Иван Охлобыстин: мы артисты — шуты его величества народа
Иван Охлобыстин часто говорит, что внутренняя правда его персонажа всегда важнее формы. Поэтому он не стремится к броским эффектам и внешним проявлениям, его цель — раскрыть душу своего героя, погрузиться в глубины его переживаний и донести это до зрителя с максимальной честностью и искренностью. Он не боится быть уязвимым на сцене и на экране, делиться своими личными переживаниями, чтобы сделать образ более правдивым и убедительным. Именно поэтому его роли часто кажутся такими живыми и настоящими, вызывая у зрителя сильный эмоциональный отклик. О своей новой старой роли в фильме «Простоквашино», сказках и мечтах — в эксклюзивном интервью «ТН».
— После выхода мультсериала о приключениях друзей из Простоквашино, который вы озвучили, других претендентов на роль почтальона Печкина, судя по всему, не было?
— Да, мне сразу предложили эту роль. Конечно, это большая честь, я понимаю, что благодаря этому персонажу я пытаюсь проникнуть в вечность. Я вообще люблю сказки, и уверен на сто процентов, что это высшая форма художественного творчества. Поэтому ничего удивительного, что я охотно откликаюсь на такие проекты. Да, сегодня появились такие сказки, в которых мало смысла — это печально. Я очень не люблю, когда несостоявшиеся режиссеры пытаются воткнуть в них какой-то другой жанр и свое неуемное желание переснять «Андрея Рублева». Не получится! Зато получится тридцать две фиги в кармане, вместо того, чтобы просто рассказать детям добрую сказку про Снегурочку. Важно сохранять главное в таких проектах — детскость. Максимально и бережно это сохранить! Конечно, новые технологии дают новые возможности режиссерам, но это никак не должно вредить канону, а только помогать лучше раскрыть сюжет, не выходя за авторские рамки. Поэтому прекрасно, что наш проект в полной мере соответствует и по форме, и по содержанию произведению Успенского.
— То есть возвращение к каноническому сценарию — это необходимость? Ведь после выхода нового анимационного «Простоквашино», мультсериал много критиковали за вольные интерпретации, новых героев и перенос действия в нынешнее время.
— Там были другие объемы в плане количества серий, и немного другой подход концептуально. Но, кстати, команда сериала очень деликатно все сделала. Там много молодых ребят и девчат, и они очень горели этой работой, делали сериал, насколько возможно актуальным, но при этом особо не злоупотребляли каноническим сюжетом. Я давно озвучиваю этот проект, с 2017 года, и там уже отснято гигантское количество серий. Но все равно детскость в нем чувствуется и сохраняется на протяжении всего сериала. А вот в кинофильме у нас появились некоторые интересные новеллы. У Печкина, например, обнаружилась некая чувственная составляющая. Мы начинаем догадываться, что он к женщинам не очень ровно дышит, потому что он обычный архитипический, но мужик.
— Печкин для вас герой или антигерой в этом сериале?
— Конечно, герой! Требовать от него полного социального соответствия добропорядочному гражданину глупо, потому что он — все равно сказочный персонаж, во многом идеализированный. Он — человек, который на своем сказочном уровне борется с собственными страстями.
— Оригинальный мультфильм «Трое из Простоквашино» вышел на экран 48 лет назад. Ваше отношение к вашему герою Печкину как-то менялось со временем?
— Как-то особенно не поменялось. Когда я озвучивал мультсериал, и когда играл в фильме, я пытался максимально приблизиться к тому своему восприятию, которое у меня было в детстве. Сыграло и то, что Печкина в оригинальном мультфильме озвучивал Борис Новиков — настоящая легенда нашего кино. В какой-то мере я просто старался подстраиваться под его уникальный голос. У меня, конечно, голос Печкина немного по-другому звучит, но все равно для меня было важным максимально сохранить соответствие каноническиму звучанию персонажа. Я надеюсь, что мне это удалось.

