После скандального ухода Певцова и Захаровой «Ленком» могут переименовать
Театр «Ленком Марка Захарова» потряс очередной грандиозный скандал, у которого могут быть далеко идущие последствия. В один день о прекращении сотрудничества с театром заявили сразу два знаковых артиста театра — депутат Госдумы Дмитрий Певцов и Александра Захарова, дочь основателя и бессменного режиссера, имя которого носит сейчас театр. Руководство театра заявляют, что старейших артистов никто не выгонял, и уход — это их личное решение. А Захарова будет получать зарплату и премии до тех пор, пока не напишет официальное заявление об уходе.
О своих претензиях и расставании с театром еще совсем недавно ведущие артисты театра заявили синхронно в один день. Певцова затронуло, что из театрального фойе со стены убрали его фото.
«14 января 2025 года мою фотографию убрали со стены в фойе «Ленкома». После почти двухмесячной неизвестности наступила ясность: государственное бюджетное учреждение культуры «Московский театр Ленком Марка Захарова» в моих услугах больше не нуждается», — написал Певцов в соцсетях и добавил, что больше никогда не вернется в театр.
Захарову возмутило, что ее единственный спектакль перенесен на долгий срок: на сцене родного театра она появится не раньше марта.
Оба артиста — старейшие и давно заслуженные работники театра. 61-летний Певцов 33 года подряд неизменно выходил на сцену «Ленкома», последний раз в спектакле «Юнона и Авось» 24 ноября 2024 года. Сейчас актер — действующий депутат Государственной думы и занимает пост первого заместителя председателя комитета по культуре. Официально в театре он не работает с момента вступления в депутатскую должность — с сентября 2021 года.
Захарова, которая на год старше коллеги, служит в театре уже 42 года. В нынешнем сезоне некогда безусловная прима театра занята только в одном спектакле — «Вишневый сад», показ которого и перенесли на март.
В самом «Ленкоме» отреагировали на демарш артистов официальным заявлением, в котором объяснили, что в фойе театра могут быть развешаны портреты только штатных артистов, а Певцов при желании мог и дальше продолжать выступать на сцене в качестве приглашенного актера. Захарова до сих пор в штате театра и своевременно получает положенную ей зарплату и премии.
«Она не единственная, в штате есть и другие народные и заслуженные артисты, которые не выходят на сцену или выходят крайне редко, играют мало… Но их не увольняют, платят зарплату, премии…», — заявляют в театре.
Конфликт между новым руководством театра и заслуженными артистами начался не вчера, он длится уже пятый год. Сразу после смерти творца новейшей истории «Ленкома» Марка Захарова, который успешно руководил театром четыре десятилетия, между его дочерью и руководством театра начались сначала творческие разногласия, а затем и судебные тяжбы. Захаровой не понравилось, как стал вести дела новый лидер театра Марк Варшавер, и в 2021 году она подала несколько исковых заявлений о защите интеллектуальной собственности всех творческих проектов отца. Дочь легендарного режиссера посчитала, что «Ленком» не имеет права использовать постановки ее отца, и только она на правах наследницы может определять судьбу целого ряда репертуарных спектаклей.
В ходе судебного процесса адвокатам «Ленкома» удалось доказать, что Марк Захаров работал в театре по трудовому договору режиссером-постановщиком и постановка спектаклей входила в его должностные обязанности. А значит, все его интеллектуальное права на творчество принадлежит театру. Суд выслушал обе стороны и принял решение в пользу «Ленкома».
Певцов тогда встал на сторону актрисы, заявив публично в одном из интервью, что со смертью Марка Захарова «Ленком» умер, а все новые спектакли театра назвал антерпризными.
«Сейчас это другой театр. Не тот, который был моим домом. И я очень рад, что я сейчас не там», — смело заявлял Певцов.
Не скрывал артист-депутат и своих амбиций занять руководящее кресло в театре.
«У меня года три-четыре назад было желание такое: возглавить, чтобы спасти то, что осталось после Захарова. Но нынешнему руководству это, очевидно, не было нужно. И вот уже пять лет прошло, и от театра ничего не осталось, кроме названия. Это факт, для меня свершившийся», — рассказал в интервью телеканалу «Беларусь-1» Певцов.
Конечно, все эти судебные процессы и публичные негативные оценки деятельности руководства театра и в первую очередь его директора Марка Варшавера, который тоже символ «Ленкома» (бессменно работает в театре на этой должности уже 38 лет), не остались без внимания.
30 ноября прошлого года в театре состоялось заседание Творческого совета под руководством народного артиста России Александра Збруева, куда входят все ведущие артисты «Ленкома». Совет принял резолюцию, в которой признал «крайне неэтичными и не соответствующими действительности негативные высказывания Певцова в публичном медийном пространстве, касающиеся положения дел в театре и сохранения наследия народного артиста СССР М. А. Захарова».
Впрочем, Певцов усомнился в легитимности этого документа, заявив, что большинство коллег не подписывали решение Совета.
Тем не менее спустя полтора месяца после памятного заседания Совета портрет «ренегата» Певцова решили снять со стены в фойе театра, а затем отстранили от январских гастролей в Санкт-Петербурге.
Как считают эксперты, нынешняя эскалация конфликта в «Ленкоме» — мощнейший удар не только по репутации, но по имиджу театра, как хранителю творческого наследия его прежнего руководителя. Театралы со стажем уверены, что после столь унизительной депривации Захаровой театр просто не имеет морального права носить имя ее отца и должен вернуть прежнее название.
«Это позор, что нынешний руководитель Марк Варшавер убирает людей, для которых театр был вторым домом. Как можно дочку Марка Захарова Сашу Захарову вытеснить из театра? Это что такое? А где совесть? Человеческое достоинство, жалость, любовь к ближнему — это вообще отсутствует. Могу представить, что она переживает. У нее ведь теперь никого не осталось: ни матери, ни отца, а теперь и театра», — так охарактеризовала актуальный этический аспект событий старейшая актриса театра и супруга легенды «Ленкома» Николая Караченцева, Заслуженная артистка России Людмила Поргина.
Как считают эксперты, ближайшие события должны показать глубинную подоплеку скандала в системообразующем российском театре. Было ли это прагматичное и согласованное «в верхах» решение руководства театра или Марк Варшавер действовал ситуативно на свой страх и риск, не совладав с эмоциями? У обеих сторон конфликта есть влиятельные друзья во власти и его разрешение, скорее всего, произойдет за кулисами театра, а вердикт незримого третейского судьи будет обусловлен вектором общественного резонанса.