Мария Миронова: я взрослая мама, плавно переходящая в бабушку
1 января на большой экран выходит самая долгожданная комедия года «Холоп 2». В сиквеле события будут происходить как в настоящем времени, так и в декорациях 1812 года — времени, в котором и пройдет «перевоспитание» новой избалованной мажорки. Сыгравшая в проекте одну из главных ролей Мария Миронова рассказала «ТН» о том, почему ее дети никогда не станут мажорами, на каких произведениях росла она сама, а также о дебюте в роли театрального режиссера и принятии возраста.
— Чем сейчас вспоминаются съемки в «Холопе 2»? Были какие-то особенно памятные моменты?
— Вообще работать с Климом Шипенко всегда очень радостно и приятно, у нас подобралась классная команда и нам было очень творчески интересно работать. Есть ощущение, что «Холоп 2» делался с еще более тщательным подходом, чем первая часть. Знаете, бывает ведь, что вторая часть делается более халтурно, особенно если фильм заработал денег, здесь же все наоборот. Сценарий мне нравится больше, юмора больше, бюджета больше, как и каких-то масштабных съемок. Фильм делался с большой любовью и сценаристами, и Климом, и всей командой.
— Снимали там же, где и первый фильм?
— Нет, какая-то часть была снята в кинодеревне, потом мы в силу обстоятельств остановились и основную часть сняли в этом году в Питере, в Царицыно в основном.
— В чем, по-вашему, секрет успеха «Холопа»? Что самое главное в комедии, чтобы она сработала?
— Мы часто вспоминали Марка Анатольевича Захарова и его любимый жанр фантастический реализм. Он же ведь тоже по факту снимал комедии, но они были не просто комедиями, а в жанре фантастического реализма. Мне кажется, что сейчас такие истории очень нужны людям. На этом как раз и строились те прекрасные советские фильмы, которые до сих пор все вспоминают, например, как «Иван Васильевич меняет профессию».
Мне кажется, успех построен на том, что жанр востребован сам по себе, как и тема воспитания мажора, когда избалованный барчук становится человеком, тоже востребована народом.
— Как считаете, реально ли изменить достаточно взрослого человека?
— Если человек не хочет меняться, то его ничем не изменишь. А если хочет, то может случиться, как у Захарова в фильме «Обыкновенное чудо».
— Наследников громких фамилий часто называют «золотой молодежью», а у вас не было переживаний в период взросления старшего сына, что из него может вырасти избалованный мажор?
— Нет, как-то даже тем подобных не было для размышлений, потому что моя жизнь вообще не из этой категории. Так что я не могу даже рассматривать подобный вариант относительно своего старшего сына.
— На каком кино вы выросли? Как формировались ваши вкусы?
— Я выросла на фильмах Марка Захарова. Сама я сейчас читаю своему младшему ребенку сказки, недавно мы прочитали «Буратино» и, конечно, посмотрели одноименный фильм, который пока никто не превзошел. Сейчас благодаря Феде, читая сказку, я понимаю, сколько всего в ней заложено именно в плане психологии отношений. Я всегда любила «Буратино», любила «Кота Леопольда», которого озвучивал мой отец. Помню, когда снималась в фильме «Приключение Тома Сойера», где играла Бекки Тэтчер, искренне боялась индейца Джо, хотя знала, что это артист. Меня десять раз с ним знакомили, но тем не менее какой-то ужас и холод не отпускал при встречах с ним. Конечно, я понимаю, что сейчас весьма не велик выбор для детей, если говорить о сказочном жанре детского кино, сказок – этого жанра сейчас практически нет. Вообще, это же притчевая вещь, она для любого возраста. Я считаю, что наш фильм «Холоп» — он как раз такой, на все аудитории.
— А вам бы в каком кино сейчас хотелось сняться?
— Мне бы очень хотелось сняться в сказке. Но в наше время, исходя из последних событий, это бывает либо фантастический реализм, либо сказка-притча, либо жесткий детектив, который уводит тебя от реальности, и ты сидишь и разгадываешь, кто убийца.
— В вашей фильмографии более 70 картин, а работа над каким фильмом оставила самый яркий след в душе?
— Конечно, я обожаю фильмы Павла Семеновича Лунгина, это самое начало моей карьеры, у меня три картины с ним. Я безумно его люблю. Была рада работать со своим другом Филлипом Янковским в «Статском советнике». Так же была счастлива работать с Олегом Погодиным в «Крике совы», считаю, что это очень классное кино, как раз моего любимого жанра детектива. С удовольствием снималась в фильмах «Садовое кольцо» и «Гибель империи».
