Наталья Варлей: человек, который не испытал любви, вряд ли сможет ее сыграть

фото: пресс-служба фестиваля FERRUM-24

Заслуженная артиста России Наталья Варлей в свои 77 лет все также обворожительна и любима зрителями, в чем мы смогли убедиться на Первом кинофестивале FERRUM-24 в Железноводске. Наталья Владимировна провела там творческую встречу с поклонниками, где рассказывала о себе, читала свои стихи и исполняла написанные на них песни. После творческой встречи «ТН» удалось поговорить с артисткой о ее творческом пути, самых счастливых годах жизни и о том, как она живет сейчас.

- Зрители, выходя с творческой встречи с восторгом говорили, какой заряд энергии, радости и счастья они получили от общения с вами. А вы что получаете от таких встреч?

- Я получаю тоже, но, если бы не энергия зала, я не продержалась бы два часа, потому что я только прилетела из Благовещенска и ещё не адаптировалась в Москве, как мне пришлось лететь сюда, тут совсем другой климат, а я девушка возрастная (смеется)

фото: пресс-служба

- Как вы считаете, для чего нужно артистам приезжать в маленькие городки России, проводить там встречи?

- По-моему это часть нашей жизни, от того, как тебя принимают, ты понимаешь нужно ли было то, что ты сделал в жизни или жизнь прошла мимо. Конечно, я уже привыкла, когда подходит человек и говорит: «Неужели я вас трогаю? Неужели рядом с вами стою?», но это меня по-прежнему удивляет. Хотя я помню, как со своим младшим сыном, когда он был ещё маленьким, ходила на концерт Ринго Стара. И как Саша рванул к сцене, чтобы можно было встать поближе и протянуть руку к сцене.

- Меня удивило, когда вы сегодня сказали, что плакали, когда вас утвердили на роль Нины в «Кавказской пленнице». Почему?

- Да, правда, я не хотела с цирком расставаться, брать на себя такую ответственность, в картине то должны были сниматься звёзды, хотя слово звёзды тогда не принято было, все пожилые актрисы говорили: «Я не звезда, я актриса».

- А что легче сыграть любовь или ненависть?

- Не знаю, любовь сыграть очень сложно, ненависть сыграть можно. Хотя и то и другое полярные чувства и человек, который не испытал любви думаю вряд ли сможет.

фото: пресс-служба

- Сколько времени у вас уходит чтобы подготовить свой творческий вечер, отрепетировать?

- Устроители мне зачастую говорят: «Завтра ваша творческая встреча, она в семь, без двадцати семь вы будете на площадке», а я всегда отвечаю: «Как? Мне нужно два с половиной часа», они удивляются: «Зачем?», «Пройти всю программу, выставить микрофоны, чтобы не было накладок, чтобы звукорежиссёры поняли, что я вкладываю в эту вещь, чтобы они помогли мне». Вот как сегодня мне ребята помогали, когда у меня просел голос, как-то не пришло в голову, что в горах могут сесть связки, пересохло горло, я понимаю, что должна начать петь, вдыхаю и понимаю, что нечем.

- Когда вы учились и после, были ли у вас какие-то открытия в поэзии среди авторов, кто вам оказался ближе всего?

- Вообще с юности я любила всех поэтесс, поэтов, мы тогда выписывали в тетрадки всё что понравилось, песни, стихи. У меня были Марина Цветаева, Анна Ахматова, Вероника Тушнова, Марина Петровых, много кто. И я очень люблю Блока. Даже есть любимое стихотворение, но оно связано видимо с тем, что я родилась на море, долго жила там. Есть стихотворение, которое я люблю с детства:

Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зеленая вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда…

фото: пресс-служба

- Как вы с такой любовью к поэзии, чувством к слову, вдруг оказались в цирке?

