Алена Долголенко: согласилась на сериал с маньяком и сразу его повстречала

Актрисе всего 21 год, и она только выпускается из Школы-студии МХАТ, а за плечами у нее уже несколько больших и серьезных ролей в кино и театре. В частности, Алена сыграла Наталью Гончарову в нашумевшем фильме «Пророк. История Александра Пушкина». 29 мая в онлайн-кинотеатре Wink.ru состоится премьера триллера «Фишер. Затмение», основанного на реальных событиях. Одну их ролей в проекте сыграла Алена Долголенко. О том, как проходили съемки и о своем собственном опыте встречи с маньяком, работе с психологом, трудностях учебы в Школе-студии МХАТ и дружбе с Юрой Борисовым, актриса рассказала «ТН».

— Какой след в вашей жизни оставил проект «Фишер. Затмение»?

— В эмоциональном плане это был непростой проект. Для меня это новый, классный опыт, состояние, жанр, в котором я еще не пробовала играть. На площадке много что переделывалось, дописывалось, мы были в творческом процессе, и это было тоже интересно.

— А что вас зацепило в этой истории?

— Меня история заинтересовала Ирой Старшенбаум (смеется), мы хорошо дружим, и я знала, что она будет там играть главную роль. Мы с Ирой уже два года играем в спектакле «Отцы и дети», у меня роль ее сестры, и тут мне предложили сыграть также сестру, на что я с удовольствием согласилась. Было классно работать со своим другом, наставником. Ира потрясающий человек, и для меня очень важный авторитет — и профессионально, и по-человечески. Нуасам сериал, «Фишер»,— нашумевшая история, я смотрела первый сезон, и мне понравилось.

1
кадр из сериала "Фишер. Затмение"

— Что за роль вам досталась?

— Обычная девчонка, сестра главной героини, которая хочет внимания и любви. Моя героиня сталкивается со сложными испытаниями в своей жизни и пытается как-то их пережить. Очень сильно ей хочется семейной ласки и тепла, а сестра у нее жесткий человек, поэтому их отношения складываются тяжело. Но вообще это про любовь, как и все.

— Тех, кто посмотрел первый сезон «Фишера», волнует вопрос: что управляет человеком, который совершает такие чудовищные преступления? А вы для себя смогли разобраться в том, что же движет маньяками?

— Я же не играю маньяка, вот если бы играла, то стала бы разбираться. Но мне кажется, что маньяка я не смогу понять, все, что касается физического насилия, мне сложно оправдать у себя в голове. И я бы побоялась играть маньяка, это, конечно, интересно, но такая сложная тема, ты же все равно начинаешь жить, как твой персонаж, и погружаться в эту темноту.

— А вас саму в детстве пугали историями про маньяков?

— За мной, кстати, однажды бежал маньяк. Я в Мурманске родилась, а там полярные ночи, когда возвращаешься со школы, практически нет людей, час дня, а полная темнота вокруг. И вот как-то по пути из школы меня преследовал маньяк, в какой-то момент я побежала, он за мной, к счастью, навстречу по улице шел мужчина, я подбежала к нему, он скрутил преследователя, и тот оказался, правда, маньяком.

Кстати, съемки «Фишера» проходили и в Абхазии, в день моего приезда не было света, все было в темноте, тишина вокруг, и я подумала: «Вот это я приехала!». Мне сказали, что ближайший ресторан минутах в десяти ходьбы по пляжу от отеля. Я пошла, там было темно и страшно, какие-то заброшки, все дела. И был второй вариант — идти по железной дороге, я решила пойти по ней. Вот я иду, и понимаю, что за мной идет какой-то темный силуэт, мысли в голове: «Вот, блин, согласилась на сериал с маньяком, и сразу его повстречала». Но стараюсь себя успокоить: «Алена, ну человек, тоже захотел поесть, просто идет в ту же сторону». В общем, дохожу до места и понимаю, что свет выключен и ресторан не работает, решаю, что сейчас спокойно развернусь и пойду обратно. А человек шел за мной с фонариком, поворачиваюсьв его сторону,и он выключает фонарик. Я перебежала дорогу, через овраг пробежала и так получается, что шла уже по дороге, где машины, и мы с ним сравнялись параллельно, оказался местный, начал кричать: «Иди сюда, что покажу тебе!». Это был мой первый день на съемках «Фишера».

