Почему выдвижение Юры Борисова на «Оскар» шокировало российскую киноиндустрию
Многочисленные зарубежные премии российского актера Юры Борисова, в том числе и на «Оскар», произвели в отечественной кинотусовке эффект разорвавшейся бомбы. Не то, чтобы кто-то ставил под сомнения его актерские способности или оспаривал художественную ценность фильма «Анора». Но безмолвное удивление: почему именно на Борисова сошла благодать, и почему именно сейчас — незримо витает в воздухе до сих пор. «Казус Бейкера» показал, что в родном Отечестве до сих пор днем со огнем не найти своих пророков, которые без зарубежных шпаргалок могли бы разглядеть и оценить уровень таланта актера в моральном и материальном эквиваленте.
LAFCA, TFCA, SFBAFCC, WAFCA, NBF, SAG Awards. BAFTA — по всем этим «абракадаберным» номинациям Юры Борисова за работу в фильме «Анора» российские любители кино который месяц изучают историю и географию престижных профессиональных кинопремий, о существовании которых даже не догадывались. Затем к малознакомым аббревиатурам добавились более знаковые и престижные — «Золотой глобус», и как вишенка на торте — «Оскар» и грянула буря.
Кстати, Борисов, как выяснилось, отнюдь не первый российский актер, получивший номинацию на премию американской киноакадемии. В 1979 году за роль в драме «Поворотный пункт» на «Оскар» был номинирован Заслуженный артист РСФСР Михаил Барышников. Сбежавший в США ведущий солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова в очередной раз подтвердил давний тезис, что кино — односторонний проходной двор сферы искусства, где даже артист балета способен стать выдающимся актером, а вот наоборот — никогда.
Международное признание Борисова оказалось для всех в России полной неожиданностью включая его самого. Информационные ленты запестрили новостями, вознося его на Олимп самых популярных и высокооплачиваемых киноактеров России, попутно подтверждая статус «Оскара», как главной кинопремии России. Никакие «Ники», «Золотые орлы», «Белые слоны», к сожалению, за всю историю своего существования так и не стали значимыми регалиями, которые радикально меняют статус лауреата в глазах журналистов, коллег и продюсеров. Мерилом подлинного успеха у нас все так же является 96-летняя фигурка рыцаря-крестоносца руки Седрика Гиббонса. Именно номинация на «Оскар», а тем более победа, становилась тем самым волшебным гормоном карьерного роста, который превращал крепких профессионалов в гигантов российской киноиндустрии, которым положены высокие гонорары и руководящие посты. Период кооптирования в элиту отечественного кино наших замечательных кинорежиссеров — Сергея Бондарчука, Станислава Ростоцкого, Владимира Меньшова, Павла Чухрая, Сергея Бодрова, Андрея Звягинцева и в особенности Никиты Михалкова чудесным образом совпадал с их «оскароносным» номинированием.
Да и судьба самого Борисова — прекрасная иллюстрация, как действует эта система до сих пор. Актер в свое время был обласкан всевозможными российскими кинопремиями, европейскими регалиями — за роль в фильме «Купе № 6», но до сего дня оставался всего лишь равным среди лучших. Его разительное статусное и финансовое возвышение началась сразу же после известий о выдвижении на «Оскар». Как говорят знающие люди, если раньше Борисов просил за рабочую смену 600-800 тыс. рублей, то сейчас продюсерам придется раскошелиться минимум на два миллиона, да еще и встать в очередь. В который раз для переоценки таланта российского актера или режиссера потребовался «лос-анджелесский стандарт».
И вот уже прозревшие коллеги наперебой говорят, что всегда верили в гений Борисова, но он из-за своей скромности его тщательно скрывал. Центральные телеканалы и онлайн-кинотеатры судорожно переверстывают сетку вещания, наперебой анонсируя фильмы с участием Борисова, чтобы на волне «анорного» ажиотажа успеть увеличить долю вещания и подзаработать на рекламе. И даже суровые кинокритики, которые ставили крест на зарубежных перспективах артиста, сейчас наперебой извиняются и говорят, что погорячились, когда уверяли, что Борисову пора примерить костюм Петуха в пару к Ослу Дюжеву в «Бременских музыкантах».
