Эта музыка будет вечной

фото: пресс-служба фильма

5 января в прокат вышли «Клипмейкеры» Григория Константинопольского - яркая комедийно-драматическая история из жизни творческой богемы начала 90х.

«Клипмейкеры» - история молодых и борзых королей промерзших павильонов Мосфильма и студии Горького, где среди летающих от сквозняков газет рождались новые художественные формы. И пусть они отчасти были заимствованы у хитов только что появившегося у России канала MTV, все равно эти клипы были неповторимо наши, из 90х.

Григорий Константинопольский вспоминает, что основным принципом съемок клипов того времени было «дорого-богато» и «чтобы лох цепенел» — это для заказчика, а для артиста – красивый крупный план.  Правда, в фильме популярные клипы 90х выглядят еще более красочно и масштабно, чем в оригинале – бескрайние поля цветов, сотни обнаженных моделей в массовке, взмывающая в небо «девушка в красном».

фото: пресс-служба

В центре сюжета — молодой московский клипмейкер Гриша – «классный реж» и «чертов гений», который прокладывает себе путь к славе в эпоху беспечных вечеринок, бандитских стрелок и тяжких телесных повреждений. Его друзья — лучшие клипмейкеры страны, его клиенты — главные ее звезды. Одна лихая авантюра следует за другой — ребятам везет. И, кажется, что все только начинается.

За именем Гриша Византийский, конечно, скрывается режиссер Григорий Константинопольский.  Его друзья – Василий Коппола, сын выдающегося режиссера Григория Копполы, безбашенная сценаристка Тоня Водкина, презирающая, но отчаянно любящая деньги, а также режиссер-аниматор Армен Петросян – обаятельный, нервический, обречённый талант.  Он – единственный в этом сюжете, кто назван своим именем. Прототипы остальных героев сделали блестящие карьеры и их имена у всех на слуху. Армен Петросян (режиссер клипов Кристины Орбакайте, Линды, Валерии и др) ушёл на самом взлете, разбившись в автокатастрофе на Бережковской набережной. «Клипмейкеры» посвящены его памяти. Финальная сцена фильма снята на месте гибели Армена.

фото: пресс-служба

Григорий Константинопольский: «Этот фильм был придуман как рассказ о любимых людях. Не уверен, что они меня любят, но факт в том, что я их люблю. У меня был друг – Армен Петросян, он погиб. Я хотел сделать фильм о нем, о. том времени, о нашей компании. Возможно, эта история и выглядит, как автобиография, но в ней 5 главных героев, и все они самоценны, все выписаны подробно. Про каждого есть отдельная новелла».

Гришу Византийского играет Александр Горчилин. Константинопольский рассказывает, что выбрал этого актера, потому что «он был похож на Сида Вишеса (солиста группы Sex Pistols), безбашенного персонажа, каким и я был когда-то, пока жизнь не согнула меня в дугу».

«Гриша про всех запомни только хорошее, - говорит Александр Горчилин. – Он не только себя романтизировал в моем лице. Больше того, он сделал из меня, пожалуй, самого… поскольку я в какой-то романтической неге витаю и меньше зависим от жанровости этого фильма, герой типа. Но герой, который не совершил… Он был занят только терзанием своего сердца и не совершил, по сути, никакого поступка до финала. А все вокруг него, все его друзья, они все очень конкретные и с конкретными геройскими большими деяниями. То есть все это сделано от большой любви к этим людям».

фото: пресс-служба

В роли Васи Копполы – Александр Кузнецов: «Я играю человека, которого нельзя называть. Как в «Гарри Поттере». Но все его знают. Это - большая ответственность. Но на самом деле – нет, я не чувствовал никакой ответственности, потому что Григорий Михайлович мне сразу сказал, что это образ, основанный на определенной энергии, на определенных чертах личности, но, естественно, это я, Саша Кузнецов, под предводительством Григория Михайловича, играю сборную солянку из такой вот рок-н-ролльной энергии, в которую в большой степени вмешана и моя собственная. Потому что иначе это был бы байопик, с кучей нюансов, к которому надо было серьезно готовиться — это совершенно другие правила игры. Нет, мы играли то, как нам хотелось бы видеть этот мир, в сочетании с тем, как это чувствовали те ребята в те годы. Повторяю: то, как мы сами хотели бы это видеть. Мне кажется, это очень важная вещь. Все-таки это не документальное кино. Любое творчество – это то, как ты хочешь этот мир видеть. Потому что то, как ты его хочешь видеть, таким он и будет создаваться вокруг тебя, всегда, до конца. И вот Михалыч в этом очень хорош.

