Почему Дмитрий Певцов невзлюбил Чебурашку и Финиста

Фото: globallookpress

Актер и депутат Государственной Думы Российской Федерации Дмитрий Певцов в очередной раз раскритиковал современные детские фильмы и призвал создать государственный орган контроля над тем, что показывают россиянам с экранов телевизоров и кинотеатров.

В этот раз от народного артиста России досталось авторам фильма «Финист. Первый богатырь», но и про «Чебурашку» он не забыл.

«Появляются эти чудовищные фильмы для детей, которые никакого отношения ни к сказкам, ни к детям, ни к семейному кино, ни вообще к искусству не имеют. В том же «Финисте» ни одного положительного героя. Главный герой — недоумок, зазнайка и нарцисс, который не меняется с первого до последнего кадра. Его слуга и ближайший друг — предатель. Он три или четыре раза предает Финиста, а тот с ним продолжает дружить. Баба-Яга занимается своей гиперсексуальностью и молодостью», — негодует Дмитрий Певцов.

Ранее Певцов не менее жестко раскритиковал самый кассовый российский фильм «Чебурашка», назвал его «плохим кино» с «трансгуманистической идеологией», которое станет «бомбой замедленного действия против российских детей».

«Мы смеемся над тем, что Чебурашка называет Дядю Гену мамой. Вроде как смешно, да? А для детей это такой маленький сигнальчик, что папа, мама — не имеет значения. Мужчина может быть и мамой. Самый положительный персонаж картины — «андроид Чебурашка», но и к нему есть много вопросов», — считает Певцов и задается вопросом, как сделать, чтобы люди смотрели не «Дом-2» и не «потные» малаховские передачи, а телепередачи, которые несут добро, любовь, веру и надежду.

По мнению народного артиста, телевидение, кино, театр, выставки и прочие элементы массовой культуры давно надо подвергнуть цензуре. Для этого он предложил сформировать специальную государственную комиссию.

«В этой комиссии могут быть представители культурного сообщества, искусствоведы, правоведы и обязательно представители основных церковных конфессий, и таким триумвиратом они решат, что важно и нужно людям. Как обезопасить неокрепшие души от масс-культа», — считает Дмитрий Певцов.

С ним согласен и один из мэтров отечественной киноиндустрии, народный артист РСФСР режиссер Никита Михалков. Он считает цензуру в кино «вынужденной самозащитой государства» и говорит, что не стоит выделять бюджетные деньги на «разрушительное искусство, которое калечит человеческую душу».

Цензура в России — понятие не новое. Власть веками боролась с инакомыслием, а в ХХ веке в фокус внимания цензоров прочно вошел кинематограф. В СССР режиссерам подчас приходилось не только переписывать сценарии, но и переснимать значительную часть фильмов, чтобы кинокартина получила одобрение госкомиссии и вышла в прокат.

О возвращении механизма государственного вето культурных событий и произведений, видимо, и мечтает Певцов, не без основания желая стать одним из его статусных участников.

Сейчас в России официальной цензуры нет. Но последние год-два определенные запреты все же появились. Одним из эффективных инструментов контроля над этической составляющей кинопродукции стала выдача прокатного удостоверения, которое поначалу было простой формальностью. Так было с фильмами «Сказка» Александра Сокурова, якутским триллером «Айта». Их убрали из кинотеатров и стримингов, уличив в деструктивной и противоречащей принципам единства народов России информации.

В декабре 2022 года был принят указ о «запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и смены пола в онлайн-кинотеатрах, СМИ, кино и рекламе». Сейчас российские телеканалы и онлайн-кинотеатры под угрозой крупных штрафов активно вырезают из кинокартин не только сцены, но и целые сюжетные линии, подпадающие под действие этого закона.

Но не все отечественные кинодеятели согласны с инициативой Дмитрия Певцова. Генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, к примеру, не видит никакого смысла в излишнем цензурировании кинематографа.

«Я считаю, что не стоит вводить цензуру в кино. Я не сторонник этого. Она и так минимально присутствует. Тем более есть вещи, которые уже закреплены законодательно. Есть редакторская и продюсерская работа — именно на этом уровне и надо вводить поправки», — считает Шахназаров.

Режиссер и сценарист Алексей Герман-младший согласен с коллегой и уверен, что введение разрешительной системы однозначно помешает развитию киноиндустрии, ведь людям необходимы разные фильмы.

«Людям интересно узнаваемое кино, когда они видят на экране то же, что и в жизни. А жизнь полосатая. У нас сейчас растет индустрия, выходит много фильмов и сериалов. Сегодня у российского кино появился исторический шанс занять то место, которое оно должно занимать. Зачем его сейчас запугивать очередными регулятивными инструментами? У нас есть законы, которые необходимо соблюдать. А так, я думаю, что цензура только помешает развитию индустрии», — заявил Герман-младший.

В словах Германа есть резон, так как личное мнение Певцова относительно ненужности таких фильмов, очевидно, идет вразрез с интересами многомиллионной аудитории кинозрителей. Тот же самый «Чебурашка» стал самым кассовым российским фильмом в истории отечественного проката, заработав более 7 миллиардов рублей. Да и «Финист. Первый богатырь» уверенно вошел в десятку самых кассовых российских картин: сборы превысили 2,6 миллиарда рублей. Если бы фильм прошел цензуру «по Певцову», мог ли он появиться на экранах в том виде, который так высоко оценили простые зрители?

Но даже народное признание фильмов, по мнению Певцова, не является мерилом успеха кинопродукции.

«Самое печальное — это не то, что плохой фильм, а то, что он имеет такой успех. Люди, к сожалению, уже не отличают и не видят, и не чувствуют подвохов вот такого рода продукции. И миллиардная прибыль этих фильмов говорит о том, что слаще морковки уже ничего никто не ел», — уверен в своей правоте Певцов, и полон решимости продолжить борьбу за контроль над нравственными ориентирами в российской культуре.