Иван Жидков решил: если раки в Ростове вкусные, то и девушки хорошие, и вернулся с невестой
Любовь зрителей и признание коллег Иван Жидков получил едва ли не с первых шагов в своей карьеры в театре и кино, а с недавних пор он не только актер, но и успешный продюсер театральных постановок. Сам он говорит, что проживает сейчас свою лучшую жизнь, и в отличие от своего героя в сериале «Зеркало лжи», не очень любит в заглядывать в такие зеркала. Почему он ушел из «Табакерки» на пике популярности, решил непременно найти невесту в Ростове и зачем ему буддистские духовные практики актер откровенно рассказал в эксклюзивном интервью «ТН».
— Расскажите про вашего героя из нового сериала «Зеркало лжи», показ которого начался на канале «Россия». Какой он?
— Расскажу немного, чтобы было интересно смотреть. Роман — молодой, красивый, и внешне успешный человек.
— Полагаю, у продюсеров было не так много вариантов, кого пригласить на эту роль?
— Сильно сомневаюсь в этом. Думаю, что были, и немало. (Улыбается.) Мой герой занимается государственной деятельностью, у него все прекрасно: личные водители, дорогие машины, красавица жена, но для счастья этого оказывается недостаточно. В общем, сами все увидите. Скажу только, что этот сериал оказался для меня во многом судьбоносным: во время съемок я встретил свою любимую девушку, с которой мы скоро поженимся.
— Это правда, что вы дали себе зарок вернуться из Ростова, где проводились съемки, женатым или, во всяком случае, в отношениях?
— Так совпало, что я действительно хотел найти себе невесту, поэтому написал такой шутливый анонс у себя в сторис.
— А почему выбор пал на Ростов?
— Решил: раз раки там вкусные, то и девушки должны быть хорошими. (Улыбается.)
— Что еще было примечательного в этом проекте?
— Режиссер — Рома Просвирнин, я его очень люблю.
— Наверное, это взаимно, у вас уже шестой совместный проект.
— Да, он мой большой друг. Мы, конечно, частенько ругаемся на съемках, вздорим, но ничего серьезного — это рабочие моменты. Когда идет творческий процесс, какие-то противоречия неизбежны, а мы все так активно обсуждаем. Но Рому я очень люблю, он замечательный человек и талантливый режиссер, и работать с ним — просто сказка. Сейчас он еще и похудел на 60 килограммов, вы его просто не узнаете! Очень волевой целеустремленный человек.
— Кого бы вы еще из российских кинорежиссеров выделили?
— В голову приходит много фамилий действительно классных режиссеров, но в моей жизни и в моей карьере огромную роль сыграл Петр Тодоровский.
— На ваш взгляд, почему его фильм «В созвездии Быка» с вашим участием не получил должной оценки зрителя? Масштабный и очень сложный фильм, да и критики его оценивали высоко.
— Я полагаю, изначально это была чисто авторская история с заходом на фестивальное кино. Этот фильм Петр Ефимович хотел презентовать на международный уровень, возможно, показать на «Берлинале», в Каннах. Но получил очень серьезную «подножку» со стороны матушки-природы. Все сцены в фильме происходили на заснеженных полях, но когда начали снимать, там два года не было снега. И только на третий год он выпал, нам только с третьего захода удалось завершить фильм. Видимо, поэтому у этой прекрасной ленты не все сложилось так, как хотелось.
— У вас близится знаковый юбилей — 25 лет вашей актерской карьере. Можно уже промежуточные итоги подводить. Какой фильм для себя считаете главным, с точки зрения творческой реализации?
— Конечно, это «Грозовые ворота». Этот фильм прошел проверку временем и имеет колоссальный положительный отклик у зрителя. Считаю, что эффект от «Грозовых ворот» сыграл в долгую, это фильм на долгие годы. Это все-таки не сериал «Солдаты», хотя и он — это отдельная история. У «Грозовых ворот» не было взрывного хлопка в отличие от «9 роты», которая снималась почти в параллель.
— Даже рабочее название у фильма было «Шестая рота».
— Да, «Шестая рота» должен был называться. Но есть ощущение, что спустя 15 лет «Грозовые ворота» смотрят не меньше, чем «9 роту». Это действительно масштабный фильм, поэтому я считаю «Грозовые ворота» самым главным моим фильмом.