фото: пресс-служба

Соответственно, я играл (и я осознаю степень клише, когда произносишь вслух эти две фамилии) прямо вот классического чувака из фильмов Макдонаха и Гая Ричи. Только с примесью балабановской хандры. Абсолютного рок-н-ролльщика, который хочет снимать кино и хочет драться за своих друзей. И, получив по лицу, видя, что у него шатается зуб, не пугаться этого, а находить в этом какой-то кайф, говорить: «давай еще раз втащи мне, чтобы второй зуб шатался, чтобы было симметрично». И как-то вот я в эту полусказочную форму, которую выбрал Григорий Михайлович, постарался внести абсолютно языческую энергию 90-х, которая в моем представлении строится на сочетании радикального безумия, отчаянности, трагичности происходящего с абсолютным кайфом от того, что рядом с тобой твои друзья, вы делаете то, что вы хотите, вы знаете, что все это может плохо закончиться. Но если и так, то ты будешь со своими друзьями до конца. Вам страшно, но вы делаете.

В роли Армена Петросяна – молодой актер Арам Вардеванян. Его первый съемочный день в картине случайно совпал с днем гибели его пропотипа: «Мой герой Армен – добрый и порядочный армянин, который просто жил в это время, а в нем, хочешь ты того или нет - попадаешь под влияние законов этого времени. Я старался как можно больше узнать про Армена. У него была непростая судьба - и в личной жизни, и в профессиональной. Он прошумел с клипом Линды, ему стали предлагать больше работы. А потом они с Александром Хваном сняли фильм «Дрянь хорошая, дрянь плохая», где Армен сыграл главную роль в паре с Оксаной Фандерой. Перспективы были хорошие, но многие рассказывают, что его кто-то специально подрезал на той набережной. Думаю, что в девяностые такое могло быть. Но Армен был крутым мужиком, талантливым».

фото: пресс-служба

Самый лихой, безбашенный, отчаянный и смешной персонаж истории – Тоня Водкина, которую играет Мария Шалаева.  Барышня антибуржуазных взглядов, она без труда подписывается писать предвыборные ролики за большие гонорары, на тайском пляже пьет коктейли и читает «Новый мир» (не понятно, поймут ли эту шутку те, кому сегодня 25, но для тех, кто 40+ - это очень смешно), рыдает навзрыд от того, что на церемонии ей не дали ни одной премии, «а только диплом» и палит из всех видов оружия, укладывая целый отряд бандитов за друзей и тысячу долларов.  «Когда я прочла сценарий, то поняла – это роль мечты, - рассказывает Мария Шалаева. - Моя героиня – Тоня Водкина, она - концентрация беспринципности, цинизма и человека, который мгновенно переобувается под любую гармошку. Она настолько любит бабки, что готова продаться кому угодно. Несмотря на то, что она алчная, она всё время еще топит за справедливость.  Она кричит: «Люди! Умирают в нищете! Деньги для меня ничего не значат!», но это ее маска - бабки ее просто пожирают, она азартная и ненасытная.  И внутри себя она не чувствует никаких противоречий».

фото: пресс-служба

Помимо главных героев в фильме есть множество узнаваемых и блистательно сыгранных персонажей – собирательный образ бандита – Бобер (Владимир Епифанцев), некто «Береза» (Николай Фоменко), суперзвезда 90х Богдан Титомир (Риналь Мухаметов), Владимир Пресняков (Никита Пресняков),  Кристина Орбакайте, Лика Стар, режиссер Михаил Хлеборезов, Операторы макс Осадчий, Влад Опельянц и «Енисей» (Александр Молочников), глава студии Биливнев (Степан Девонин), а также актер Иван Охлостанов, блистательно сыгранный Ринатом Гизатуллиным – за ним безошибочно угадывается экс-священник и сегодняшний гойда-патриот.  ОХлостанов появляется в эпизоде съемок легендарного фильма эпохи 90х «Восемь с половиной долларов». Тогда Константинопольский пытался предложить обществу нового героя - любящего бабло раздолбая, который живет богемной жизнью, насмехается над окружающей действительностью, но никого не убивает.  Герой был классный, но с исполнившему его актеру режиссер бьет в глаз прямо на съемочной площадке. Было так или не было – не так уже важно, это же не байопик, а комикс – без претензии на документальность.  «Не интересно Фильм про «тогда» делать неинтересно, интересно делать фильм про сегодня», - говорит режиссер.

фото: пресс-служба

Григорий Константинопольский – режиссер «Восьми с половиной долларов», а также сериалов «Пьяная фирма», «Гроза», «Мертвые души» и др, -  один из самых видных клипмейкеров 90х, создатель более 300 клипов, среди его клиентов были и Алла Пугачева, и Гарик Сукачев, и группа Тайм-аут, и Андрей Макаревич, для которого Константинопольский придумал и снял «Не стоит прогибаться под изменчивый мир».

Его новый фильм «Клипмейкеры» как раз про изменчивый мир и о тех, кто пытался прогибать его под себя. Но мир оказался прочней.