Анна Роскошная: я приехала жить в Москве, ради учебы в Академии Никиты Михалкова

Для Анны каждая роль — это новый опыт, развитие творческих навыков и непрерывный рост в профессии. Она не просто так выходит на сцену или играет в кино, через судьбы своих персонажей она рассказывает об истинных человеческих ценностях, о трудностях выбора, о любви и предательстве. О новых проектах в кино, о роли Никиты Михалкова в своей жизни и о взаимоотношениях с дочерью в интервью «ТН» рассказала актриса театра и кино Анна Роскошная.

 — Анна, вы недавно закончили сниматься в фильме «Свинцовые небеса». Расскажите, пожалуйста, о проекте и своей героине, об особенностях съемок?

— В «Свинцовых небесах» моя Светлана — успешная бизнесвумен, воспитывает дочь-старшеклассницу, которая, не справившись с эмоциями от несчастной любви, сбегает из дома на Донбасс. Конечно, несчастная мать бросается ее искать. Я считаю, что это уникальный проект: в нем переплетаются несколько судеб разных героев. Даже несколько поколений, я бы сказала, объединяются одной силой — силой веры и безусловной любви. Этот проект и про любовь, и про проблему «отцов и детей», и про тяготы и победы войны, и про веру в Бога… Здесь исторические события и экшн соединились одной нитью. Каждый герой проходит свой путь и меняется. Съемки проходили в Рязанской области и на Донбассе. Уникальность проекта еще и в том, что в военных сценах принимали участие настоящие военные. Есть несколько камео.

Также среди новых ролей — работа в сериале «У тебя есть я» для телеканала Домашний. Кто ваша героиня там?

— Вера — обычная среднестатистическая женщина, которой, прямо скажем, не везет в личной жизни. Мне кажется, много женщин в нашей стране могут узнать себя в моей Вере. Она и красива, и несчастна, и целеустремленная, и уставшая, и хочет как лучше, и срывается. Но, я думаю, она старается быть достойным человеком, признает и исправляет свои ошибки — это важно. Наверно, это мне в ней импонирует.

— В широком прокате идет фильм Владимира Аленикова «Мятежники», вы говорили, что роль Калерии уникальна для вас. Чем?

— Тем, что такое абсолютное зло я играла впервые. Разбирая персонаж, мы решили, что Калерия — не человек, она административный ресурс, который появляется, чтобы выполнить задачу. Робот. Без чувств и эмпатии к детям. А сюжет фильма строится на том, что власти хотят снести детский дом для особенных детей, и построить на его месте торговый центр. Старого директора детдома отправляют на пенсию и на ее место ставят Калерию, чтобы та довела задуманное до финала. Раньше я часто говорила, что хочу сыграть холодного, жесткого человека. И в роли Калерии удалось это воплотить.

1
кадр из фильма "Свинцовые времена"

Сейчас в тренде «любовь к себе». Насколько вам близка такая философия? Не кажется ли, что это одновременно формирует в людях эгоизм?

— Когда любовь превращается в эгоизм, это уже не любовь. Мне близка философия любви к себе. Тело — храм. Соответственно нужно содержать в чистоте и свой дом, и свое тело, и свои мысли, и свою душу. Я думаю, что про такую любовь идет речь, а никак не про самозабвенную и нарциссическую, потому как это уже грех.

В течение жизни мы окружаем себя людьми, с которыми комфортно сосуществовать. Вам с какими людьми интересно и уютно? И умеете ли «уговаривать» себя на общение с теми, кто, как сейчас принято говорить относится к «токсичным» личностям?

— Нет, категорически не общаюсь с токсичными людьми. Если замечаю какие-то нечистые помыслы по отношению к себе, не выясняю ничего, просто ухожу. Я люблю честных людей, тех, кто держит свое слово, и очень ценю доброту. И сама стараюсь быть такой, надеюсь, получается.

Многие профессии заставляют человека учиться и развиваться на протяжении всей своей карьеры. Чему вас из года в год, из роли в роль учит ваша профессия? Чему вы научились благодаря ей?