— Вы верите в то, что добро всегда побеждает зло?

— Я просто не верю в добро и зло. Считаю, что все зависит от того, что ты внутри себя развиваешь, какая у тебя природа, чего ты хочешь. И если ты действительно чист в своем намерении и в отношении того, что тебя окружает, то с тобой не может случиться ничего плохого. Мы притягиваем все, мне кажется, это так работает. И если примитивно, побеждает ли добро зло, то, наверное, да, но если только ты внутри культивируешь чистую энергию, то все в твоей жизни и складывается по-хорошему.

2

— У вас сейчас насыщенный на премьеры период в карьере. Выходит «Фишер», только что вышел «Урок», чуть ранее нашумевший «Пророк». Какое у вас ощущение от съемок в таких разных проектах? И такого громкого успеха, что случился после сыгранной в «Пророке» роли музы Пушкина Натальи Гончаровой?

— Не меняется ничего, на самом деле… Я не верю, что люди меняются, то есть меняются, но определенная внутренняя суть сохраняется. И как будто я стала чуть спокойнее и увереннее в кадре, стала себя чуть меньше «жрать». Но в принципе я никак не изменилась, и меня это радует. Я вообще не чувствую какого-то большого успеха. Это же не панацея, что ты где-то снялся и теперь знаешь, как играть. Ты никогда не знаешь, как играть. У тебя разные персонажи, ты что-то пробуешь, понимаешь, что можешь облажаться, ошибиться. Другое дело, что начинают предлагать какие-то крутые проекты, куда раньше не было доступа даже до проб.

— А насколько сильно ваши героини, особенно в долгий период съемок, влияют на вас в настоящей жизни? Как-то вы признавались, что даже обращались к психологу.

— Ну я в принципе занимаюсь с психологом. Меня не поглощают мои роли, в плане, что нет такого, что зазернился, и ты уже не ты, как шутят в театре, что «встретимся после спектакля». Мои мастера учили, что так нельзя, это дурной тон, ты все равно понимаешь же, кто ты, что ты, ты не сходишь с ума, иначе это уже не профессия. Я когда играла Гончарову, правда, была какой-то очень легкой и доброй для себя, я не знала такую свою сторону. Когда ты погружаешься в новый материал, ты меняешься, ты узнаешь какие-то свои новые стороны. Этим мне нравится моя профессия, что всегда можно проверить, каким еще ты можешь быть.

— Что касается психолога, я так поняла, что на вас как-то так глубоко роль повлияла, что пришлось обращаться к нему.

— Нет, это не связано с ролью. Я пошла в терапию для себя, психолог мне помогает, у нас же очень много детских травм, которые тянутся за нами и влияют на жизнь здесь и сейчас.Когда ты их прорабатываешь и становишься свободнее, то легче вживаться в какие-то роли, потому что у тебя нет штампов своих же, ты меньше боишься, становишься раскрепощеннее, доверчивее, это все классно для профессии.

— Вы говорили, что у вас был комплекс самозванца в профессии. И с этим моментом вы как-то боролись.

— Наверное, он у меня и сейчас есть, но я стала меньше бояться и смелее быть, свободнее. Психолог очень сильно помогает во всем, но и книги помогают.

— Алена, когда вы решили стать актрисой, что стало отправной точкой в выборе этого пути?

— Я родилась с этой идеей. Хотя я не из актерской семьи и даже физико-математическуюшколу окончила, но у меня не было других вариантов. Я с самого детства знала, что буду актрисой. Вот как только начала говорить, когда меня спрашивали, кем я буду, я отвечала «арктрисой».

