Борис Дергачев: у нас сложная семейная почти драма…

Зрители помнят и любят Бориса Дергачева по ярким комедийным ролям в таких проектах, как «Гуляй, Вася!», «Триада», «Свободные отношения», «Друг на час», «Театральная зона», «Остаться друзьями» и многим другим. Но он успевает не только сниматься, но и снимать кино. На канале ТНТ с 15 декабря стартует третий сезон комедийного сериала «Праздники», который рассказывает о большой и многогранной семье Пыжовых, которая очень любит отмечать праздники. Режиссером проекта стал Борис Дергачев. В интервью «ТН» Борис рассказал о своем режиссерском дебюте, личном опыте семейных отношений, который был использован в сценарии, приданом от бабушки, а также о семье и сыне, которому передался его характер и темперамент.

 

— Чем будет примечателен третий сезон «Праздников»? Насколько он вам сложно дался, как режиссеру?

— Возвращаться к одному и тому же материалу нелегко, важно чем-то удивить зрителя, увлечь актеров, себя. Но здесь в первую очередь замечательный сценарий, нашим сценаристам Мите и Дэну из года в год удается писать достойный материал для наших персонажей.

— Какие новые испытания ждут героев? Как меняются они сами?

— Есть определенные рамки жанра, в которых персонажу не стоит дальше расти. Например,«Колобок» — история простая, если сделать про него сериал, то Колобок станет постоянно от кого-то убегать, и кто-то все время будет пытаться его съесть — Лиса, Волк, Медведь. Колобок добрый, Лиса хитрая, Волк суровый, Медведь по-разному. Так и наши герои, которые находятся в рамках своих характеров, с одной стороны, они заложники этих персонажей, с другой —они раскрывают полную картину, являясь теми, кто есть. Тем самым из всех этих плюсов, минусов, слабостей, юмора и получается характер.

1
Кадры из сериала «Праздники»
 

— Все артисты, снимающиеся в «Праздниках», когда их спрашивают о том, как работалось с режиссером, говорят, что обожают вас и ваше чувство юмора. Это хорошо, когда между актерами и режиссером такие близкие, дружеские отношения?

— Это не то что хорошо, а дай бог, чтобы так было. Ведьчто может быть лучше, чем когда актер доверяет режиссеру? И наоборот.

— А может, бывает неудобно что-то сказать, замечание сделать, когда вы уже на такой дружеской ноте?

— Нет, это не обратная сторона медали. Это про доверие, его тяжело добиться и легко потерять. Поэтому каждый раз мы стараемся, подходя к этому сериалу, сделать только лучше, а это возможно только на полном доверии. Потому что иногда я могу придумать что-то, на что у актера не будет отклика, настроения, недоверие возникнет, но потом я его подведу за руку к плейбеку, покажу результат, и он поймет, что можно и дальше двигаться в этом направлении. Он будет уверен, что его не кинут, не бросят на произвол судьбы странного текста или каких-то обстоятельств.

2
Кадры из сериала «Праздники»
 

— Новый сезон продолжает тему взаимоотношений детей, родителей и того, как птенцы вылетают из гнезда. Что-то из своего личного опыта использовали?

— Естественно, ведь все обстоятельства, которые происходят в нашей истории, очень похожи на жизнь мою и авторов. Собственно, не секрет, что сценаристы приносят идеи из своей жизни. Уезжая на праздники домой (а они из Пермского края), каждый раз привозят оттуда несколько историй. Плюс, пока сезон пишется, я не раз прихожу в авторскую, рассказываю какие-то истории, связанные с собственным ребенком. Не буду углубляться, кто и что придумал, но во втором сезоне моих историй было штуки четыре, и в третьем не меньше.

3

— Вы сами еще обращаетесь к родителям за советом? И чему главному, как вы считаете, они вас научили?

— Порядочности. Это самое главное, что передали мне родители. Мне кажется, родители должны учить детей не какими-то рассказами и нравоучениями, а именно примерами из своей жизни. Моя мама очень много помогает нам с ребенком. Если раньше мы с ней виделись раз-два в месяц, то с появлением сына она постоянно находится вместе с нами. Одна из историй в третьем сезоне сериала как раз про эту ситуацию, когда мы уже начали жить большой семьей, и мама пыталась всем руководить, полностью заниматься внуком, а об этом мы не договаривались. С мамой идут регулярные притирки и разговоры о том, что так делать не надо, потому что в первую очередь это мой ребенок, а ты нам помогаешь… Но сейчас с сыном сидит именно мама и что тут сделаешь?.. Вот такая сложная семейная почти драма.

— Какое у вас самое счастливое воспоминание из детства?

