Золотые страницы главного театра России: Большой и его культовые постановки, о которых говорил весь мир
Большой театр — безусловно, одно из самых значимых мест в культурной жизни не только Москвы, но и всей страны. Неудивительно, что многие мечтают узнать, что творится за кулисами: как ставятся спектакли, сколько репетируют артисты, какие впечатления у них вызывает работа в таком фантастическом месте. В конце декабря в онлайн-кинотеатре KION вышел документальный фильм «Большой. Сезон», давший ответ на эти и многие другие вопросы. Вдохновившись премьерой, вспоминаем самые громкие спектакли Большого театра, которые ставятся до сих пор.
Балет «Жизель»
Марина Семёнова, Галина Уланова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка — практически все ведущие балерины Большого блистали в главной роли в этом спектакле. Романтическо-фантастический спектакль о любви, предательстве и смерти стала классикой балета, неподвластной времени. Да, «Жизель» постоянно совершенствовалась — сначала ее видоизменял сам автор балета Жюль Перро, затем Мариус Петипа, но отечественный зритель всегда встречал постановку с неизменными благодарностью и теплотой. Современная интерпретация, включающая хореографическую редакцию Юрия Григоровича, по-прежнему пользуется успехом.
Опера «Борис Годунов»
Впервые в Большом эта опера эпического масштаба была поставлена еще в 1888 году, но в новой режиссерской редакции, с восстановлением сцены «Под Кромами», появилась в репертуаре лишь в 1948 году. Либретто Модеста Мусоргского по одноименной драме Александра Пушкина, редакция и инструментовка Николая Римского-Корсакова, полный философских вопросов и тонкого психологизма сюжет о противостоянии совести и политических амбиций, плюс уникальная постановка Большого театра — вот рецепт полюбившегося многим, в том числе зарубежным зрителям, примера «большого стиля» середины 20 века. Создатели стремились в мельчайших деталях воссоздать костюмы и декорации эпохи Бориса Годунова, а также приложили огромные усилия к выстраиванию массовых сцен. Представление такого размаха точно заслуживает внимания!
Балет «Щелкунчик»
Культовый спектакль, классика 20 века, ежегодно собирающая под Новый год очередь из желающих насладиться сказкой на сцене Большого театра. В наши дни, говоря о «Щелкунчике» имеют в виду либретто Юрия Григоровича по одноименной сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана с использованием мотивов сценария Мариуса Петипа. На одной только сцене Большого этот спектакль, ставший одним из символов русского балета и неотъемлемым элементом атмосферы зимних праздников по всему миру, давали более 500 раз. В общем, говорить о «Щелкунчике» можно бесконечно, но лучше хотя бы один раз увидеть его собственными глазами.
Опера «Пиковая дама»
Одна из самых известных в мире русскоязычных опер, «Пиковая дама» покоряет зрителей эмоциональным накалом и лихо закрученным сюжетом. Известно, что Петру Чайковскому так нравилось работать над этим произведением, что текст для части номеров он написал сам, хотя либреттистом выступал его собственный брат, Модест Чайковский. Хотя впервые в Большом «Пиковая дама» была поставлена еще в 1891 году, она с успехом продолжает собирать поклонников оперного искусства и сегодня.
Балет «Лебединое озеро»
Удивительно, но один из самых известных русских балетов не сразу оценила достопочтенная публика. Первая постановка не имела большого успеха, однако именно Большому театру мир обязан самим появлением «Лебединого озера». Изначально Петр Чайковский написал этот балет по заказу Большого, вдохновившись внушительным гонораром. В последующие годы спектакль подвергался значительным изменениям и пересмотрам, во многом этому способствовали Мариус Петипа и Лев Иванов, на находки которых до сих пор оглядываются современные постановщики. Либретто для современной версии «Лебединого озера», встречающей зрителей на сцене Большого театра, писал Юрий Григорович по мотивам сценария Владимира Бегичева и Василия Гельцера, и в ней тоже использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского.
Балет «Ромео и Джульетта»
Еще одна культовая постановка, которую до сих пор иногда можно встретить в репертуаре Большого — «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Когда-то главную роль девушки из клана Капулетти, влюбленной во врага семьи, исполняла непревзойденная Галина Уланова. Во многом именно с ее талантом связан успех первых зарубежных гастролей балетной труппы Большого театра, состоявшихся в 1956 году в Лондоне. Тогда, на родной земле Шекспира, изумленные англичане высоко оценили классическую трагедию британской литературы, перенесенную на балетную сцену. К счастью, и современному российскому зрителею тоже выпадает шанс насладиться этой постановкой.