— А ваши дети как на Печкина реагируют?
— Они знают, кто его играет и для них это — суровая обыденность, так как они уже давно привыкли видеть меня на экране. Не думаю, что они испытывают какой-то дополнительный пиетет к отцу больше того, что у них уже есть. А сам фильм им, безусловно, нравится, как и мой чудной голос. (Улыбается.) Я в свое время меньше всего на свете думал о том, что стану артистом кино и буду озвучивать героев за кадром. Я с детства половины букв алфавита не выговариваю, а бытие меня прямо мордой в это неведомое. (Улыбается.) Но людям нравится, а это главное. Мы артисты, как ни крути, — шуты его величества народа! Наша задача, забыв о себе, отвлекать, утешать, радовать зрителей. О себе мы должны заботиться в последнюю очередь и смиряться с тем, что есть, а не то, что ты из себя представляешь.
— Если бы всех героев только дикторы телевидения озвучивали, то, наверное, фильмы и герои потеряли бы свою уникальность?
— Может быть, кстати. Я по своему опыту знаю. Есть, предположим, прекрасный фильм «Земля Санникова», и не менее прекрасный актер Олег Анофриев там замечательно поет главную песню «Есть только миг». Но эту песню потом спел и Олег Даль. И я, когда хочу послушать эту гениальную песню, всегда выбираю его. Хотя сам Даль признавался, что профессионально петь не умел.
— Но любил?
— Но любил — да. И когда Даль поет, эфир просто накрывает мощная волна его харизмы, поэтому песня совсем по-другому слушается. Оглядываясь на то время, вижу, какое золотое поколение артистов тогда было. Я бы даже сказал,бриллиантовое! Жаль сейчас все меньше таких алмазов в нашей профессии.
— Но и тогда все великие артисты не считали зазорным сниматься в детских фильмах. Тот же Олег Даль сыграл одну из своих лучших ролей в «Старой, старой сказке».
— Там вместе с ним целая плеяда прекрасных актеров сыграла — Марина Неелова, Георгий Вицин, Владимир Этуш, Игорь Дмитриев. Что не имя — легенда! Вообще участие в фильмах-сказках для любого актера — это всегда творческая удача и уверенный шаг в направлении вечности. «Титаник» сегодня уже и не все помнят, а «Приключения Буратино» смотрят из поколения в поколение, а ведь фильм вышел на экраны полвека назад. Или мои любимые «Приключения Красной Шапочки» с неподражаемой Яной Поплавской. Я ее до сих пор очень люблю. Женщина — просто мечта героя! Она, как была Красной Шапочкой, так ею и осталась: непримиримый борец за все хорошее против всего плохого. И в общении очень позитивный и доброжелательный человек. Рядом с такими людьми хочется жить.

— Какое у вас вообще отношение к новой волне современных ремейков всех известных художественных и анимационных фильмов советского периода?
— В целом — положительное. Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним — это аксиома. В 90-х годах, когда мы были чванливыми выпускниками ВГИКа, в мир только входила клиповая ритмика, и нам казалось это каким-то непонятным мельтешением на экране. Но, когда я смотрю какие-то фильмы, которые в те годы смотрелись супер динамично, сейчас это уже довольно унылое зрелище. Мы стали видеть больше, чем столетие назад, слышать больше звуков, обладаем большими возможностями технологий делать действие на экране объемно и ярко. Но для режиссеров важно, чтобы они в этот объем не пытались засунуть себя любимого со всеми своими внутренними социально-политическими противоречиями. Всегда помнить о зрителе, о детях. Периферия прекрасна! Но она — не мечтание, а представление, как может быть, то, что колеблется на грани реального и нереального. Это своего рода горизонт событий.
— У вас много прекрасных пьес, сценариев для фильмов. А для детей что-то концептуальное планируете написать?
— Не думал об этом, если честно. У меня была такая попытка, когда я написал фэнтези «XIV принцип». Попытка хоть и удачная: сейчас книга переиздана повторно, но это такая более взрослая история. А каноническую сказку для малышей писать я пока не дерзаю. Детская литература только кажется легким жанром, но это не так, уж поверьте. Может быть, позже, как-то помаленьку, бессознательно я такую сказку напишу. И если получится, я буду считать это своим большим успехом.

— Вы решили заняться еще и педагогической деятельностью, набрали курс студентов. Это было естественное ваше желание передавать опыт?
— Меня, можно сказать, призвали на эту работу по административно-государственной линии. (Улыбается.) Мой хороший товарищ Дмитрий Певцов призвал. Он человек государственный теперь и очень обстоятельный, и он мне строго так сказал: «Возьми курс». Я отвечаю: «Слушай, я не смогу заниматься в полном объеме обучением, потому что у меня на ближайшие два года каждый божий день занят, разбрасываться нельзя». Это действительно так. Проекты снимаются очень долго, потом еще доснимаются — там целая история! Но он упертый и все-таки уговорил меня. Еще на меня большое впечатление произвела декан вуза. Очень умная и интересная женщина! Пишет прекрасные стихи в стилистике Серебряного века. В итоге я все-таки набрал летом очень перспективных ребят со всех концов нашей страны. Прекрасные девчонки из Казани, ребята из Владивостока — просто эльфы! Хотя понимаю, что в ближайшие два-три года я толком не смогу с ними заниматься. Дая им сейчас, по большому счету, и не нужен. Потому что они сейчас получают общие знания, изучают историю кино, театра, другие базовые предметы.
— Вы их планируете по какой-то определенной системе обучать?
— С ними сейчас занимаются пять моих друзей-педагогов мастерской Фоменко, они, как и я, последователи ортодоксальной театральной школы. Ведь самые лучшие артисты — это театральные. Потому что у них даже не двойное, а тройное дно, и этого доказывать никому не надо. А я время от времени наездами буду, конечно, подключаться. Мы о чем-то поговорим с ребятами, дам им задания. Наверное, курса с третьего будем уже плотнее общаться, потомучто есть много профессиональных нюансов, которые невозможно вербально донести. Надо все это показывать, пробовать на ощупь, как говорится. Как миновать ось камеры, чтобы это выглядело органично. Как работать с мимикой и суметь донести мысль даже движением брови. Как использовать собственные внешние и внутренние данные для того, чтобы это гармонизировалось с камерой. Камера — это всегда мистика момента. Бывает, что очень красивый человек, и в жизни — глаз не оторвать, а в кадре — ну да, такой обыденный. А бывает, что человек внешне неказистый, а камера его очень любит и раскрашивает так, что ты интереснее ничего и не встречал никогда.