 

— У вас какой-то пример перед глазами был в детстве?

— Нет, не было. Но в сознательном маленьком возрасте я была поклонницей Чулпан Хаматовой, Алисы Фрейндлих и Светланы Ходченковой, кстати.

— Как вам дался переезд из Мурманска в Москву? Вас же здесь никто не ждал, как я понимаю?

— Нет, не ждал. Вот так взяла и маханула после 9-го класса, и, наверное, это был не самый легкий путь, но меня взяли вольным слушателем в 10-м классе на курс Александра Михайлова во ВГИК, и мне это тоже помогло обосноваться. Конечно, в начале кажется, что Москва большая и что она враждебно настроена, ты себя чувствуешь не очень уютно. Но как только проходит год, она уже становится ближе, а когда начала учиться в театральном, то поняла, что она вообще маленькая и сейчас мне кажется, что это одна большая деревня, где все друг друга знают, и довольно добры.

— По дому скучаете?

— Мурманск в любом случае мое место силы, я люблю свой город, но, когда туда приезжаешь, то есть ощущение, что никуда и не уезжала. И от этого иногда бывает страшно.

— Там ничего не меняется?

— Вродекак и меняется, что-то строится, но в целом есть ощущение возвращения в детство. Мне очень нравится туда приезжать, я люблю местных людей, там большая часть моей семьи. Но когда я приезжаю, кажется, что я вовсе не выросла, что мне все приснилось, я просто проснулась и мне снова надо идти в школу. Как будто время остановилось, и меня катапультировали обратно в 14-15 лет.

— Как у вас проходит подготовка к выпускному в Школе-студии МХАТ?

— Хочется уже скорее окончить. Наверное, самое прикольное, из того, что происходит, что мы все пробуемся в театры, куда-то зовут, приходится делать выбор, и ты видишь, как может сложиться твоя жизнь. И такое ощущение, как перед поступлением, только ты уже спокойнее к этому относишься, и тебя не зажимает так сильно. Самое интересное, когда знакомишься с худруками, вот Евгений Витальевич Миронов нас посмотрел, что-то сказал. Константин Юрьевич Хабенский, ты с ними разговариваешь, и понимаешь, вот туда ты можешь пойти или туда, а можешь вообще никуда не пойти.

— И от этого выбора зависит, куда повернет дорога.

— Да, но я выбрала, что никуда не надо поворачивать, сама повернется, на доверии к вселенной.

3

— Чем вспоминаются четыре года, проведенных в Школе-студии МХАТ?

— Это была какая-то бешеная гонка, за четыре года все менялось от полного поклонения до полного непринятия, я же даже подавала заявление об уходе на втором курсе. Как-то я была всегда в диалоге, да и до сих пор в диалоге, с мастерами, педагогами, где-то не соглашалась, где-то мне казалось, что это не моя профессия, и я бездарна. Разные были моменты, иногда меня они очень сильно ломали, и я не могла встать с кровати, поднималась температура. Было столько всякого, что хочется сказать спасибо за эти четыре года, хотя я не уверена, что это мои самые счастливые годы. Хочется, чтобы дальше было лучше. При этом все было прекрасно, отличные люди, невероятный опыт, но в этом было столько стресса и несвободы — моей личной внутренней, и из-за этого хочется быстрее сбежать. Как из бассейна прыгнуть в море, потому что ты наглотался хлорки.

— А есть ли у вас в актерской профессии столпы, на которые вы ориентируетесь или кем вдохновляетесь?

— Мерил Стрип, наверное. Не знаю, можно ли это объяснить, но мне кажется масштаб личности и искренности, честность и в принципе там столько всего. Да не только Мерил Стрип, просто смотришь на каких-то больших людей и понимаешь, что возможно все, и единственное, что надо делать, — это как раз ни на кого не ориентироваться, убрать все столпы и идти своей дорогой, а там будь что будет. Все самое важное есть внутри тебя, это надо не забывать, хотя иногда сложно, хочется посмотреть по сторонам, особенно если ты в себе не уверен или тебе кажется, что кто-то рядом лучше, но надо заставлять себя смотреть только вперед.