- Человеку хочется компенсировать, то, чего у него нет. Мы с родителями в моём детстве много ездили: Дальний Восток, Мурманск, полярная ночь, утром меня как щенка волокут в школу, вокруг черно, ветер свищет, снег летит… Я сижу первые уроки и не понимаю, где я, потом начинаю просыпаться к 3-4 уроку и уже чуть серое небо и потом опять чёрное, я обратно иду опять уже черно, а бабушка выгоняет гулять. Я не любила гулять, физкультурой заниматься, а очень любила болеть, и как-то так приспособилась болеть, что мы с моей сестрёнкой всеми инфекционными болезнями переболели. Как-то это всё наслоилось и у меня случился ревмокардит сердца и ревматизм, мне запрещали заниматься физкультурой до 6го класса. Потом я вернулась в Москву и куда-то ревмокардит и ревматизм исчезли, а я узнала о существовании детской студии при московском цирке. Хотя, до этого меня, бедную рахитичную девочку из Мурманска родители вывозили вместе с сестрёнкой в Сочи и там у меня было два потрясения – море и цирк. И что могут быть такие женщины как Раиса Немчинская и Маргарита Назарова, которая выходит на арену, и тигры падают от её красоты и любви к ней. И тогда я сказала себе, что буду укротительницей тигров и воздушной гимнасткой. Узнав о существовании цирковой студии, сразу туда поступила, а что делать дальше не понимала, думала, что в цирке только по династиям становятся артистками. Но потом узнала, что у нас есть цирковое училище, в то время единственное в мире, и поступила туда к ужасу родителей. Папу в это время отправили работать начальником порта, и мама поехала с ним, а бабушка со мной не справилась. Я должна была сдавать экзамены в музыкальную школу, и чтобы не сдавать их, я разрезала себе палец, сказала, что не могу играть и поступила в цирковое училище, которое закончила с отличием. Мало того, я в воздухе работала, хотя у меня природная боязнь высоты, боюсь до сих пор даже на балкон выйти, но я преодолевала себя, каждый день поднималась под купол и понимала, что я летаю.

фото: пресс-служба

- А для вас образ, который вы создаёте, поэтический и кинематографический, есть ли между ними что-то общее?

- Смотря какая роль. Любую роль ты примеряешь на себя, ты понимаешь, что это другой человек, но сможешь ли ты втиснуться в этот образ, характер или нет? Сначала, когда прочитал сценарий, желательно чтобы тебе захотелось его ещё раз перечитать, а если ты всю ночь читаешь, встаёшь утром, и говоришь себе, что хочешь играть эту роль – совсем здорово. Но потом начинается процесс, и читка, и репетиция, и притирка к режиссёрам, партнёрам. Стихи рождаются совсем по-другому. Ты можешь проснуться ночью от того, что тебе капнула строчка, и главное, чтобы рядом лежали ручка и тетрадка, даже если ты в темноте, строчка на строчку напишешь, то что-то разберёшь. А если ты просыпаешься, и говоришь, что 10 раз повторю, повторяешь и засыпаешь, то утром белый лист тебе. Вот родилась строчка, а к ней начинает подтягиваться всё остальное. Иногда и мысли то нет, просто строчка, а потом вдруг… Иногда я читаю свои стихи и думаю: «Неужели это я написала?», а иногда думаю: «Господи, что я написала?». Так же и роли, иногда ты думаешь вот это то самое, что я не играла и теперь сыграю, а потом: «Зачем?». Но всё равно я и не состоявшиеся роли люблю, потому что это неудачный ребёнок получился, неправильно родила и воспитала.

фото: пресс-служба
с Дмитрием Хрусталевым 
 

- Задача фестиваля нацелена на возрождение уважения к нашей русской культуре и её ценностям. А что для вас патриотизм?

- Кроме словосочетания «любовь к родине» мне кажется, что можно ещё ответить на тему патриотизма. Но родина тоже понятие широкое, это не только то, где ты родился, а то, с чем связана твоя душа, где живут твои друзья, где похоронены твои родители, какая природа тебе нравится, где ты чувствуешь вдохновение, где хочется подольше оставаться. Есть такие точки на планете, куда ты приезжаешь и понимаешь «Как же так, почему мне здесь так хорошо?». Слава богу, у нас слово патриотизм вернулось в обиход, потому что я очень хорошо помню, как ставили знак равенства между патриотизм и красно коричневыми, так называли коммунистов. Рушилась идеология и в мозгах у людей была каша. Поэтому действительно важно чтобы человек понимал, где его корни, чтобы не было подобострастия перед западом.