— У вас много творческих направлений, в которых вы преуспели, а какое из них сейчас в приоритете?
— Вообще мне всегда и больше всего нравилось писать книги. Я, когда пишу, — я свободен. У меня десять романов художественных и четыре художественные книги, все это много раз переиздавалось. Большого дохода это мне никакого не приносит, но это самое интересное, чем мне приходилось заниматься и чем я люблю заниматься. Я люблю литературу в принципе, всегда с удовольствием читаю все новое, что появляется в книжных магазинах. Недавно елизаровскую «Юдоль» прочел, сейчас буду читать прилепинскую «Туму», и у Иванова, я знаю, что-то новое вышло. Все эти авторы — великие российские писатели, я считаю. Возможно, я таким никогда не стану, но хотя бы попытаюсь.
— Ну не скромничайте. Переиздания ваших книг говорит само за себя — читательский интерес к вашему творчеству очевиден. При такой загруженности как вам удается координировать свое время. Как распределяете свои усилия, ресурсы, жизненную энергию?
— Мне в этом очень помогает мой старинный друг, который занимается администрированием моей деятельности. Он прекрасный организатор, мы с ним гармонично сочетаемся в планировании. Смотрим принятые обязательства, но обязательно где-то выкраиваем окна для гуманитарных проектов, потому что сейчас время сложное, и они необходимы.

— А как отдыхаете?
— Когда появляется возможность куда-то поехать с женой по России, обязательно это делаем. Мы вообще много сейчас ездим. Не так давно вернулись из Калязина. Я наконец начал для себя собственную Родину открывать. Все время откладывал: то денег не было, а когда деньги появились, я решил сам мир посмотреть, потом — детям показывать. Все посмотрел, все показал. Теперь у меня началось, можно сказать, эксклюзивное знакомство с Отчизной. Масштабы России, конечно, поражают! Я люблю посещать маленькие российские города. Они вроде бы внешне ничего особенного не представляют, но там скрыт просто невероятный столп энергии! Такие мощные точки силы ощущаются, и я там всегда чувствую себя очень хорошо. Возвышенно! Причем вне зависимости от обстоятельств. Наверное, срабатывает фактор родной земли и лично пережитого. Что Калязин, что Таруса, что Юхнов — это просто восторг! Я уже не говорю о Петербурге и Екатеринбурге — это глобальные города-энергетики! Иногда такие путешествия происходят по воле случая. Бывает так, что какие-то проекты растягиваются на год и больше, и от этого отказаться нельзя, потому что кино — это дело совместное, общественное, от тебя зависят люди. Даже изменять свой внешний вид нельзя. Я уже забыл, когда был в парикмахерской. Прихожу на съемочную площадку, там находят фотографии с последнего дня съемок и стригут меня ровно так. У меня одна стрижка — на два-три года. Хорошо, что я не фанат внешнего вида, поэтому у меня мало претензий на этот счет. Но иногда бывает неудобно, честно говоря. (Улыбается.)
— Как вы эти новые места лучше познаете: через общение с людьми, может, через кухню?
— Я многое из местной кухни не пробовал, но то, что пробовал, я вам скажу так: лучше русской кухни в мире нет! Вкусовые нюансы, конечно, везде свои: где-то — лосятина, где-то — медвежатина, где-то — клюквенный морс, а где-то и брусничная настойка. Мы обычно на машине приезжаем, заселяемся с женой в отель, а потом осматриваем все вокруг, что там есть интересного. Может, какие-то диковинные места есть, ведь в провинции очень много таких. Они сразу не видны, надо приезжать на местность, и какой-нибудь энтузиаст обязательно о них расскажет и познакомит. Еще надо не лениться, читать местные путеводители, там тоже кладезь полезной информации для туристов. Ну, а главное богатство глубинной России — это конечно, люди. Они у нас обалденные! Они внешне, может, и неказистые, казалось бы, но эта непосредственность в отношении себя — она всегда очень подкупает. И формат общения разительно отличается от тех же московских встреч. Столичные — это всегда деловой разговор, который может перейти в личностный. А провинция — это личностное, которое может перейти в деловое.
Евгений НИКОЛАЕВ
фото: пресс-служба