Кризис среднего возраста в кино и сериалах

Лика Брагина
Profile picture for user ed

Как его переживают герои Константина Богомолова, Джесси Айзенберга, Светланы Ходченковой и др.

Кризис среднего возраста – понятие растяжимое во времени: кого-то он может настичь в 35 лет, кого-то в 40 и за 50. Однако психологи сходятся в том, что симптомы в любом возрасте одинаковы: неудовлетворенность жизнью и переоценка прожитого, потеря радости от привычных интересов, ощущение ненужности этому миру. О кризисе среднего возраста и о том, как постараться его принять и пережить, снято немало фильмов и сериалов. Рассказываем про самые любопытные.

«Кеша должен умереть»

Новый сериал Константина Богомолова с ним же в главной роли сразу заявляет неординарные предлагаемые обстоятельства: архитектор Иннокентий Мельников поддерживает все связи, в том числе и эротические, с двумя своими бывшим женами и одной нынешней, а сами женщины дружат между собой. Идеальная схема дает сбой, когда Кеша приводит в многоугольник 19-летнюю пловчиху Аллу, которая, как кажется женщинам Кеши, совсем не соответствует их статусу. Но сам Мельников, плывя по течению кризиса среднего возраста, проблемы не видит: ему кажется, что он снова смог влюбиться, как в юности. Он без зазрения совести вешает на женщин решение своих проблем, еще не подозревая, какую диверсию против него они задумали. Авторы сериала говорят, что «Кеша должен умереть» - это «история в духе Вуди Аллена», то есть главного режиссера, который умело препарирует экзистенциальные проблемы и делает из них комедию.

С 1 декабря на KION

фото: пресс-служба

«Флейшман в беде»

Остроумный сериал с Джесси Айзенбергом и Клэр Дейнс через историю разводящихся после долгих лет брака супругов говорит со зрителем о том, как непросто принять, что ваша жизнь прожита именно так, как она прожита, и изменить это уже не получится. Страдания из-за скоротечности жизни и желание вернуться назад – самые частые мысли тех, кто погружается в кризис среднего возраста. У Тоби и Рейчел накопилась друг к другу масса претензий, связанных с разницей взглядов примерно на все. Оставшись один, 40-летний Тоби пытается заново открыть для себя мир свиданий, однако в этом мире многое поменялось, и он чувствует себя крайне растерянно. Тем более, у него есть дочь, забота о которой лежит на нем, и она вступает в возраст вопросов, на которые у Тоби, учитывая его кризис, нет внятных ответов.

«Миссис Флетчер»

Самый обнадеживающий сериал нашей подборки рассказывает о женском кризисе среднего возраста – конечно, он существует, несмотря на то, что поп-культура сконцентрирована на мужском. Пережив развод, отправив сына учиться в колледж, Ив Флетчер почувствовала невыносимое одиночество и полное непонимание, что ей теперь делать со своей жизнью. Неожиданно к ней приходит мысль о том, что можно заняться своим сексуальным просвещением и пробуждением – и эта дорожка приводит ее к крутым переменам в жизни. Вдруг оказывается, что в кризисе не обязательно замыкаться - и тогда любые проблемы могут стать трамплином к веселью; а еще не обязательно причинять боль близким людям, ведь Ив занялась собой, сполна отдав долг и семье, и другим общественным институтам.

«Я «любила» мужа»

Еще один сериал о женском пробуждении – на этот раз из России, от создательниц сериала «Почка» Марии Шульгиной и Елизаветы Тихоновой. Ксения, героиня Светланы Ходченковой, ни за что бы не стала решать свои проблемы с полной неудовлетворенностью от семейной жизни, если бы случайно не убила мужа во время эротической игры.  Теперь Ксении грозит тюрьма, но если труп она худо-бедно прячет, заморочив голову капитану Капронову (Александр Яценко), то вот как жить и кормить детей без денег – непонятно совсем. Ксения начинает новую жизнь, пробует работать, знакомится с парнями, и сама удивляется, почему же она не занялась всем этим раньше, ведь мужа она давно не любила. Несмотря на довольно серьезные озарения героини, «Я «любила» мужа» - это стопроцентная комедия с примесью черного юмора.

«Трудности перевода»

В самом трогательном фильме о случайной встрече двух одиночеств в неоновой Японии снялись Скарлетт Йохансон и Билл Мюррей; и до сих пор второй фильм Софии Копполы критики называют лучшим в ее фильмографии. В кризисе среднего возраста здесь пребывает Боб, актер старой школы, который вынужден сниматься в рекламе виски и сходить с ума от унизительности этого мероприятия, а также от тотального непонимания. Шарлотте, живущей в том же отеле, что и Боб, до возрастного кризиса далеко, но ей тоже непросто из-за одиночества, джетлага и непонимания со стороны семьи и друзей. Бобу и Шарлотте оказалось достаточно пары часов, чтобы понять, как они друг другу близки. Вопреки крайне живучему шаблону, Коппола не лишает субъектности героиню Скарлетт, и показывает, что ей связь с персонажем Мюррея нужна не меньше, а может, и больше.  

«Трое»

Фильм Анны Меликян снят с оглядкой на «Осенний марафон» и «Полеты во сне и наяву» - советскую классику лент о мужском кризисе среднего возраста. Герой Константина Хабенского, ведущий Саша Сашин, и впрямь пытается походить на Бузыкина и Макарова, однако Сашин в прямом смысле прыгает в Неву, устав от всего на свете – работы, семьи, ощущения пустоты и бессмысленности. Из воды его вытаскивает Вероника, поэтесса и экскурсовод по мистическим местам Питера. Сашин, конечно, влюбляется, забыв обо всем на свете, и заложницей ситуации становится его жена Злата, которая любит Сашина и не хочет отпускать, несмотря на измены. А он и не собирается делать выбор.

фото: пресс-служба