— Вы начинали карьеру как восходящая звезда театральной сцены, критики небезосновательно говорили, что вот пришел актер, который скоро отправит на пенсию Сергея Безрукова. Сам Олег Табаков вас хвалил, не уставая. Тем не менее вы прервали свое восхождение на театральный Олимп и ушли из театра. В чем причина?
— Я же ушел не на улицу, а в кино. А причина была в том, что при всей этой успешности внутри у меня не было душевного равновесия, что-то сопротивлялось тому, что я должен находиться в репертуарном театре. Там я чувствовал себя немного инородно, был внутренний дискомфорт. Возможно, со стороны, когда я на пике ушел из МХТ им. Чехова, из «Табакерки», это выглядело достаточно странно, но я ни разу не пожалел об этом решении.
— Что за противоречия возникали?
— По моим внутренним ощущениям, мне не очень подходит модель отношений, когда не я выбираю то, что мне предстоит сделать. Возможно, это такой затянувшийся детский нонконформизм, но, когда я чувствую отсутствие творческой свободы, меня это сильно угнетает. Еще в тот период я как-то не очень дорожил своим пребыванием в театре. У меня уже было кино, и я чувствовал, что скоро придется делать выбор, отказываться от чего-то. Когда я понял, что у меня нет сильной мотивации оставаться в репертуарном театре, в труппе, я просто ушел.
— Со стороны Табакова не было недопонимания?
— Здесь я могу только догадываться. Какого-то личного разговора на эту тему у нас с ним не было. Но я могу сказать со стопроцентной уверенностью, что у меня не было фрагментов из прошлого, о которых я сожалею. Более того, я считаю, что я молодец, что поступил так, как считал правильным. В тот момент это было единственно верным решением, но, чтобы решиться на этот шаг, надо было иметь определенное мужество. За это я себя уважаю, ни о каком сожалении речи даже не идет.
— Вы сейчас, как продюсер, когда вы видите, что перед вами молодой, яркий начинающий артист тоже начинает делать подобный выбор, вы поддержите его или остановите?
— Думаю, если смотреть с точки зрения карьеры, наверное, абсурдно уходить из большого театра, от именитого режиссера. Но я никогда не относился к своей актерской карьере, как единственно возможной стезе для самореализации. Я всегда понимал, что передо мной открытый мир, безграничные возможности, а я — способный человек. Возможно, к сорока годам правильно подводить какие-то итоги, но я отдаю себе отчет в том, что для многих в этом возрасте может все только начинаться.
— Если вы будете видеть, что у молодого перспективного артиста метания — театр или кино — вы какой ему совет дадите?
— Честно? Кино. Но в этом выборе есть и нюансы: если, к примеру, тебя позвал в театральный проект Богомолов на главную роль — это одно, а если в третьесортный сериал — это другое. В нашей профессии, как и в жизни, все относительно. (Улыбается.)
— У вас сейчас много продюсерских проектов и много ролей. Какое карьерное направление в приоритете?
— Они для меня равноценны. Оба направления лишь дополняют друг друга. Очень люблю актерскую профессию. Даже сейчас, когда говорю с вами, уже очень хочется сниматься. (Улыбается.) Но то, чем я сейчас занимаюсь в плане предпринимательства и продюсирования, дает мне большой заряд энергии, в этом больше свободы, больше нового, ну и больше денег.
— Вы, можно сказать, открыли для коллег Дубай, когда первым представили тамошней публике театральный проект «Охота на мужчин». В ОАЭ сейчас большой запрос на культурные события из России?
— Да, я первый, кто привез в ОАЭ большую театральную постановку. И я доволен результатом, мы прошли средне, без убытков. Считаю, что Дубай — это золотое дно, в котором просто надо нащупать свою нишу, верный формат. Пока театральные спектакли заходят аудитории достаточно посредственно, но зато очень хорошо собирают: балет, музыканты, комики.
— Планируете продолжать продюсирование, выходить на новые форматы?
— Я все время нахожусь в состоянии поиска и реализации новых проектов. На сегодняшний день у меня уже восемь спектаклей, которые выпущены. Дальше жизнь покажет.