— Не могу не спросить про Юру Борисова, насколько вам помогала его поддержка в проектах, где вы с ним снимались? Можно сказать, что он стал для вас одним из проводников в профессии?

— Нет, нельзя сказать, что он стал проводником, Юра просто очень хороший товарищ и большой артист. И когда ты сталкиваешься с большим артистом и еще хорошим человеком, то находишься в такой крепкой, хорошей связке, и работа превращается в радость. На «Пророке», например, мы все были дружны. И до сих пор дружим с оператором, режиссером, с гримерами, я поддерживаю связь со всеми, для меня в принципе этот проект очень важный. На «Уроке» уже совершенно другая связка, так как мы играли других людей, мы не играли там любовь, а иначе взаимодействовали, но тоже очень по-товарищески и теплому. Научилась ли я чему-то благодаря Юре и съемочной команде,— безусловно, да, но сказать, что он мой проводник в профессию,— нет. Я же как-то прожила до 20 лет, что-то делала.

5

— Как вы расставляете приоритеты вне профессии? Чем раскрашиваете свободное время, если оно есть?

— Все, что я делаю, я все равно делаю для профессии, просто, чем меньше становится учебы, тем больше времени могу уделить вещам, которые нужны для профессии и которые мне очень нравятся. Я стала ходить на йогу, и как раз проводником туда стала Ира Старшенбаум. Вот появляется проект, где нужна физическая подготовка, оп, и тренажерный зал. Есть пробы на зарубежные проекты, на английском языке, оп, и уроки английского. Мне это все приносит нереальное удовольствие и при этомвсе равно приоритет в моей жизни работа.

— С такой насыщенной программойна личную жизнь времени, видимо, не остается? Работа и карьера на первом месте?

— Работа, конечно, на первом месте, но и с личной жизнью у меня все нормально. Мне кажется, что все дело в установках (что первично, что вторично), как только ты их себе перестаешь ставить, все само складывается. Мне кажется, что ничего ничему не мешает никогда. Хотя, может быть, я ошибаюсь и через год заговорю иначе, но сейчас я верю, что надо с радостью принимать все, что происходит в этой жизни, все-таки мы сами много что решаем и выбираем.

— Вспомните моменты, которые вас в последнее время порадовали и воодушевили?

— Я маме подарила мясорубку, она очень порадовалась, и мне было хорошо. Но вообще, очень радует, что потеплело, и я могу просто идти вперед. А когда ты долго идешь вперед, то как будто мысли в голове раскладываешь по полочкам, в какой-то момент выключается мозг, и ты чувствуешь, что счастлив. Вот наступление лета, пожалуй, во мне вызывает очень классные эмоции, теплоту и гармонию.

— Какие цели, планы на лето и вообще на этот год?

— Пока у меня есть расписанные планы до декабря, проекты, где я буду сниматься, а дальше посмотрим, как пойдет.

4

— А в перерывах между этими проектами будет время позволить себе отдых после четырех лет учебы, отправиться в путешествие?

— Я очень хотела, у меня была мечта в Кению на миграцию животных съездить, или научиться серфить, но я же не глупая отказываться от крутой работы! Так что у меня не будет отдыха, может, только зимой. Хотя честно, между отдыхом и работой я бы выбрала работу. Я учусь жить так, как я отдыхаю, это тоже классное умение. Есть люди в моем окружении, которые умеют так жить, и это такой кайф, ведь мы в отпуске всегда, что-то фоткаем, вкусно едим, счастливые ходим, даже если погода ужасная. Почему мы в реальной жизни себя так не ведем? Мне кажется, что если так жить, то можно вообще никуда не ездить. Уезжать только когда есть время и при этом не уставать, жить не от отпуска к отпуску.

фото: онлайн-кинотеатр Wink