Мы рождены, чтобы сказку сделать пылью: почему Андреасян так ненавидит Тарковского

Фото: кадр из программы "Миллион вопросов"

Продюсер и режиссер Сарик Андреасян устроил в столичном киноколледже № 40 скандал на своей лекции студентам, после вопросов о Тарковском и авторском кино, которое «не для денег». Режиссер понял, что все, что он хотел донести до слушателей, пролетело мимо их ушей, и в один момент сорвался в эмоциональном спиче: «Я ненавижу Тарковского. Я ненавижу авторское кино. Если вы хотите быть нищими, кончеными, блюющими кинематографистами, идите на …».

Сложно сказать, какие мотивы были у руководства московского киноколледжа, когда они приглашали Андреасяна поучить студентов уму-разуму, так как более неподходящей кандидатуры сложно даже представить. Нещадно порицаемый кинокритиками за свое творчество на протяжении всей своей двадцатилетней карьеры, Андреасян доказал, что для того, чтобы режиссеру преуспеть в отечественной киноиндустрии, совсем необязательно получать профильное образование и день и ночь грызть гранит кинонауки.

Уроженец Еревана — бывший КВНщик. Сначала учился на факультете журналистики в Костанайском государственном университете. После переезда в Москву Андреасян окончил курсы в «Мастерской Юрия Грымова» по специальности «режиссер кино» и долгое время специализироваться на съемках музыкальных видеоклипов и рекламе, написании сценариев.

Свой первый фильм «ЛопуХИ» он снял в 2008 году, пригласив в комедию бывших КВНщиков. На сегодняшний день его фильмография насчитывает более ста работ. Среди них много ремейков отечественных или иностранных картин, либо фильмы, подражающие ранее вышедшим успешным картинам.

Сам Андреасян считает нормальной практикой переснимать киноклассику.

«Это все нужно делать. Потому что современному поколению нужен киноязык, который они понимают», — так сформулировал свой творческий путь режиссер.

Андреасян и до этой скандальной лекции не скрывал своего пренебрежительного отношения к системе образования и признанным авторитетам индустрии, чье творчество активно изучают сейчас будущие кинодеятели, не делает этого он и сейчас.

«Я считаю, что именно из-за таких киношкол и такой системы образования в нашей стране никогда не будет полноценной киноиндустрии. Именно из-за этих киношкол у нас в стране дефицит кадров. Учеников по-прежнему учат взлетать на кукурузниках и не дают шанса и умения управлять боингом», — ставит диагноз отрасли Андреасян.

Да и с оценками своим зарубежных коллег режиссер особо не церемонится. Квентин Тарантино и братья Коэны, по его мнению, делают «кино не зрительское». Вуди Аллен «прост, как две копейки», а фильм «Королевство полной луны» Уэса Андерсона — «высшая степень дебилизма».

Фильмы российских коллег, получающих награды на международных фестивалях, он называет обыкновенной «шнягой».

Впрочем Адреасян не пояснил, почему и его фильм не смог избежать «шняжной» участи в 2013 году на фестивале в Торонто. Тогда кинокартина «Ограбление по-американски» со звездной голливудской командой — Эдрианом Броуди, Хейденом Кристенсеном, Джорданой Брюстер и рэпером Эйконом получил преимущественно негативные оценки критиков и участников фестиваля.

Возможно, приглашая Андреасяна в аудиторию, руководство колледжа решило сделать своим студентам некую «прививку» перед тем, как они окунутся в реалии отечественного кинобизнеса, которые отличаются от того, что написано в учебниках, как фильмы Андреасяна и Тарковского.

Во всяком случае, сам начинающий лектор считает именно так.

«Через несколько лет, когда эти ученики выйдут в настоящий мир кино и столкнутся с правдой, они поймут, что я им пытался растолковать, но пусть все учатся на своих ошибках, и я в том числе. Моя ошибка лишь в том, что я поверил, что можно честно вести разговор с теми, кто на это не готов. Тарковский в помощь, ребята! Живите прошлым, а мы будем делать кино сегодняшнее и будущее. Я всем желаю хорошего воспитания, а себе лучше управлять собственным гневом», — резюмировал позже Андреасян.

