Новый фильм Франсуа Озона "Что случилось осенью" выходит в прокат

23 января в российский прокат выходит картина «Что случилось осенью» (Quand vient l'automne) — историю одного идеального преступления от режиссёра Франсуа Озона, мастера психологических головоломок и детективных сюжетов. Фильм получил две награды на кинофестивале в Сан-Себастьяне: за лучший сценарий и лучшую роль второго плана (Пьер Лоттен).

О фильме

«После “Моего преступления” — комедии, заигрывающей с иронией и искусственностью, я хотел вернуться к написанию оригинального сценария. У меня было желание сделать фильм более близкий к реальности. В “Что случилось осенью” есть темы вины и убийства, атмосфера детективных романов Жоржа Сименона. Я держал в голове этого писателя, когда думал над описанием маленькой провинции, где на первый взгляд всё кажется более-менее нормальным и мирным. Но за кулисами происходит что-то иное. В романах Сименона детективная интрига вторична. Его интересует не резолюция, а психология — отношения между персонажами, их невротические связи. Главная героиня Мишель (Элен Венсан) как раз читает триллеры: Агату Кристи, Ф.Д. Джеймс и, конечно, Жоржа Сименона», — говорит режиссёр. «Структура сценария построена как загадка. Зрителю предстоит разгадать головоломку, собрать воедино разные кусочки, чтобы получить полную картинку. Намеренная недосказанность подталкивает искать логику между определёнными событиями, думать, что происходило между персонажами всё это время. Так и в жизни — у нас нет глобального видения фактов. Что-то ускользает от нас и мы интерпретируем факты по-своему, — рассуждает Озон. — Временами главная героиня может узнать правду, но предпочитает “замести пыль под ковер” и продолжить жить, потому что у неё есть инстинкт выживания. И я обнаружил, что чувствую тоже самое. Мы часто предпочитаем ослеплять себя, отрицать определённые грани реальности, чтобы жить как можно лучше». Придумывая завязку фильма, Франсуа Озон отталкивался от личной истории. «В детстве одна из моих тёть организовывала семейный ужин. Она готовила грибы, которые сама собрала. Ночью всем было плохо — кроме неё, потому что она их не ела. Эта история меня впечатлила, и я подозревал свою тётю, такую милую и доброжелательную, в том, что она хотела отравить всю мою семью. И признаться, это немного было моим внутренним желанием, — рассказывает режиссёр. — Позже, открыв для себя фильм “Роман обманщика” Саши Гитри, я сразу же подумал об этом инциденте. Когда мы готовим грибы, нет ли у нас более или менее осознанного желания от кого-то избавиться? Я отталкивался от этого вопроса, создавая главную героиню. Она выглядит как “божий одуванчик”, но при этом в ней больше проблем, чем мы можем представить». В одном из интервью Франсуа Озон поделился, что видит тенденцию обожествлять и идеализировать пожилых людей. «Мы забываем, что у них могло быть более сложное прошлое, чем кажется. Они когда-то были молоды, сексуальны и не особо сознательны… Я хотел передать всю неоднозначность желания Мишель видеть своего внука, — говорит режиссёр. — В истории много случайности и имманентности. Нарративно мне хотелось смешать сложную тему старости с аспектом триллера. Недосказанность позволяет зрителю сделать собственный вывод и получить свою интерпретацию поведения Мишель или Венсана, сына Мари-Клод, который выходит из тюрьмы и мы знаем о нём лишь то, что “он делал глупости”. Я также хотел, чтобы фильм задавал вопрос о нашем поведении и реакциях, когда близкий человек осуждается и подозревается в чём-то плохом. Доказательств нет. Начинаются сомнения. До какого момента мы можем его защищать? Эти вопросы особенно резонируют с тем, что представляет из себя наше общество сегодня».

фото: пресс-служба

О съемках

«Я стремился передать атмосферу провинции. Для меня было важно написать эту интимную историю Бургундии, региона, который я люблю, и где я проводил детские каникулы. Мы снимали в деревне Донзи, недалеко от реки Луара. В этом регионе редко снимают кино. После городских фильмов, было здорово обратиться к спокойствию деревни, вернуться в место из моего детства. Фильм рассказывает об осени жизни, но также о красоте её пейзажей. Ритм времён года и природа ощущаются в цветах, свете, звуках, в шуме воды каналов. Фильм начинается и заканчивается осенью в лесу. В финале Мишель метафорически сливается с природой, окруженная папоротниками, возвращается в землю, как гриб. Это цикл жизни», — делится Озон.