— Меня часто спрашивают, какой у меня любимый праздник, я бы назвал Новый год— это самое счастливое воспоминание из детства. Когда все собираются за столом, вокруг праздничная суета, ты маленький, бегаешь, играешь, максимум тебе дадут задание сходить в магазин за майонезом и хлебом. Счастливое ожидание праздника, боя курантов, салютов, радости, веселья и того, что разрешено гулять ночью. Вот такое у меня теплое воспоминание.

— Что-то в вашей семье передается по наследству? Может, какая-то семейная реликвия?

— Хотел пошутить, что долги, но нет. Правда, и реликвии тоже нет. Но скажу так, у нас на родине в городе Энгельсеосталась небольшая комната в общежитии (она досталась моей сестре за материнский капитал), и когда мы уезжали в Москву, то оставили там много вещей. Прошло уже 20 лет, а вещи из моего детства так там и лежат. Мама с сестрой как-то ездили, разбирали их. Есть перспектива стать обладателем большого азербайджанского ковра (мы все родились в Баку), мама сказала, что выкидывать его нельзя. Там еще много всего из приданого, собранного бабушкой,— посуда идаже постельное белье.

— Рано или поздно это все перекочует к вам?

— Я и жду, и боюсь этого момента.

— Вернемся к работе. Интересно, почему вы решили попробовать себя в режиссуре, когда у вас все так прекрасно складывается в актерской профессии?

— Есть такой штамп, что режиссеры — это актеры, у которых не получилось. Но я скажу, что эти профессии очень близки друг к другу. Всю свою жизнь, с тех пор как во втором классе вышел на сцену петь, я плотно работаю с режиссерами. На концерт выхожу — режиссер-постановщик концертаили постановщик массовых мероприятий. Играю в КВН — постановщик команды, что ведет функцию режиссера. Потом я вырос и в 10-м классе стал руководителем школьной команды КВН, а сам играл уже в сборной города. И вот так двигался вперед. Мне всегда было интересно кино и все, что с ним связано, что происходит за кадром, как с нуляот идеи дойти до красной дорожки, когда ты стоишь и презентуешь свое кино, а другие его смотрят.

3

— На данный момент, что интереснее —актерство или режиссура?

— Мне интересно чередовать, потому что, работая актером, мне часто не хватало того, что я не могу контролировать процесс, не могу его улучшатьтак, как мне хочется. Атмосфера на площадке всегда непростая, какие-то режиссеры и креативные продюсеры прислушиваются, иногда все получается по любви и классно, а где-то приходится добиваться, чтобы твое мнение услышали. Среди тех, кто принимал мои идеи, был Роман Каримов, который дал мне попробовать себя в качестве креативного продюсера, автора и второго режиссера. Это большой опыт. Впоследствии мне доверили снять пилот сериала «Праздники», а потом и сам сериал, который превратился в полный метр и уже три сезона.

— Как относитесь к появлению в нашей жизни искусственного интеллекта и развитию нейросетей? В том числе применимо к вашей профессии, потому что люди боятся, что в скором времени в профессии их заменит искусственный интеллект…

— Если люди боятся, что их заменит компьютер, то значит, они плохо делают свою работу. К тому жеискусственный интеллект в нашей стране находится на базовом уровне, если говорить про диалоговую и драматургическую составляющую, что связаны с кино. Искусственный интеллект не сможет быть режиссеромлибо актером в полной мере, потому что нам нравится только то, когда мы узнаем себя в каких-то моментах, узнаем ситуацию. Искусственный интеллект не знает, что такое страх, любовь, юмор. Поэтому я не боюсь за профессию.

— А вы ИИ как-то используете в работе?

— Конечно, есть моменты, когда можно взять текст, который тебе прислали, закинуть его в ИИ и сделать выборку своей роли. Есть ИИ, который разбирает твоего персонажа. Ты закидываешь одну страницу, в которой разговаривают три персонажа, и по этому диалогу он делает анализ, кто кем является. Это удобно для написания сценария, сдачи либо промежуточных моментов. Или тебе надо позвать актера на пробы, и чтобы не тратить время на то, чтобы создать файл, прочитать, отредактировать и отправить его актеру, можно делегировать это ИИ.

— То есть как помощникон хорош?

— Да, даже в том, что касается фотографий. Я не могу вызвать актера на фотосессию для кастинга, пробы грима или еще что-то, но я могу закинуть фотографии, обработать, как мне нужно, и увидеть результат. Да, конечно, на это нужно потратить время и уметь этим пользоваться.

— А как у вас с соблюдением баланса между работой и семьей?