— Этот год не перестает удивлять, как и предыдущий. Есть ли у вас надежное лекарство, средство от стресса, нервов, чтобы не выгорать?
— Мой маленький сын. Я уже достаточно взрослая мама, плавно переходящая в бабушку. А имея в этом возрасте маленького ребенка, ты все свои приоритеты выстраиваешь иначе, чем в ранней юности. Так что мое настроение, состояние очень сильно держит младший сын Федор.
— В целом чем вам этот год запомнится?
— Очень позитивные впечатления остались от съемок «Холопа». Потом мы поехали отдыхать во Францию, Италию и это был очень хороший, яркий для меня период. Потом я выпустила спектакль «Woman», как продюсер и режиссер.
— Расскажите о нем. Как он родился?
— Не скажу, что это было легкое рождение. Я мечтала быть режиссером, но до сих пор крайне иронично к себе в этом качестве отношусь и не уверена, что буду продолжать карьеру. Потому что, когда ты становишься режиссером, у тебя вырастают усы и борода, ты перестаешь себя чувствовать женщиной вообще. Я еще раз убедилась, что режиссерская профессия абсолютно мужская — ты либо готов к ней внутренне, либо если не готов, то пока. Невозможно выдержать ту нагрузку, которая ложится на режиссера, и разговаривать при этом женским языком, в какой-то момент ты начинаешь общаться, как мужик. То есть я сделала такую пробу в моей жизни, но повторять ее не спешу.
— Не жалеете?
— Нет, я никогда ни о чем не жалею, так сложилось. Не могу сказать, что об этом мечтала, но, тем не менее, я делала эту работу на сто процентов и честно. Про результат можно не спрашивать, я про себя знаю, что всегда не довольна.
— О чем получилась история?
— Это такой современный формат, мое видение того, что я думаю о современном мире. Конечно, в очень ироничном ключе, потому что не могу воспринимать его серьезно, так как, на мой взгляд, происходит отчасти сумасшедший дом. Спектакль вышел, как мне кажется, современный, ироничный, в смешении стилей (что мне всегда нравилось, театра) кино, ютуба, желтой прессы, всего того, что накидано сейчас в информационное поле нашего времени. Все это вместе мне хотелось рассмотреть, как некий элемент того, что воздействует на сознание людей.
— Кого из актеров пригласили участвовать?
— Марину Зудину, которая с возрастом заметно набирает актерский опыт и растет, что вообще редкость для нашей профессии. Лагашкина Максима, который отвечает за мужскую линию. Позвала Сатья Дас, мне он безумно интересен как стендапер, считаю, что он очень одаренный актерски человек, несмотря на то, что он себя позиционирует как семейный психолог. Но, кстати, эти темы — семейный ютуб, блогерская психология, марафоны, это все звучит у нас в спектакле. На мой взгляд, Сатья Дас наиболее честный из всех людей, занимающих эту нишу, которые сейчас очень сильно влияют на умы людей с помощью ютуба и соцсетей. Еще у нас играет молодая прекрасная актриса, моя подруга Ирада Берг.
— А по Ленкому не скучаете после ухода?
— Я не ушла из Ленкома, я ушла из штата. В декабре у меня был спектакль, я как играла «Шута Балакирева», так и играю.
— Актерам всегда не хватает времени на детей. Как вы его находили и продолжаете находить?
— Меня можно вывести за скобки, я не актер, я мама. Это моя принципиальная позиция, потому что считаю, что никакая роль, никакой проект, Оскар или медаль, абсолютно никак не стоят ни части мизинца ребенка и его воспитания. Это абсолютно мной прожито, и ни в коей мере я не буду воспитывать младшего сына, как старшего.
— Можно сказать, что вы сами изменились с рождением Феди?
— Поскольку я надеюсь, что у меня сохранился остаток мозга, и не только остаток, я стараюсь его приумножать с течением жизни. Поэтому, осознавая какие-то вещи, взрослея, я понимаю, что это не я кардинально изменилась, а просто пришла к пониманию каких-то вещей. Элементарно, что есть важное, а что не важное совсем.
— Можно сказать, что материнство в сознательном возрасте избавляет от многих ошибок?
— Ни от чего не избавляет, все зависит от человека. Есть женщины, которые с юности это понимают, здесь нет какой-то выведенной дилеммы для меня.
— Каких воспитательных методик вы сейчас придерживаетесь?