— Что вас подтолкнуло к смене деятельности? Какой-то нереализованный потенциал? Внутренний запрос к себе? Или это просто стечение обстоятельств?
— Во-первых, у меня всегда был повышенный интерес к предпринимательству. Мы часто видим, когда из артиста вырастает режиссер, но реже, когда из артиста вырастает продюсер. Со мной это произошло, так как у меня были определенные задатки и желание попробовать себя в этом направлении. У меня сейчас, пожалуй, лучший период в жизни, когда я в гармонии с собой и чувствую душевный комфорт. Это та самая золотая середина для меня — быть артистом и создавать проекты самому.
— В этом плане вы уже близки к тому, чтобы спродюсировать какой-то кинопроект?
— Я пока не решил для себя, интересно мне это или нет. Продюсировать кино и театр — это ведь разные истории. Пока я продюсирую театр, так как здесь мне все понятно, я знаю, что мне делать и в чем мой интерес. В киноиндустрии у меня пока больше вопросов, чем ответов. На сегодняшний момент меня, как продюсера, больше интересует театральная площадка. Но поскольку я человек живой и открытый, понимаю, что все может измениться и в какой-то момент меня может заинтересовать кино.
— У вас удивительная личная жизнь. Вы строили отношения с разными девушками: старше себя, с коллегами, знакомились в соцсетях и на улице с обычной девушкой из салона красоты. Вы все это время искали какой-то определенный типаж?
— При видимом различии все женщины, с которыми у меня были серьезные и длительные отношения, одного типажа.
— Мне казалось, что все они очень разные.
— Тем не менее, это так, поверьте. Если более детально рассмотреть вкупе их личностные характеристики, они все друг на друга походят. (Улыбается.) Видимо, я интуитивно выбирал себе партнершу именно такого психотипа. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что, с одной стороны, они разные, но какая-то внутренняя история у них очень похожа.
— В чем была их похожесть?
— Помимо того, что все они стройные, красивые, они еще и очень позитивные, веселые, с чувством юмора, легкие в общении, адекватные к окружающей их среде. Когда общаешься с таким человеком, сразу понимаешь, кто перед тобой. Когда все параметры совпадают, я практически молниеносно понимаю, мой это человек или нет. Вот Маше, с которой я сейчас живу, я уже через одно свидание предложил переехать ко мне в Москву. Сразу же! И вот мы уже почти полтора года вместе, как говорится, душа в душу.
— Вы выбирали идеальный по совместимости типаж, но потом все равно расставались. Получается, что этот типаж вам не подходит?
— При чем тут «не подходит»? Отношения — это другая и более сложная история. Вот смотрите: если, к примеру, вам нравятся блондинки, вы строите отношения, а потом расстаетесь, это же не значит, что блондинки вам в принципе не подходят. Ведь так? Взаимоотношения — это куда более сложный процесс. Я думаю, иногда лучше расстаться, чем продолжать жить с нелюбимым человеком и думать, зачем ты это делаешь.
— А как же это все: они жили долго и счастливо и умерли в один день?
— У нас есть в обществе некий устоявшийся, причем довольно древний, стереотип, что успешные отношения — это когда встретились в пятом классе и умерли в один день в 94 года. Но такого по факту не бывает, это единицы, наверное, в мире. Конечно, и мне хотелось бы, как мои родители — уже 42 года вместе. Как мои бабушка с дедушкой. Но мир изменился, все изменилось. Я, конечно, постараюсь сделать все, чтобы мы с Машей прожили счастливо всю свою жизнь. Посмотрим. Я не думаю, что нужно делать драму из-за того, что люди развелись. Главное, чтобы они не страдали, и чтобы это минимально сказывалось на детях.
— Вы удачно сформулировали, что у всех отношений есть свой срок.
— Конечно. Но какие-то отношения как хорошее вино, а какие-то — как завтрак из Макдональдса.
— Как вы относитесь к различным ситуациям, когда вам, как вашему герою из сериала, приходится смотреть в глаза лжи?
— Все зависит от глубины и значимости этой лжи.
