Егор Бероев: в октябре 1993-го мы жгли костры на Тверской, были обмануты властью, разваливали страну

Фильм «Самозванцы» с Линдой Лапиньш («Игра на выживание», «Бывшие», «Мажор»), Сергеем Шакуровым («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Сто дней после детства», «Сибириада») и Александром Адабашьяном («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино») в главных ролях выйдет в российский прокат 5 июня 2025 года, накануне дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. 

Ровно 200 лет назад, в 1825 году А.С.Пушкиным была создана трагедия «Борис Годунов». Именно после завершения работы над «Борисом Годуновым» Пушкин написал П. Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»

фото: пресс-служба

«Самозванцы» — это режиссерский дебют Марии Рейзен, в котором события осени 1993 года перекликаются с историей Смутного времени и пушкинской трагедией «Борис Годунов». В ленте также сыграли Егор Бероев, Владимир Гуськов, Анна Михалкова, Татьяна Лютаева,  Ильдар Гайнутдиннов, Уршула Малка, Михаил Филиппов, Татьяна Лютаева, Юрий Назаров, Владимир Симонов, Марк Тихонов, Александр Политковский и другие.

Картина участвует в конкурсной программе «Русские премьеры» 47-го Московского международного кинофестиваля. Сценарий фильма написал режиссер, продюсер кино и телевидения, кинокритик, директор и главный редактор телеканала «Культура» Сергей Шумаков при участии Георгия Лордкипанидзе, который также выступил одним из продюсеров фильма. 

фото: пресс-служба

Производством ленты занимались компании «Русские исторические медиа» совместно с «Централ Партнершип». Фильм создан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Прокатчик картины — «Централ Партнершип».

Оператор-постановщик фильма — Михаил Агранович («Крейцерова соната», «В круге первом», «Иван Денисович»), художник-постановщик — Евгений Митта («ВМаяковский», «Прогулка», «Восемь с половиной долларов»). Музыку к фильму написал заслуженный деятель искусств Российской Федерации, пятикратный лауреат премии «Золотой орел» в номинации «Лучшая музыка к фильму» Юрий Потеенко («Обитаемый остров», «Черная молния», Анна Каренина. История Вронского»), продюсеры: Георгий Лордкипанидзе, Дмитрий Рощин, Вадим Верещагин

фото: пресс-служба

 

Основной сюжет фильма разворачивается в октябре 1993 года. На фоне политического кризиса и охватывающего Москву хаоса тележурналистка Лиза Корчакова получает задание снять сюжет о смерти своего учителя — режиссера Бориса Беркова, который в одиночестве у себя на даче работал над экранизацией «Бориса Годунова». Погружаясь в атмосферу его последнего фильма, Лиза все глубже втягивается в параллельный мир — между пушкинской трагедией и тревожной реальностью вокруг. В ночь с 3 на 4 октября 1993 года судьба России, судьба неоконченного фильма «Борис Годунов» и судьбы героев драматично переплетаются у Останкинского телецентра в Москве.

Фильм выстроен как многослойная структура: это одновременно история о событиях 1993 года, интерпретация пушкинской трагедии «Борис Годунов» и документальная хроника. Атмосфера телевизионных студий, московских улиц и загородных дач, сцены из «фильма в фильме» «Бориса Годунова», кадры новостей в экранах мониторов, сплетаются в единое повествование. 

фото: пресс-служба

Продюсер Георгий Лордкипанидзе называет такую конструкцию «тройным зеркалом»: «Мы смотрим на нас самих 30 лет назад, в 1993 году вглядывающихся, через пушкинского «Годунова», вглубь Смутного времени. И в этой драме начала XVII века вдруг узнаем себя сегодняшних. … Мы все живем в истории».

«Смутное время вызывает у меня инстинктивный страх — хаос, отсутствие контроля, авторитетов и неминуемые жертвы. Оно показало, что может произойти, если страна теряет свои ориентиры и поддается хаосу. В работе над “Самозванцами” я почувствовала, насколько важно передавать эти уроки. Я очень благодарна, что меня никто не подавлял авторитетом, и все работали над воплощением изначального замысла Сергея Леонидовича. Там были заложены очень тонкие настройки», — говорит режиссер Мария Рейзен.

фото: пресс-служба

Сергей Шакуров, исполнивший роль Бориса Беркова, отмечает, что смута как исторический феномен неизбежно возвращается и требует осмысления: «Болотников и Пугачев, Раскол, Стрелецкий бунт, мятежи, раздоры, нищета, гибель людей — и всегда борьба за власть. Еще не одно поколение будет пытаться разгадать события того времени, провести параллели с настоящим». Он также подчеркивает важность доверия и сотрудничества с молодыми кинематографистами: «Я люблю молодых режиссеров и доверяю им. Мария — очень талантливый человек, и эта тема для нее не случайна».

Александр Адабашьян иронично отзывается о названии картины: «Я вообще перманентный самозванец. Сначала был художником, потом стал сценаристом, потом актером, режиссером театра кукол… Все время с ужасом жду разоблачения».

фото: пресс-служба

«Смута — это и Борис Годунов, и “народ безмолвствует”, и девяностые. В начале октября 1993-го мы жгли костры на Тверской, были обмануты властью, как и все в то время. Разваливали страну, будучи детьми. Ведущие программы “Взгляд” тогда были героями. Сейчас — другие герои... А я сам себя иногда чувствую Хлестаковым», — признается исполнитель роли Вадима Егор Бероев.

По словам художника Евгения Митты, одной из задач было точное воссоздание атмосферы телестудии 1990-х и внутреннего пространства фильма: «Было интересно и непросто воссоздать атмосферу телестудии 93г и монтажную на даче главного героя. В деталях мы старались не отступать от того времени».

фото: пресс-служба

Юрий Потеенко при написании музыки к фильму вдохновлялся «Борисом Годуновым» Мусоргского. «Моя задача была не посрамить. Эта музыка живет во мне с детства», — отмечает композитор.