К сожалению, низкопоклонство перед зарубежными аналогами и достижениями укоренилось в российском обществе давно и прочно, и не только в сфере кино. Аудитория «Евровидения» в разы больше «Песни года», а каждую шайбу до рекорда НХЛ Александра Овечкина с замиранием сердца считают сегодня все хоккейные болельщики. И даже интеллектуальная киноэлита, как мы видим, каждый раз впадает в ступор, когда кого-то номинируют на «Оскар» - как проморгали талант? Многие же так и не нашли внятного ответа: почему именно на Борисове сошелся клином Новый свет?
Новоявленный номинант на «Оскар», несомненно, заметный артист на 1/6 части суши, но про типажность его ролей очень метко сказал великий Валентин Гафт в своей эпиграмме, которая предназначалась не менее великой коллеге: «Актриса Лия Ахеджакова всегда играет одинаково». К сожалению, в нашей киноиндустрии уже долгое время наблюдается очевидный переизбыток прекрасных и даже популярных актеров, которые легко уместятся в Прокрустово ложе эпиграмм Гафта: Борисов, Цыганов, Прилучный, Нагиев — имя им легион. И это не их вина, а беда продюсерского кино, где в неистовой гонке съемочного процесса сегодня востребованы типажи, а не яркая палитра лицедейства.
Да и в «Аноре», увы, Борисова пригласили на роль, которая ровно легла в русло его привычного образа на экране и стала продолжением общего тренда на инкорпорацию российских талантов на международные кинорынки. Ведь не секрет, что российских актеров уже давно приглашают в Голливуд только с одной миссией — сыграть «плохих русских», ну или просто злодеев различных мастей. Многие из нынешних российских звезд засветились в успешных в коммерческом плане блокбастерах — Александр Балуев («Миротворец»), Владимир Машков («Миссия невыполнима: Протокол Фантом»), Константин Хабенский («Особо опасен», «Война миров Z»), Юлия Снигирь («Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть») и с разной степенью таланта усиливали антирусские фобии западного зрителя. Тот же Юрий Колокольников («Перевозчик: Наследие» и еще добрый десяток кинокартин), который буквально прописался в Голливуде, и в последнее время был первым выбором на роль плохого парня из России на «фабрике грез». Думается, что в таком ослепительном составе звездного десанта с триколором оскаровскому комитету было кого номинировать на роли второго, и даже первого плана. Но они дождались «Анору» и Борисова.
Почему Шон Бейкер пригласил в в свой фильм именно Борисова — не секрет. Он сам об этом рассказал, что оценил уровень российского актёра в уже упомянутом фильме финского режиссера Юхо Куосманена «Купе № 6». Режиссер резонно полагал, что раскрученный злодей Колокольников — это хорошо, но подтвержденный гран-при Каннского кинофестиваля статус Борисова — значительно лучше.
«Анора» представлена на «Оскар» в шести номинациях и 2 марта обязательно что-то выиграет на 97-й церемонии в театре «Долби». Но вопрос: почему кинодеятели всего мира так дружно и так высоко оценили творение Шона Бейкера в период повсеместной отмены русской культуры и тотальной стигматизации актеров из России — для многих все еще без ответа.
Мировая политическая конъюнктура, несомненно, влияет на все сферы жизни, и кино не исключение. Возможно, инаугурационная речь 47-го президента США Дональда Трампа подвела черту под нынешним позорным дискриминационным этапом. А «Анора», где сыграл целый актерский ансамбль из России, как нельзя лучше подчеркивала символизм этого момента. Как говорится: «Make Сinema Great Again», даже если оно промаркировано возрастными ограничениями.
Насколько это устойчивый тренд, покажет время, а пока нам всем стоит порадоваться за Юру Борисова, который приятно всех удивил, прошагав за три года семимильными шагами творческий путь от роли Яичка в рекламе мобильного приложения до номинанта самой (увы и ах) престижной кинопремии мира. Как и в случае с его тезкой — легендарным космическим первопроходцем, нам всем стоит стыдливо посыпать голову пеплом и перефразировать известный мем: «Юра, прости! Мы все проспали».