Андреасяна и его кинокомпанию не раз и не два называли самой успешной в России по соотношению затрат и сборов их фильмов в прокате. В этом плане у него действительно есть чему поучиться. Над фильмами режиссера издеваются кинокритики, посмеиваются коллеги, однако его фильмы смотрит публика, не пытаясь осудить режиссера за дурной вкус, подражательство и кумовство. Да и государство щедро выделяет бюджеты на его картины.

«В России много режиссеров уровня Андреасяна, которые что снимают фильмы, что нет — ничего на свете не меняется. А вот режиссеров уровня Тарковского у нас в стране, к сожалению, нет. Мы потеряли свой киноязык, свой великий кинематограф. При всем уважении, все творчество Андреасяна — все прошлое и будущее творчество — не стоит и пяти минут фильма Тарковского. Это все понимают, думаю, даже сам Сарик», — так подытожил итоги двадцатилетней карьеры режиссера его коллега Алексей Герман-младший в интервью НСН.

Очевидно, что отправляясь на лекцию, чтобы честно рассказать о своих правилах жизни, Андреасян выбрал явно «не ту дверь». Слагаемые его успеха, наверное, лучше оценили бы менеджеры офисов микрозаймов и сетевого маркетинга, а не студенты киноколледжа, которые прямо сейчас мечтают стать Тарковскими, а не Андреасянами.

Один из студентов колледжа, который был в зале, на условиях анонимности поделился с ТГ-каналом «Осторожно новости» своими эмоциями после лекции.

«Я считаю, что это очень несправедливо — приходить к нам в колледж и рассказывать о том, какие мы плохие студенты, о том, что мы ничего не добьемся, хотя это неправда. Мы — будущее российского кинематографа, потому что в киноколледже учат создавать искусство и авторское кино, оно будет приносить деньги, а снимать контент, который делается на какие-то массы, который не несет индивидуальности, очень низко. Как человек, который снимает низкопробное кино, он не имеет права нам говорить, что мы малолетние маргиналы, поэтому возмущению нашему нет предела», — пишет будущий кинодеятель.

Со студентом согласны и мэтры отечественного кинематографа, ныне носящие значок депутата Государственной думы.

«Многие выбирают путь обогащения, как это сделал и этот, в кавычках, режиссер. Но правда за теми немногими представителями авторского кино, на которых равняется умная часть режиссуры планеты. Их немного, но они есть и будут всегда. И Андрей Тарковский с его крестным творческим путем служения Господу и России останется примером навсегда. Эпатажный, хамский выпад в адрес величайшего кинорежиссера планеты — наглядное свидетельство моськи, лающей на слона, до уровня которого этот «режиссер» никогда не дорастет, занимаясь доходным промыслом рыночного кино, понижая духовный уровень народа», — вступился за своего друга и учителя другой режиссер, народный артист России Николай Бурляев в беседе с Daily Storm..

Впрочем, сам Андреасян и не думает расстраиваться и пытаться как-то отыграть ситуацию назад. Он уже привык к негативу в свой адрес и полагает, что репутация — не самый важный актив в его профессии, а любой скандал пойдет ему и его проектам только на пользу.

«Умные люди меня поняли, а те, кто пытается напасть и обвинить, пусть выдохнут и успокоятся. Время все расставит на свои места! Я мыслю иначе, и поэтому я — это я! И если всем остальным кинематографистам так претит мысль, что они работают для зрителя, то мне это только на руку. Отправляйте свои фильмы на фестивали, а я буду купаться в зрительской любви!» — заключил он.

Сейчас Андреасян, по данным «Кинопоиска», работает сразу над несколькими проектами, среди которых спортивная драма «Костомаров», экранизация «Войны и мира» Льва Толстого, фильм для семейного просмотра «Простоквашино», фэнтези «Сказка о царе Салтане» и несколько сериалов.