— Благодаря профессии я научилась терпению. Актерам приходится очень много ждать: сначала проб, потом утверждения на роль и запуск проекта. На площадке постоянно в ожидании, когда позовут на грим, на костюм, в кадр. По жизни я человек нетерпеливый, но любовь к профессии сделала меня спокойнее. Хотя в какие-то моменты приходилось с собой бороться. Актеру важно быть начитанным и насмотренным, уметь и танцевать и фехтовать. Такая разносторонность помогает создавать более правдивых персонажей. Так что да, профессия заставляет учиться, чтобы быть востребованной.

Если бы вы были сценаристом или режиссером, то о чем был бы ваш фильм и какую роль вы бы оставили для себя?

— Я сняла бы социальный, поучительный фильм. Возможно, это была бы тема взаимоотношений старшего и молодого поколений, тема бездомных, инвалидов или про особенности воспитания детей. Я 14 лет учусь быть мамой для своей дочери. До сих пор не понимаю, права ли. В конце жизни, видимо, узнаю.

2

Какой вы видите свою миссию в профессии?

— Миссия любого артиста в том, чтобы помочь людям задуматься о своих поступках, стать лучше, сделать правильный выбор. Если после фильма или сериала со мной зритель сделает выводы и что-то изменит в своей жизни, значит, я работала не зря. Пусть это будет даже один человек! Подписчики постоянно пишут в личные сообщения о том, что мои героини помогали им справиться с проблемами, стать сильнее. Когда вышел сериал «Красная зона», где я играла достаточно жесткую женщину, мне написал молодой человек, что он восхищается моей работой и героиней. Рассказал, что у него мягкий характер и, чтобы стать более уверенным в себе, он перенимал черты Галаевой. Делать людей лучше, духовнее — главная миссия всех людей культуры и искусства.

Вы с детства любите Никиту Михалкова. Чем и когда он поразил маленькую девочку, что вы решили стать актрисой?

— Это правда, Никита Сергеевич меня не оставлял равнодушной с детства, и мне кажется, что всему виной его усы. (Смеется.) У моего папы были такие же. Думаю, вот эта схожесть мне и нравилась. Если серьезно, то я не вспомню момента, когда полюбила Никиту Сергеевича. Всегда смотрела фильмы с ним и восхищалась. Но актрисой стала не потому, что была поклонницей Михалкова. С детства хотела быть в центре внимания и выступать на сцене. Особенно меня завораживал балет, но в нашем городе не было балетной школы, и я просто стремилась к творчеству, а с возрастом осознала и признала, что хочу быть актрисой.

Вы часто говорите, что Никита Сергеевич сыграл в вашей жизни значимую роль. Что произошло?

— Есть такое выражение: «Каждый человек, который встречается на нашем пути, может чему-то научить». Никита Сергеевич — это мой мастер, который за время учебы в академии передал свой огромный багаж знаний и опыта. У нас были частые встречи, мастер-классы, совместные репетиции спектакля. Я горжусь, что Никита Сергеевич является моим мастером, но он не единственный учитель (Анна окончила актерский факультет РГПУ им. Герцена, мастер А. Н. Максимов. — Прим. авт.). К нему на учебу пришла уже готовой актрисой, и в академии получила железную закалку, которая и сейчас помогает выживать в огромной конкуренции.

Думали ли вы, что если бы не учеба у Михалкова, то вы стали бы другой актрисой, с другим амплуа, с другими интересами?

— Нет, я бы не стала никем другим. Единственное, я бы вряд ли жила в Москве, куда приехала ради учебы в Академии Никиты Сергеевича, а осталась бы в Петербурге.

3
с дочерью Лаймой

Вы — мама девочки-подростка. Как получается находить общий язык и с годами взросления дочери оставаться с ней близкими подругами? Ведь во многих семьях, когда дети достигают подросткового возраста, бывают конфликты.

— Важно находить баланс. А это не просто. Ребенок должен всегда понимать, что ты родитель, но в то же время доверять тебе, не боясь рассказать обо всем, что волнует и беспокоит. Как этого достичь? Не знаю, наверное, нет рецепта. Сложно, сложно... Я очень стараюсь, хоть и действую методом проб и ошибок. Важно понять точку зрения ребенка, не передавливать родительским авторитетом. И помнить, что в определенный момент, лет с 12-13, твой малыш становится взрослым человеком, которого нужно ставить в одну линию с собой и воспринимать как сформированную личность. Уважать его желания и точку зрения. Вы ведь со взрослыми людьми не разговариваете с позиции «я лучше, больше, сильнее». Не кричите, не оскорбляете, не давите, не заставляете сделать то, чего они не хотят. Вот также нужно общаться с ребенком. Он точно такой же человек. И, наверное, находя этот баланс, удается оставаться в дружеских отношениях с Лаймой. Дай Бог, чтобы это так и продолжалось.