О главной героине

«Мне было важно показать ритм 80-летней женщины, живущей в деревне, в своём красивом доме. Она занимается огородом, ходит в церковь, ездит с подругой на машине, ужинает одна. Её ритм жизни отличается от того, который был когда-то в Париже. В её повседневности много тишины. И в некоторые моменты, что-то может быть сказано, но этого не происходит. Или этого не слышно. У Мишель есть форма защиты. Она не зловещая, но создает свою истину. Это её способ выжить», — рассуждает режиссёр. «Дружба Мишель и Мари-Клод вносит свой вклад в ритм фильма. Идея дружбы и сестринства уже была в “Моём преступлении”, но здесь речь о двух взрослых женщинах, у которых была одинаковая работа, прошлое… Мне хотелось передать их удовольствие от совместной повседневной жизни, — говорит режиссёр. — Мишель и Мари-Клод как две сестры. Одна страдала больше другой. У Мари-Клод нет такой силы, как у Мишель. Ни её отсутствующей морали. Она не знает, как свыкнуться с реальностью, принимает её прямо, проживает телом и заболевает. Она чувствует ответственность за своего сына, попавшего в тюрьму. Она винит себя и спрашивает, что плохого она сделала как мать. В то время, как Мишель утешает себя гораздо проще: “Мы сделали, что могли!”».

фото: пресс-служба

Об актерах

Франсуа Озон уже работал с Элен Венсан (Мишель) и Жозиан Баласко (Мари-Клод) над драмой «По воле божьей». «Тогда это были маленькие роли, но заметные. Они играли матерей. Мне было приятно с ними сотрудничать и хотелось продолжить нашу коллаборацию. У Элен Венсан вообще было немного главных ролей в кино. Это великая актриса, которая в один момент может передать жесткость и огромную нежность. У неё невероятная будничная красота. Она полностью вписалась в персонажа. Совпадение, но она живет в Бургундии, недалеко от места съёмок, — говорит режиссёр. — Что касается Жозиан Баласко, мне кажется, она немного похожа на великих французских актёров и актрис 1930-х годов. Как и все гениальные комики, она обладает сильной способностью к эмоциям. Ей удаётся изобразить чувство вины, пережитые неудачи, более скромный образ жизни. Её походка, тело и лицо излучают очень яркую человечность и естественность».

«У Пьера Лоттена, который играет Венсана, также была маленькая роль в “По воле божьей”. Он одновременно красив и тревожен. В нём есть двойственность и неопределенность. Я считаю, он прекрасен для роли этакого опасного соблазнителя: подкупает своей харизмой и внушает некоторую опасность. Я также воссоединился с Людивин Санье. Последний раз мы работали над “Бассейном”. С этих съёмок прошло уже более 20 лет. Было огромным удовольствием увидеться и снять её в роли хрупкой и агрессивной женщины, которая несёт страдания как бремя. Во второстепенной роли появляется Малик Зиди. Он играл с Людивин в “Каплях дождя на раскалённых скалах”. Эта далёкая связь между ними видна лишь мне и некоторым зрителям. И для идеального исполнения роли капитана полиции я выбрал Софи Гийемен. В ней есть красота, свет, нежность, манера смотреть на других напряженно. Для меня было понятно, что капитаном должна быть понимающая женщина, которая оставляет эту загадку, с мыслью о том, что эта разрушившаяся семья может быть отражением её собственной жизни, её недавно родившегося ребёнка, который будет воспитываться без отца», — рассуждает режиссёр.

