вес костюмов в сериале «ЕКАТЕРИНА. ФАВОРИТЫ» превышал 2 тонны

Ирина Морозова
Profile picture for user ed2

6 ноября на телеканале «Россия»– премьера четвёртого сезона популярной киносаги, посвящённой судьбе великой императрицы«Екатерина. Фавориты». Это продолжение истории о царствовании и личной драме самой могущественной и независимой женщины на российском престоле. В роли Екатерины – Марина Александрова.

Марина Александрова (в роли Екатерины II):

— Мы начали снимать киносагу о Екатерине девять лет назад, и вот уже четвертый сезон! Без зрительского успеха история сериала не получилась бы такой длинной. Екатерина — невероятная историческая личность, которая, безусловно, достойна внимания потомков, она не напрасно вошла в историю как Екатерина Великая. Будучи немкой, став абсолютно русской, проведя тридцать с лишним лет на троне, она действительно сделала гораздо больше для России, чем многие правители до и после нее. Каким-то образом судьба подарила мне шанс сыграть эту замечательную женщину, и я безумно счастлива. Моя героиня занимает особое место не только в моей творческой биографии, но и в жизни в целом. Екатерина многому меня учит: подглядывая за ней, я что-то беру себе, а что-то отвергаю в своей жизни. Но Екатерина — это не только я, это большое количество людей, стоящих за моей спиной, которые мне помогали воплощать этот образ и быть наиболее близкой к исторической действительности. Я очень благодарна всей съемочной группе. И, конечно, зрителям!

2
Владимир Яглыч (Григорий Потемкин): "Персонажи стали мудрее, старше — это уже не те молодые повесы, каким был и Потемкин, когда впервые пересекся с императрицей"

За воссоздание эпохи отвечали Сергей Воробьёв, художник-постановщик всех сезонов «Екатерины», и Роман Корбан, присоединившийся к работе над сериалом в третьем сезоне в качестве ассистента художника по костюмам, а в четвёртом выступив уже художником по костюмам.

Сергей Воробьёв, художник-постановщик: «Режиссёр Дмитрий Петрунь хотел больших пространств, бесконечных просторов. Любил проехать камерой через макет корабля в кабинет Потёмкина, например. Ещё он обращал внимание на мелкие детали на крупных планах, на натюрморт, так сказать. И мы с помощью разных ухищрений, операторских приёмов, специальных линз старались всё это воплотить в декорации, строительство которой вела архитектор Нина Русских. Я считаю, получилось красиво. Ещё одной особенностью этого сезона стало то, что крымские сцены в этот раз мы снимали на Кавказе. Но в этом даже были свои плюсы. Под Кисловодском мы нашли долину речки, которая является границей между Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией. Там место пустынное, дороги грунтовые, никакой цивилизации – именно то, что нам надо. Единственное, не было моря, но его нарисовали на графике».

1
Марина Александрова (Екатерина II):«Екатерина – невероятная историческая личность, которая, безусловно, достойна внимания потомков"

Дмитрий Петрунь, режиссер:

— Мне нравится возиться с историческими, костюмными картинами, я с большим удовольствием на них соглашаюсь. Мне всегда интересны исторические личности, которые управляют государством, в подчинении которых находятся миллионы людей, интересен мотив их поступков в той или иной ситуации. Здесь можно провести много различных параллелей, и это тоже для меня важно, потому что тогда и контакт со зрителем происходит плотный и честный. Большим плюсом было и то, что это финальный сезон, некая точка. И ставить ее надо было интересно: сделать какие-то выводы вместе с главной героиней, подвести итоги жизни великого исторического персонажа и позволить себе осмысление прожитой истории

2
Анна Ковальчук (Екатерина Дашкова): "В первый раз в жизни я  приступила к исторической роли. Какое это счастье — раскрыть образ этой всем известной умнейшей, интеллигентнейшей женщины, посвятившей себя науке, и погрузиться в историю и литературный материал"