— Не придерживаюсь никаких, потому что самое смешное — это придерживаться воспитательных методик. Как можно их придерживаться в отношении человека, души? Каждый человек — это отдельная вселенная, главное — ее понять и почувствовать, в каком русле ее развивать. Самое страшное, что можно сделать, — это применять одни и те же методики к разным людям. Единственное, что нужно — разглядеть человека, личность и понять, что конкретно этой личности нужно, что интересно.
— То есть никакой специальной литературы по воспитанию вы не изучали?
— Я изучала достаточно много всего в течение жизни, и знаю, что самые лучшие психологи те, которые имеют абсолютно индивидуальный подход и большую основу знаний. Я не люблю марафоны и смеюсь над ними, потому что в них нет индивидуальности, и того, что нужно конкретному человеку. Все это превращается либо в бизнес, либо в профанацию, либо в то, что человека уводит не туда совершенно.
— Внешне вы с Федей очень похожи, а характер у него ваш?
— Нет, у него свой характер. Человек — это личность, она может зависеть от воспитания, если наложить на нее свои принты, то можно ее исковеркать. Так что Федя не похож на меня. У него своя собственная индивидуальность, но мне очень близкая.
— Для вас этот год юбилейный, а для многих женщин круглые даты — это психологический барьер, переживания. Что значит возраст для вас?
— Юбилейный год у меня следующий, так как в паспорте записан 1973 год, а реальный год моего рождения 1974-й.
— А как такое могло случиться?
— Пришлось пойти на это для оформления документов. В 17 лет я была беременна старшим сыном, и мы поменяли дату в паспорте за коробку зефира. Я не хочу об этом подробно рассказывать, так как это бессмысленно. Но родился мой сын Андрей в результате через неделю после моего восемнадцатилетия.
— Насколько гармонично вы себя ощущаете в своем возрасте?
— Возраст ничего для меня не значит. Я чувствую себя взрослым человеком и не стесняюсь этого никак. Я не собираюсь оголтело молодиться, это не мой стиль. У меня хорошая генетика, я прилично выгляжу и не хочу делать пластических операций. Боюсь всего этого и не хочу даже думать о возможности пластики.
— В чем тогда секрет вашей молодости? Что вас сегодня наполняет?
— Ребенок, спорт, отдых, жизнь, обязательства. Хотя они не часто, порой и не наполняют, а даже устаешь от них. Сейчас такое сложное время, тяжело про это говорить.
— А есть что-то о чем, может быть, боитесь пожалеть через несколько лет, чего не совершили? Бывает же, люди что-то откладывают на потом, а в итоге: «Ах, упустила время, надо все делать вовремя».
— Я с сожалениями очень на «Вы». Потому что есть такая прекрасная форма жизни: «Прошлое прошло, будущее не наступило, единственный момент, когда ты живешь, — здесь и сейчас». Я придерживаюсь этого правила. Жаление — это когда ты ныряешь в какое-то прошлое, а мне с этим сложно, я не люблю нырять в прошлое. Единственно, наверное, о чем жалею, боль, которая не проходит со временем, — это то, что ушла моя мама.
— Чем сыновья радуют в последнее время? Какие достижения у них были в этом году?
— Сыновья меня радуют тем, что они счастливые, прекрасные, здоровые, любимые. А что касается достижений – я уже перешла в ту стадию, может быть, потому что я уже бабушка, когда я просто радуюсь каким-то мелким вещам. Когда была юной, сама посмеивалась над тем, что старые люди радуются мелочам. Сейчас я стала хорошо понимать, что вся жизнь из них состоит и именно эти несущественные мелочи меня радуют. Но назвать их достижениями я не могу.
— Вы сказали «я уже бабушка». Это вы в прямом смысле, Андрей вас внуком одарил?
— Нет, я имею в виду возрастно — для Феди, в таком возрасте родив, конечно, я уже мама, переходящая в позицию бабушки.
— Многие актрисы боятся этого слова, говорят своим внукам: «Не называй меня бабушкой». Какое у вас к этому отношение?
— Я не актриса, я человек в первую очередь. Мне интересно все, что связано с правдой, людьми, реализмом. Существуя в реализме, ты эти вещи понимаешь и не пытаешься от них сбежать куда-либо.
— Фильм «Холоп 2» выходит 1 января, а вам что дарит новогоднее настроение и какие планы на этот Новый год?
— Новогоднее настроение дарит снег, в большом количестве. Как только он выпадет, я тут же берусь за свои беговые лыжи. Был период, когда я часто ходила на них, потом было не до того, а сейчас очень хочу поставить младшего сына на беговые лыжи и сама с ним постоянно кататься. А на участке у меня стоит огромная елка, которую мы теперь наряжаем вместе с Федей к Новому году.
фото: пресс-служба ТНТ