Мистика в кино и искусстве: почему людей так привлекает эта тема
Еще задолго до наших дней, пытаясь постичь неизведанный мир, люди обращались к мистике. Несмотря на научный прогресс, более трети россиян продолжают верить в колдовство и сейчас, а четверть не считает приметы предрассудками. Разобрались, как зародилась мистика и что делает ее актуальной и привлекательной для искусства и общества на протяжении тысячелетий.
История мистицизма
Мистика зародилась еще в первобытные времена: столкнувшись с неизведанными явлениями, природа которых находится за гранью человеческого разума, люди пытались дать хоть какое-то объяснение происходящему. Так образовался мифический образ мышления, ставший древнейшим инструментом познания окружающего мира.
Поначалу люди не обращались к сверхъестественным силам, однако уже делили орудия труда на «счастливые» и «несчастливые». Так, за стрелой, попавшей в цель несколько раз подряд, ухаживали особенно тщательно.
Позже начали появляться первые мистические литературные произведения. Халдеи записывали на клинописных табличках заклинания и обряды защиты от злых демонов, лечебно-магические наставления и астрологические расчеты, чтобы хоть как-то объяснять природные явления.
Новый виток распространения мистики и суеверий произошел в средние века, охваченные войнами, эпидемиями и стихийными бедствиями. В попытках найти причины своих бед и жизненных трудностей, люди обращались к сверхъестественному и объясняли неудачи заговорами или гневом мистических сил. Тогда же при участии церкви началась охота на ведьм, которая только ускорила распространение суеверий.
Мистика в искусстве
Проникновение мистического в искусство началось еще с греческой мифологии, когда сверхестественные силы были и основными действующими силами, и некими высшими арбитрами, которые наказывали героев за проступки или поощряли за героизм.
С распространением христианства, мистическое в искусстве стало темной силой, которая противодействовала героям. В дальнейшем эти мотивы только усиливались, создавая противопоставление доброго религиозного злому потустороннему.
Первобытный страх перед мистическим послужил почвой для писателей XIX века, которые создавали произведения о потустороннем мире и мистических существах: вампирах, оборотнях, призраках и чудовищах. Фоном для таких романов обычно становились готические декорации средневековых замков, наполненные призраками и проклятиями. Интерес читателей удерживался благодаря ужасу и нервному напряжению — этот прием будет использоваться и позже, в кино.
Классическими мистическими произведениями того времени можно считать «Вампира» (1819 г.) Джона Полидори и «Дракулу» (1897 г.) Брема Стокера. В обоих романах потусторонние силы могли маскироваться под обычных людей, что помогало авторам добиться эффекта страха не только во время чтения, но и в отрыве от произведения — на ночной улице или в пустом дома. Тогда же многие преступления, особенно нераскрытые, мистифицировались людьми и списывались именно на сверхъестественные силы.
Кино XX века
Мистика в кино была связана, в первую очередь, с экспрессионизмом — именно мистические силы помогали раскрыть характер героев. Вскоре это породило мистические триллеры — жанр, который держит в напряжении весь фильм, эксплуатируя глубинные страхи людей перед различными фобиями: боязни темноты, шума или пауков.
В кинематографе это направление начало развиваться в 1910 годах, причем и расцвет, и угасание направления пришлись на период с 1920 по 1930 год. Первым фильмом, ознаменовавшим собой переход к экспрессионизму, был «Пражский студент» режиссёра Стеллана Рийе, снятый в 1913 г. Он вынес на экран тему глубокого и ужасающего самопознания, а также пробудил интерес к внутреннему миру человека.
В 1968 году Голливуд увидел картину «Ребенок Розмари» Романа Полански. Именно эта лента ввела моду на мистические триллеры. Так, в 70-х мир увидел кинофильмы «Изгоняющий дьявола», «Омен», «Сияние», которые быстро стали хитами, порадовав и публику, и кинокритиков. Популярность мистики с годами только росла. Так, в 1990-е появились многосерийные телефильмы, многие из которых впоследствии стали культовыми — те же «Сумеречная зона» и «Твин Пикс». Элементы мистики можно проследить в творчестве таких режиссеров, как Дэвид Линч или Апичатпонг Вирасетакул. А знаковыми мистическими фильмами на протяжении многих лет остаются такие кинокартины, как «Дориан Грей», «Психо», «Сияние», «Сонная Лощина».
Чрезвычайный успех мистических картин пытался объяснить психолог Дольф Зильманн. С 1970-х он разрабатывал теорию переноса возбуждения. Он писал, что люди получают удовольствие, разрешив ситуацию неопределенности. В этом и кроется секрет популярности мистических фильмов: сначала зритель попадает в ситуацию неопределенности, испытывая возбуждение, напряжение и даже страх. А в финале фильма — эйфорию от того, что неопределенная ситуация завершается. Именно поэтому фильмы с открытым концом или картины, в которых природа сверхъестественного не объяснена вызывают чувство незавершенности и заставляют зрителей и после сеанса оставаться в ситуации напряжения, как, например, в фильме «Мгла», где остается непонятным, откуда появились существа в тумане и что с ними будет потом.
Современное кино
В наши дни эксплуатация мистики писателями и киноиндустрией развились до невероятных масштабов. Несмотря на господство науки, мистические сюжеты все еще привлекают внимание зрителей. Причем, если в кинематографе XX века мистические силы зачастую были незримыми участниками действия, то в наше время искусство вернулось к мифологическому способу отображения — сверхъестественное показывалось как непосредственный участник действия, материальный и ощутимый.
Один из самых заметных примеров — сериал «Сверхестественное» (2005 – н.в.), в котором на протяжение пятнадцати сезонов два брата борются с демонами и чудовищами, взятыми буквально из народных суеверий: оборотни, вампиры, призраки. Такая эксплуатация примет и мифов во многом обеспечила сериалу успех. Далее последовали популярный сериал «Дневники вампира» (2009 – 2017 гг.) и сага «Сумерки» (2008 – 2012 гг.), где образ сверхъестественных существ не просто активно использовался, но романтизировался, изображая вампиров как сверхлюдей с высокими моральными идеалами.
В России тяга к мистике породила плеяду шоу, самое известное среди которых — «Битва экстрасенсов». Оно активно использовало суеверия и страхи людей, объясняя сверхъестественным неудачи и обычные страхи. Причем, даже многократные разоблачения не смогли повлиять на популярность шоу.
Другая тенденция отображения мистического в кинематографе — юмор. Яркий отечественный пример высмеивания — роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. В наше время комедийно к вопросу мистики подошли создатели сериала «Закрыть гештальт», который вышел на Кинопоиске 11 августа. В нем в фокусе оказалось одно из главных суеверий — о неприкаянной душе, которая не завершила свои дела, то есть не закрыла гештальты. Мужчина, внезапно обретший дар общения с призраками, помогает заблудшим душам упокоиться с миром.
Ученые и психологи утверждают, что на увлечение мистикой влияет ряд различных причин. Среди них: серьезные жизненные потрясения и даже психические расстройства. Однако главным фактором возникновения интереса к потустороннему является ситуация, в которой человек долго не может найти ответы на какие-либо вопросы. Так, постепенно он начинает искать их извне. К примеру, в случае с суеверием о неприкаянной душе именно мотив незавершенности действия держит человека в напряжении и вынуждает идти к гадалкам ради связи с душой ушедшего человека, чтобы избавиться от неопределенности. Сериал «Закрыть гештальт» в юмористической манере учит самому простому способу избавиться от таких суеверий — не откладывать важные разговоры на потом и не оставлять неопределенность в вопросах отношений между людьми.