фото: пресс-служба

О старости и старении

«Мы боимся старости, она возвещает смерть. Мы немного откладываем эти темы в сторону. Но в обществе есть люди, которые беспокоятся и рефлексируют об этом. Поэтому мне показалось естественным поставить пожилых женщин в центр этой истории», — говорит Озон. «Я хотел снять контраст юности и старости, снять руку внука в руке бабушки. Это подчёркивает чувственные связи между старшими и молодыми. У Мишель без сомнений была неспокойная жизнь. Сейчас она отдыхает, наслаждается природой, компанией подруги и своим внуком. Зритель чувствует спокойствие, благополучие, важность ежедневных ритуалов. Внезапно происходит неприятный инцидент. Ей запрещают видеться с внуком. Она больше не может вставать по утрам, спит днём, впадает в депрессивное состояние. Мишель любящая, но это не передалось её дочери, и она заполняет эту потребность внуком. В конце Мишель отдаёт внуку ключи от дома, которые дочь пыталась у неё выпросить, цепляясь за деньги и прошлое матери. Дочь требовала, а получил внук», — говорит режиссёр. «Я стремился передать простоту и мягкость, наполнить сюжет напряжением от реальных проблем персонажей, которые сталкиваются со сложными случаями, за пределами добра и зла. Но, конечно, первоначальный импульс — снять пожилых актрис. Показать красоту морщин на их лицах, отражающих время, их жизненный опыт, — делится Озон. — Я вспоминал про свой фильм “Под песком”. Когда я собирался снимать Шарлотту Рэмплинг, которой было около 50 лет, все говорили мне: она уже слишком старая, это никого не заинтересует. Я в ужасе вижу, в какой момент пожилые актрисы пропадают из общества и с экранов. Мне хотелось снять актрис 70-80 лет, которые несут свой возраст и принимают его без искусственности». «Прошлое Мишель и Мари-Клод — камушек в ботинках их детей. Я провёл много исследований, и в общем, существует две реакции: либо ребёнок принимает сторону матери, помогает справиться, получить социальную защиту, пенсию и так далее, либо ребёнок отвергает свою мать, считая её поступки мерзкими и шокирующими. Поведение Венсана и Валери является немного изображением архетипов, настолько очевидных, что они кажутся более сложными», — говорит Озон.

фото: пресс-служба

О музыке

«Мне понравился опыт работы с Сашей и Женей Гальпериными над фильмом “По воле божьей”. Перед съёмками “Что случилось осенью” я показал им сценарий и попросил написать атмосферную и достаточно тревожную музыку, чтобы создать бессознательное напряжение. Без единого изображения они написали тему на пианино, которую я посчитал очень красивой, на неё они наложили шум падающих листьев. Этот кусочек вёл нас на монтаже и во время создания других тем. Для сцены в баре с Венсаном, песня Aimons nous vivants Франсуа Валери стала для меня символизирующей дух фильма, который за пределами обстоятельств, показывает в первую очередь силу связей и возможностей примирения и выживания Мишель», — говорит режиссёр.

ЭЛЕН ВЕНСАН И ЖОЗИАН БАЛАСКО О СВОИХ РОЛЯХ

«Эта роль стала для меня пространством для глубоких и личных исследований. Несмотря на свой возраст, Мишель остаётся энергичной и боевой. В ней много жизни. Внезапно её мирный уклад нарушается: дочь отказывается доверить бабушке внука. Для Мишель это сопоставимо с осколочной раной. И без того конфликтные отношения матери и дочери обостряются. Мне кажется, в этой истории взаимоотношения людей полны невысказанных слов, тайн и намёков. В особенности мне нравится сложность героини и хитроумное развитие событий», — говорит Элен Венсан. «Франсуа всегда хочет быть как можно ближе к своим актёрам. Он следит за деталями. И каждый раз берётся за разные темы и жанры. У него есть свой стиль. Я им восхищаюсь и уважаю его талант», — говорит Жозиан Баласко.

фото: пресс-служба

Факты о фильме

При написании оригинального сценария Франсуа Озон отталкивался от детективных романов Жоржа Сименона и фильма «Роман обманщика» Саши Гитри.

Съёмки проходили в Бургундии, в деревне Донзи, недалеко от реки Луара.

Франсуа Озон уже работал с Элен Венсан, Жозиан Баласко и Пьером Лоттеном над фильмом «По воле божьей».

Оригинальный саундтрек написали братья-композиторы Евгений и Александр Гальперины.

Синопсис

Мишель, образцовая бабушка и великодушная соседка, наслаждается жизнью в бургундской деревне. Однажды, в нетерпеливом ожидании гостей, она отправляется с подругой Мари-Клод за грибами. Впереди — обед с дочерью и долгожданные каникулы с любимым внуком. Но досадный инцидент рушит все планы, лишая Мишель покоя и радости. Тогда Венсан, сын подруги, который недавно вышел из тюрьмы, решает исправить ситуацию по-своему.