— Тут всегда приходится чем-то жертвовать, и я понимаю, что жертвую временем на свою семью. Но кроме семьи и работы еще существует жизнь. У людей есть хобби, друзья, родственники. И меня радует, как минимум, что, уходя утром на работу, я вижу свою семью и, возвращаясь вечером, тоже их вижу. Мы подстроили графики так, что пусть чуть-чуть тут, чуть-чуть там, но мы видимся. Плюс выходные стараемся проводить вместе. Есть плотность работы актера и режиссера, она разная. Не каждый день ты занят, как актер, у тебя есть выходные. Чем больше ты имеешь влияние, чем выше твой статус как актера, тем лучше ты можешь выстраивать свой график под личную жизнь. Например, ты говоришь, что работаешь 10 месяцев в году и тогда два месяца ты проводишь с семьей. Либо обозначаешь себе отпуск, либо работаешь в неделю четыре дня, а три дня — это уже твоя жизнь. Так часто делают актеры, которые в семье и не распыляются на все работы, которые им предлагают.

— У вас есть неприкасаемые даты, в которые вы точно не работаете: день рождения сына, Новый год?

— Да, сейчас я нахожусь в плотных съемках, а новогодние праздники мы проводим вместе, и в этом году у нас будет даже отпуск. Для меня иметь работу очень важно. Потому что отними у человека работу, профессию и посмотри, что с ним станет, как он будет кормить свою семью. Я чувствую себя более комфортно, когда прихожу домой и вижу, что моя семья сыта, одета, мы не переживаем, как заплатить за садикили полечить зубы, нежели я бы больше времени проводил с семьей, но мы бы думали, что нам завтра есть.

— Интересно, а как режиссер вы уже работали со своей супругой Анной? Снимали ее в каких-то проектах?

— В проектах не снимал, но мы снимались вместе в «#СидЯдома», как актеры.

— А как режиссеру вам интересно поработать с женой?

— Так я все знаю. Тут отдельный проект под нее нужно делать, Аня у меня штучный товар.

— Что вас объединяет, помимо общей профессии?

— Нас сильно объединяет наш ребенок. Тут и много разных интересов, и какое-то определенное хобби.

4
— Все мои привычки, расписание, взгляды на жизнь, отношение к жизни, ответственность вышли на первое место с появлением самого близкого человека в моей
жизни

С супругой Анной и сыном Мироном
 

— Около трех лет назад вы стали отцом, как с тех пор изменилась ваша жизнь?

— Кардинально. Все мои привычки, расписание, взгляды на жизнь, отношение к жизни, ответственность, все эти громкие слова вышли на первое место с появлением самого близкого человека в моей жизни.

— Я обратила внимание, вы с Мироном родились почти в один день, он 12 апреля, а вы 13-го. Специально так подгадывали?

— Думаю, так специально не подгадаешь. Я вас, может быть, удивлю, но у моей сестры 7 апреля день рождения, а у мамы 14-го. Мы как стадо огненных Овнов, с которым моя супруга Анна —Лев, пытается справляться.

— Наверняка у вас сыном много общего, в каких его проявлениях вы узнаете себя?

— Есть какие-то черты характера, внешние черты, повадки, вот даже как я закидываю ногу на ногу, как лежу на диване. Есть такие моменты, причем это даже не я замечаю, а люди со стороны. Но я был другим ребенком, а Мирон словно трансформация меня, ближе ко мне взрослому, каким я сейчас являюсь.

— Принято считать, что современные дети совсем не такие, какими были мы в их возрасте, они иначе мыслят, реагируют. Вы это наблюдаете?

— Нет, у меня достаточно вспыльчивый характер, когда нахожусь в работе и с чем-то не согласен, когда люди спорят со мной, а я считаю их глупцами в этот момент. Хоть и стараюсь обойти конфликт, но по мне видно. Я могу взглянуть на человека, ничего не объясняя, и он все поймет, вот об этом я говорю. Я очень темпераментный, это нормально для артиста, потому что психофизика расшатана.

Артисты — это люди, которые торгуют эмоциями, которые с полочки достают то, что сейчас вам нужно. И это прослеживается в моем сыне, он может моментально от слез в смех перейти, и в обратную сторону. И характером он виляет, как собака хвостом. Я же в детстве был тихим и спокойным мальчиком, просто ангелом. Мирон тоже ангел, правда, сын крупнее меня, весит уже 17 килограмм, а я был худенький, маленький. И характер уже прослеживается, если он что-то не хочет делать, то не будет,— это то, к чему я пришел уже во взрослом возрасте.

— Продумываете планы на Новый год?

— Елку мы скоро поставим, она уже ждет, когда на нее накинутся игрушки. К Мирону придет его первый Дед Мороз. В Новый год приедут наши родственники, тесть с тещей. Будет большое семейное застолье на даче, посидим, порадуемся, отдохнем. И, если все удачно сложится, поедем отдыхать на море большой семьей в теплые края. В этом году первый раз удается так всех организовать и отпроситься с работы. Я даже не знаю, что из этого выйдет, никогда у нас еще не было такого путешествия.

фото: ERGEI BELOV, ТНТ