— Для вас есть дилемма: жить спокойно, как жили герои сериала «Зеркало лжи» — со своими скелетами в шкафах, или все-таки разобраться с прошлым, чтобы потом не всплывали всякие неприятные сюрпризы? Вы как предпочитаете действовать?
— Наверное, лучше своевременно избавляться от «скелетов».
— Но сюжет этого сериала, как, впрочем, и жизнь, построен на том, что избавление не всегда приносит счастье героям. Часто наоборот — заканчивается трагедией.
— Главный вопрос — о каких «скелетах» идет речь? Если речь идет о том, что ты узнаешь, что твой муж — серийный убийца и хранит тела в подвале, с такими скелетами лучше не мириться. А если у мужа, например, есть фобия: он снимает значки с автомобилей и хранит их в подвале, с этим «скелетом» можно пойти к психологу и поговорить. Ведь о разных «скелетах» может идти речь. А поскольку жизнь очень сложна и многогранна, то любые вопросы невозможно рассматривать только через призму черного и белого.
— Вы довольно часто и подробно рассказываете о своих детях. Кем вы их видите в будущем?
— Думаю, что родители должны дать детям фундамент: любовь, воспитание, пример. Должны дать образование, некую материальную стартовую базу, но не использовать гиперопеку. Ведь бывает, когда к 18 годам у ребенка все есть, а мотивации нет.
— Вам это удается? Дети удаленно от вас проживают, а у вас достаточно сложный график.
— Удаленность — это вопрос достаточно условный в нашем цифровом мире. Мы все живем в одном городе, постоянно на связи. Я не каждый день, но два дня в неделю стабильно провожу с ними время. Я считаю, что даю детям достаточно родительского внимания, учитывая то обстоятельство, что мы не живем вместе. Мы прекрасно ладим, понимаем друг друга.
— Есть ли у вас мысли о третьем ребенке? Планируете ли вы стать многодетным отцом?
— Это как бог даст. У нас сейчас не стоит такая задача: быстрее родить. Маша сейчас учится в театральном институте.
— У нее есть к этому способности?
— Думаю, у нее есть хорошие шансы состояться в этой профессии. Талантливый человек ведь талантлив во всем. Так, кажется, говорят? (улыбается)
— Бабушки и дедушки периодически подключаются к воспитанию внуков?
— Не буду лукавить: мои вообще не подключаются. У них своих дел полно. Они в очень активной фазе, бизнесом занимаются.
— Но дельные советы дают? Это же отец вам посоветовал не спешить с поступлением в политех и попробовать себя в творческой стезе?
— Отец подсказал, а я попробовал. Но пока никаких советов они нам не дают.
— Вы все еще изучаете буддистские практики?
— Духовное развитие — очень интересная штука. Это верный путь к самопознанию, но я, если честно, немножко с него сбился в последнее время. Да, я практиковал, но сейчас немножко ушел от этого.
— Вы интуитивно к этому пришли?
— Да, уверен, что медитация, йога и духовный рост — это один из самых основных инструментов, чтобы стать счастливее.
— Многие, кто увлекается этой темой, практики использует, непосредственно к центрам познания — в Индию, Китай, Тибет. У вас не было запроса более сильно углубиться?
— Сейчас у меня есть другой запрос — я очень хочу жить на природе.
— Но у вас же есть загородный дом?
— Нет, там уже ни дома, ни загорода.
— А что случилось?
— Дело в том, что мы уже не живем с той гражданкой, с которой жили в том доме. Мы его снимали, и сейчас этот дом купила ее мама.
— Как вы вообще предпочитаете отдыхать, проводить свободное время? Куда душа вас тянет?
— Знаете, у меня ведь работы как таковой нет. Удивлены? Я никогда в жизни не работал в режиме офиса — 5/2 от звонка до звонка. По большому счету, у меня просто интересная жизнь, где понятие отдыха чисто условное? Иногда я откровенно не понимаю своих коллег, которые грезят какими-то отпусками. Возможно, смена обстановки им необходима, но я лично не так сильно устаю от творчества, чтобы все бросать и уезжать куда-то на долгое время. Я вообще стараюсь не сильно напрягаться, чтобы потом нуждаться в отдыхе. (Улыбается.)
Евгений Николаев
фото: телеканал "Россия", личный архив