Роман Корбан, художник по костюмам: «В этом сезоне было несколько смен костюмов, так как императрица показана уже и пожилой, и совсем состарившейся. Все наряды Екатерины воспроизводили по её портретам, написанным современниками: красное, синее, мундирные платья, плащ, шуба. Костюмы, конечно, были тяжёлыми, но они и в ту эпоху такими были. И облегчить их для актрис было невозможно. Без корсета платье не наденешь – оно не будет сидеть, без панье будет смотреться как халат, из синтетики не сошьёшь: даже в волшебном мире кино шёлк и бархат – а это тяжёлые ткани – подделать в кадре невозможно. В общем, было непросто, но интересно. Мы все очень старались. И я горжусь абсолютно всеми нашими костюмами».

4
Павел Табаков (Павел Первый): "Мой персонаж — Павел Первый — нелюбимый сын от нелюбимого мужа. И из-за злости и желания ей отомстить, Павел готов пойти на радикальные меры, чтобы получить то, что ему принадлежит по праву"

Дмитрий Гудочкин (Александр Мамонов): «В работе над историческим проектом грим и костюм едва ли не главные помощники в создании образа. Самочувствие меняется, когда ты облачаешься в одежды той или иной эпохи. Так и здесь: будто нутро подстраивается под батистовую рубаху, камзол, кафтан, кюлоты, в случае моего персонажа – под военный мундир и сапоги, происходит волшебное превращение. Однако никогда не стоит забывать, что хоть эти люди и жили много лет назад, они такие же, как и мы сегодняшние, с теми же проблемами, заботами, так что, несмотря на инкрустированные бриллиантами пуговицы, играть нужно живого человека, а не условный портрет или фарфоровую статуэтку».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

  • Съёмки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, а также в окрестностях Кисловодска – там снимались все крымские сцены.
  • Все эпизоды у Чёрного моря снимались на пляже Финского залива под Санкт-Петербургом.
  • В Москве съёмки проходили в интерьерах и экстерьерах усадьбы Кусково и дворцово-парковом ансамбле Царицыно. Екатерининский зал в Царицыно, который ещё называют Золотым, выступил в роли тронного зала Зимнего дворца. Также съёмки проходили в природно-историческом парке Кузьминки-Люблино, а Гатчину «нашли» в музее-усадьбе Люблино, известном также как усадьба Дурасова.
  • Интерьеры дворца Екатерины – её спальня, будуар, рабочий кабинет, комната прислуги, столовая, залы, анфилада, а также интерьеры Бахчисарайского дворца, дворца Топкапы, застенков Петропавловской крепости, трактира, гостиничных номеров, кабинетов были выстроены в павильоне общей площадью 1000 квадратных метров.
  • В съёмках было задействовано 57 предметов антикварной мебели – подлинной, дорогой, с историей. Весь реквизит для этого сезона брался в аренду, и лишь подвески на канделябры были специально изготовлены из искусственного хрусталя.
  • Кареты Екатерины были полностью сконструированы на даче у художника-постановщика.
  • Для достижения портретного сходства исполнительницы главной роли с Екатериной Великой в этом сезоне нанесение пластического грима занимало около трёх часов, при этом также использовались специальные линзы, а руки гримеры «старили» живописью, прорисовывая синие жилки.
  • У Екатерины было около 30 костюмов, потому что показано несколько её возрастов. Только ночных рубашек было 4. Они все шились индивидуально.
  • Во время съёмок было использовано около 500 костюмов: около ста изготавливались самостоятельно, ещё сотню брали в аренду, и около 300 пришло из Европы – Испании и Италии. 
  • Самый тяжёлый костюм был у княгини Дашковой (Анна Ковальчук): расшитое камнями платье со шлейфом весило около 9 килограммов. А общий вес всех костюмов, использованных в сериале, превышал 2 тонны.
  • Вся военная форма австрийских офицеров, а также мундиры Фридриха Великого и короля Англии отшивались полностью «с нуля».
  • Адмиральский мундир Потёмкина восстанавливался по его портрету, полностью повторяя расположение орденов, аксельбантов и других деталей. 

фото: телеканал "Россия"