- А где вам особенно хорошо? Где ваше место силы?

- Раньше у меня место силы было на даче, я её построила, чтобы мама там жила, и пока была мама, пока она туда приезжала, для меня это было самое святое и светлое место. Мама ушла, для меня это место стало болью, но оно всё равно моё место силы. А сейчас я ловлю себя на мысли, что местом силы становится мой диванчик, на который приходит один из моих котов, начинает мурлыкать и я понимаю, что больше никуда не хочу, хочу тут лежать с котом в обнимку. И мои животные тоже моя родина и любовь.

фото: пресс-служба

- Что из последних событий, что вам подарило самые сильные эмоции, состояние счастья?

- Сложно сказать. Я, например помню свои ощущения, когда была абсолютно счастлива, хотя это были трудные 90-е годы, все тяжело жили, тогда у меня младший сын был совсем малыш, а старший студент. Я училась в Литинституте в то время и должна была зарабатывать деньги, ведь кино рухнуло. Но тем не менее я была счастлива, потому что дома такой комплект, маленький спит, взрослый учится, кошка, собака, я сижу печатаю стихи, вот это ощущение полноты счастья. Хотя для того, чтобы заработать я ночами по 3-4 картины на телевидении дублировала. Потому что сниматься в фильмах, которые снимали тогда, было невозможно. А ещё, у меня всегда ощущение восторга вызывает море, я им дышу, питаюсь духовно. Правда в этом году ещё не удалось там побывать.

- Помнится вы обещали дописать свою вторую книгу воспоминаний. Готовится она к выходу?

- У меня очень многое для этой книги есть. И не вошедшее в первую. Есть целые главы с актёрами, с которыми я работали и которые ушли. Но за это время, что готовится книга, ушли ещё близкие мне друзья и коллеги, из моих родных, ковид покосил очень многих. И мне не хотелось бы чтобы эта книга стала моим пантеоном. Пока я не нашла форму, чтобы не было траурного оттенка. Точно так же у меня лежит огромное количество набросков книги о животных, в большинстве о кошках, потому что у меня в основном жили кошки, но были и собаки, черепахи, петухи даже, хомяки. Но с кошками у меня не то, что особая любовь, это прозвучит не по православному, но наверное я в прошлой жизни была кошкой, или буду. Книга готовится, у меня много материала написано, хотя большая часть моих животных уже не со мной… Хочется верить в эту языческую идею, что животные уходят на радугу, но на самом деле кто-то похоронен под елочкой на даче, кто-то ещё где-то, поэтому тоже не хотелось бы чтобы это была траурная книга, ведь они приносили столько радости и любви, удивления, изумления, как они общаются между собой, помогают друг другу, сопереживают когда кто-то умирает, они уникальные. А какие глаза у кошек, когда ты смотришь в эти глаза, то понимаешь, что там не просто тайна бездонная, а в них есть и любовь, и ненависть, и недоверие, но всё равно это глубина невероятная, нырнёшь и не вынырнешь.

фото: пресс-служба
на церемонии закрытия кинофестиваля FERRUM-24
 

- Мы сегодня ездили в Пятигорск, где множество кошек на улицах, и прям по рукам себя бьёшь, чтобы кого-то не взять и не увезти с собой.

- Да, меня всё в Москве приглашают прийти в котокафе, где пристраивают котиков. У меня не пристроенные котики каждую зиму приходят на мой участок, и мне не хватает мужества сказать им поискать другое место. Я ставлю домики, привожу мешками еду, и потом они и летом не хотят уходить. Поэтому я в этом году сказала - всё, и они пошли искать другие места. Но кого-то я пристроила в добрые руки. Мои два старых кота тоже из детей, которых родила дачная кошка.