Есть ли у вас семейные ритуалы, традиции?

— Мы всегда на пасху печем и украшаем вместе куличи, красим яйца. Утром идем в церковь, чтобы освятить их. И еще одна любимая традиция — перед Новым годом мы раскрашиваем елочные шарики. Берем чистый — белый, черный или серебристый шарик — и рисуем, кто что хочет. Как правило, это новогоднее животное, чей год мы встречаем.

Среди ваших увлечений верховая езда, бокс, горные лыжи, оружие, дайфинг. Вспомните какую-нибудь яркую историю, связанную с одним из этих увлечений.

— Однажды, когда я со страховкой выходила на стену 12-этажного полуразрушенного дома, мой трос зацепился за выступ. Можно было либо отцепить его и подтянуться наверх руками, либо ослабить и позволить мне спуститься. Но решили, что нужно вернуться в исходную позицию и пройти снова. И тут оказалось, что я неправильно застегнула восьмерку в страховке. Если бы продолжила, просто разбилась.

— Вы окончили школу каскадеров, сами выполняете трюки в кино. Какой самый необычный каскадерский трюк пришлось исполнить?

— Да, я окончила школу каскадеров, но не выполняю опасные трюки в кино. Однажды продюсер сказал: «Ты работаешь лицом, это твой инструмент, и если нанесешь себе травму, просто закончишь с актерской карьерой, и останется только делать одни трюки». Драки, в том числе с ножом, бег на каблуках, падения на асфальт или кафель — это делаю сама, а что-то более серьезное оставляю профессионалам.

Вы погружались под лед. Это такая потребность организма в адреналине или черта характера — погоня за новыми впечатлениями?

— Я погружалась под лед именно в рамках учебы в каскадерской школе. По жизни меня можно назвать экстремалом, я люблю адреналин, но на первом месте всегда безопасность. Ни один, даже самый крутой трюк, не стоит жизни человека, и об этом не нужно забывать.

Что для вас женственность? Как вам кажется, в современном мире быть настоящей женщиной легче или сложнее, чем скажем в XIX или XVIII веках?

— Женственность сродни сексуальности. Она либо есть, либо нет. А приобрести или наработать ее невозможно. У наших предков не было таких бытовых удобств, как электричество и водопровод. Зато были высокие прически и платья с корсетами. Это, конечно, визуально их делало более женственными, но сильно усложняло жизнь.

Вы любите готовить? Кулинария для вас сродни медитации или хобби? Можно ли вас чем-то удивить за столом?

— В свободное время или в ожидании гостей могу что-то приготовить, но воспринимаю это как минимальную необходимость, не более. Зачастую меня удивляют простые домашние блюда, приготовленные с любовь. Я чаще ем на съемочной площадке или на бегу, поэтому борщик, приготовленный мамой или заботливой хозяйкой в гостях, вызывает приятное удивление и запоминается.

Вы как-то сказали, что хотите встретить старость в Италии. Чем вас покорила эта страна? Это ваше место силы?

— Италия — страна вечного праздника, которая покорила меня своей атмосферой. Может быть, это обманчивое впечатление, потому что когда едешь в отпуск, у тебя самой какой-то мини-праздник. Мне нравится архитектура, морское побережье. Нравится наблюдать за местными жителями старшего поколения: как женщины наряжаются в прекрасные наряды, украшают себя множеством аксессуаров. Громкие, яркие, эксцентричные. Также люблю итальянскую кухню, особенно вегетарианскую пиццу. И очень хотела бы жить где-то в теплых краях....

Есть еще точки на карте мира, которые привлекают?

— Я хочу больше путешествовать, особенно по России. Съездить еще раз на Алтай, побывать на Байкале, в Туве. Интересно было бы посетить соседние страны Туркменистан и Узбекистан. Пока это лишь размышления, но, надеюсь, скоро удастся воплотить в жизнь.

Марина Дорошева

фото: Светлана Митцих