Портрет русской женщины в кино

Лика Брагина
Profile picture for user ed

В российской киноиндустрии был небольшой период, когда женщин изображали плоско – в противовес традиции советского кино, в котором женщины были показаны разнообразно; были и начальницами, и верными женами, и ветренными красотками – перечислять можно долго. Сегодня авторы фильмов и сериалов снова обращаются к женщине и пытаются избегать стереотипов, прописывая объемные характеры. Вместе с онлайн-кинотеатром KION рассказываем об актрисах, чьи образы особенно можно отметить в контексте темы портрета русской женщины.

Героини Анастасии Поповой, Анны Котовой, Лины Миримской и Марии Осиповой в сериале «Бэби-тур»

фото: пресс-служба

В новом оригинальном сериале KION по сценарию Василия Сигарева, драматурга, который в своем творчестве уделяет много внимания женским образам, и раньше, по сути, писал пьесы и сценарии для одной актрисы – своей бывшей жены Яны Трояновой – целая галерея героинь, которые объединены одной проблемой, но решают ее по-разному, в соответствии со своими яркими характерами и архетипами. «Бэби-тур» - это история о том, как в 2008 году женщины из поселка Ливни задумались над идеей поехать рожать за границу, чтобы вслед за новорожденным ребенком получить гражданство и начать новую жизнь в свободной стране. Однако перед каждой из них – бойкой Зиной, которая все это затеяла, робкой Татьяной, которая давно мечтает о ребенке, циничной Гелей, у которой уже много детей, и неформалкой Кирой, которая не думала еще даже о семье – неизбежно встают вопросы, нужна ли им в их конкретной жизни погоня за красивой картинкой. Сигарев тонко прописал характеры своих героинь, и каждая из них целится точно в народное сердце, а ансамбль актрис во главе с режиссером Федором Стуковым воплотил самые тонки грани народных характеров. И здесь не будет громкой фразой сказать, что в жизненных перипетиях каждой из героинь зрители узнают себя.

Героини Ангелины Стречиной, Анны Котовой, Лины Миримской и Янины Студилиной в сериале «Сестры»

фото: пресс-служба

Еще один сериал, который показывает, как женщины совершенно разных социальных сфер – хотя три из них являются родными сестрами – сталкиваются с общей проблемой и решают ее сообща – снял режиссер Илья Силаев. «Сестры» - сериал о трех девушках, которые съехали из отчего дома и пошли разными путями: Ирина стала бизнес-акулой, Ольга – учительницей, Мария – парикмахером и глубоко семейной женщиной. Отец оставил дочкам наследство – автосервис – но управлять им, согласно завещанию, сестры могут только вместе, причем с примкнувшей к ним бывшей молодой женой папы. Сталкиваясь с различными ситуациями, от бытовых до глубоко философских, эти героини, прописанные чуть глубже, чем просто персонажи ситкома, транслируют зрителям идею о сестринской любви и женской дружбе.

Героини Анны Михалковой

фото: пресс-служба

Пожалуй, про каждую героиню Анны Михалковой говорят, что она – истинно народная, но на первое место в этом списке хочется поставить Машу из фильма Анны Пармас «Давай разведемся!» Маша – абсолютно обычная российская женщина: у нее двое детей, она врач, а хозяйством занимается ее муж. Не самый типичный поворот для массового кино, но вполне типичный для реальной жизни. Узнав о том, что муж ей изменяет, Маша тоже поступает, как обычная женщина: плачет, напивается, даже обращается к гадалке. Пармас и Михалкова показывают путь женщины, которая пыталась быть хорошей во всем, но так как на ней лежало обеспечение семьи, она упустила своего мужа – но зато к финалу фильма пришла к освобождающему выводу, который успокоил миллионы россиянок, искренне полюбивших фильм.

Героини Яны Трояновой

фото: пресс-служба

Яна Троянова в своей фильмографии воплотила немало женских характеров: и трогательную продавщицу ларька Ленку Шабадинову в «Стране Оз», и мать-кукушку в мрачной драме «Жить», и тусовщицу Вику в комедии «Кококо» (в этом фильме, кстати, ее интеллигентную противоположность сыграла Анна Михалкова). Но самой народной героиней Яны, стопроцентной русской женщиной, остается Ольга из одноименного сериала. Ольга на своих плечах тащит и сына, и дочку, и сестру, и отца, самоотверженно пытается помочь всем, забывая о себе, и в одном из сезонов это даже приводит к ее алкогольной зависимости – теме, которая не так часто поднимается в кино о женщинах.  

Героини Марины Федункив

фото: пресс-служба

«Мама Коляна» - так в народной памяти отпечаталась Марина Федункив, которая действительно подарила много от себя своей героине из сериала «Реальные пацаны». Ее тетя Марина, наверное, самая популярная героиня пермского ситкома, уж точно – самая плодовитая на фразы, которые ушли в народ. Она одна воспитала сына, всю жизнь работает в столовке, не гнушается и других мужчин (всегда рядом с ней молчаливый Арменка) и остается женщиной с большим сердцем. Похожа на нее и новая героиня Федункив из сериала «Кафе «Куба», который также сняла режиссер Жанна Кадникова. Тамара тоже одна воспитывала сына, одна тащила на себе бизнес в девяностые, и к 2003 году, в который происходит действие сериала, пришла сильной и состоявшейся женщиной, чье сердце, впрочем, открыто для романтики.