета, а второй его сезон авторы делали уже в связке с продюсерами KION, которые поддержали самобытный проект про другой взгляд на привыкание к жизни в мегаполисе.
Сериал рассказывает историю молодого парня из дагестанского села, которого родители пытались женить, но он мечтал о свадьбе по исключительно чистой любви, а потому наврал родным, что его пригласили на работу в «Газпроме» и укатил в Москву. С этого момента начинаются его трагикомические приключения в большом городе. Ко второму сезону Омар уже более-менее обжился в Москве, вот только фантастически богатым так и не стал – но успел рассказать об этом родителям. Теперь ему в короткие сроки нужно разбогатеть, чтобы не подвести близких.
«Большой»
Фильм Валерия Тодоровского посвящен судьбе девочки Юли из шахтерского городка, которая вытянула счастливый билет: ее дикий импровизированный танец на заснеженной улице случайно увидел бывший артист балета Потоцкий и заверил Юлю в том, что ей необходимо начать заниматься танцами профессионально. Путь девочки на подмостки Большого театра лежит через балетную школу, где учить Юлю не только танцу, но и жизни, будет Галина Михайловна Белецкая (ее сыграла Алиса Фрейндлих). С юных лет Юля будет вынуждена без родительской поддержки выживать в огромном городе, и убеждаться, что для балета здесь недостаточно таланта – нужен еще и железный характер, чтобы выдерживать все интриги и подлости.
«Купи меня»
У главной героини драмы Вадима Перельмана Кати Королевой (Юлия Хлынина), казалось бы, все есть: семья в Москве, учеба на филологическом, приятная внешность. Но девушке отчаянно скучно, и в один момент она врет маме о том, что едет на стажировку, а сама срывается в Дубай с эскортницами. Здесь она и познакомится с Галей и Лизой, девушками из провинции, с которыми вместе вернется в Москву и будет постигать их способ закрепиться в элитарной столичной жизни – а именно, искать московских папиков. В этом мастерстве Катя преуспеет, ведь с ней можно не только спать, но и говорить о литературе. Как сложится судьба покорительниц Москвы Гали и Лизы – отдельный вопрос.
«Про любовь»
В киноальманахе Анны Меликян, пожалуй, Москву можно назвать главной героиней. Российская столица, светлая и романтичная, абсолютно нереальная и сказочная, объединяет тут судьбы самых разных персонажей – от коренных москвичей до ее покорителей. Этот воздушный фильм не назвать лентой о завоевании Москвы, но есть в нем и линии тех, кто хочет закрепиться здесь и влиться в столичную жизнь. На фоне фильмов о том, как большой город может поломать судьбы людей, «О любви» выглядит как душеспасительное кино.
«Айка»
Фильм Сергея Дворцевого, за участие в котором актриса Самал Еслямова получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль. Айка, ее героиня, приехала в Москву из Кыргызстана, и здесь ей приходится работать везде, где получится – убираться в ветеринарной клинике, ощипывать кур при шаурмичном ларьке, разносить еду в кафе. Все эти работы нелегальные, и Айка часто оказывается обманутой. Фильм показывает жестокую и теневую сторону жизни мигрантов, заглядывает в подполье, чтобы показать их быт. Несмотря на все ужасы, которые происходят с Айкой, она умудряется не терять оптимизма и идти к своей цели – открыть швейную мастерскую, чтобы закрепиться в Москве вместе со своей дочкой и ни от кого не зависеть.
«Ню»
Романтичный фильм о том, как одиноко может быть в Москве представительнице совсем иного культурного кода, сняла китаянка Ян Гэ, актриса и ученица режиссера Кирилла Серебренникова. Снимая на видео свою рутину, героиня этого фильма, сама Ян Гэ, каждый день ищет ответа на вопрос: это ее все не понимают в огромной и шумной Москве, или же с ней на самом деле что-то не так, и дело тут не в национальности. Небольшой по хронометражу фильм представит новый взгляд на вечную проблему экспатов в Москве.
«Карнавал»
Напоследок – советское кино. Фильм Татьяны Лиозновой с Ириной Муравьевой в главной роли рассказывает о судьбе провинциалки Нины Соломатиной, которая мечтает стать актрисой и приезжает в Москву буквально ни с чем – кроме уверенности в том, что все у нее получится. Нину ждут первые провалы и первые разочарования, и путь на сцену оказывается ох каким непростым. За роль в этом фильме Муравьеву назвали лучшей советской актрисой 1982 года, и миллионам зрителей запомнился финальный диалог ее героини с мамой:
– Ну что, Нина, ты артисткой-то стала?
– Стала!
«Москва слезам не верит»
Фраза «Москва слезам не верит» из фильма Владимира Меньшова, получившего за него «Оскар», тоже принадлежит героине Ирины Муравьевой. Это канонический фильм о покорении большого города и о том, как его суматоха влияет на судьбы девушек. Героине Муравьевой, бойкой Людмиле, Москва кажется большой лотереей, в которую она играет с азартом. Робкой Антонине всегда хотелось простого семейного счастья, его она и получает практически сразу же, не тратя время на поиски чего-то еще. Ну а Катерина демонстрирует удивительный путь, в котором находится место и романтике, и потерям, и рождению дочери, и карьере.