КАК НАЧАТЬ СВОЙ БИЗНЕС И БЫТЬ УСПЕШНЫМ

КАК НАЧАТЬ СВОЙ БИЗНЕС И БЫТЬ УСПЕШНЫМ

Выбор человеком ниши для бизнеса, пожалуй, одно из самых значимых решений, которое влияет на нашу деятельность, как с точки зрения прибыли, так и в плане самореализации и чувства удовлетворения от того, чем мы занимаемся. Подробно нам рассказала об этом специалист по профориентации Елена Макарчева.

— Сегодня многие люди задумываются о том, чтобы открыть свое дело, начать какой-то бизнес. Подскажите, с чего начать, как выбрать правильную нишу для бизнеса?

— Чтобы найти нишу, желательно все-таки сначала узнать себя, про что ты сам. Необходимо сделать распаковку своей личности, чтобы понять, в какой сфере лежат твои интересы и личные боли. Это поможет дальше сформировать общую картину о себе, даст почувствовать свою силу и уникальность. То есть распаковка — это процесс глубокого самопознания себя с разных сторон. Важно понять свои сильные стороны, которые помогут в своем деле проявляться и в этой нише оставаться. Знание самой ниши без понимания себя и аналитики по данному вопросу малоэффективно. Для тех, кто хочет самостоятельно попробовать выбрать себе нишу, нужно ответить на следующие пункты:

I. Составить предварительный чек-лист бизнес-деятельности, ответив на вопросы:

1)Это будет мягкая или твердая ниша, то есть какой продукт хочу иметь — осязаемый (хочу производить, продавать), услуги (создаю, продаю) или бартерное взаимодействие.

2) Как хочу осуществлять деятельность — онлайн, офлайн?

3) Мне важна геолокация, если да, то какая (город, область, вся Россия, СНГ, зарубежье), дистанционная работа?

4) Нужны ли мне инвестиции на входе, если да, то какой размер? Я готов/готова?

5) Моя желаемая прибыль через полгода, через год (доход).

6) Какую пользу планирую давать людям. Какую боль или большую проблему должен решать мой продукт?

7) Какую потребность хочу закрывать своим продуктом по пирамиде Маслоу?

8) Где клиент будет покупать мой продукт?

10) Продумать аргументы, почему должны купить именно у вас?

11) Ну и сам продукт нужно определить, сделав себе распаковкку. Для того, чтобы понять свои сильные стороны, которые помогут в своем деле лучше проявляться и как можно дольше оставаться в выбранной нише.

II. Далее необходимо сделать анализ ниши по маркетинговым показателям:

Первое — конкурентность. В любой нише есть конкуренты, их наличие указывает на спрос. Поэтому, для того чтобы выводить на рынок что-то новое, нужен обширный анализ того, что уже предлагается ими.

Второе — нужно провести анализ емкости рынка, проследить его стабильность.

Третье, что важно, — востребованность. Будут ли за ваше уникальное предложение платить деньги? Если ответ положительный, то необходимо проанализировать суммы, исходя из существующих предложений на рынке, учитывая факторы и условия, влияющие на доход в деятельности.

Четвертое — уникальность вашего предложения. В чем она заключается, на кого направлена, какие потребности закрывает?

Что такое пирамида Маслоу?

Это иерархическая пирамида потребностей человека, теорию которых разработал Абрахам Маслоу. Он предполагал, что потребности человека распределяются по разным уровням, где, закрыв самую низшую, мы переходим дальше. При этом, пока она не удовлетворена, желания идти дальше у человека не будет. Так как весь фокус будет направлен на то, что является базой. Первый и самый основной уровень — это физиологические потребности, куда относится еда, бытовые заботы, сон, жилье. Второй — потребность в безопасности, здесь речь про личную безопасность, здоровье, стабильность. Третий — социальные потребности, куда относится любовь, дружба, коммуникация. Четвертый — потребность в уважении, признании, самооценка. Пятый — потребность в творчестве и познании. Шестой — эстетические потребности. Седьмой — потребность личного совершенства, развитие. И теперь давайте представим, что человек мало зарабатывает и ему еле-еле хватает денег на еду и оплату квартиры. Это первый уровень пирамиды. В такой ситуации он вряд ли будет тратить деньги на продукты саморазвития. Его фокус будет скорее направлен на поиск дополнительных источников заработка, чтобы он беспрепятственно смог купить поесть, оплатить квартиру. И тут вспоминаем про ниши бизнеса. На этом уровне как раз и находится рынок продуктов первой необходимости. Мы всегда будем хотеть кушать, только кто-то дома, а кто-то в ресторанах. Но это уже другая история. А дальше, если человек уже обеспечил себе основу, его заработка хватает на питание и проживание, он чувствует себя в безопасности, тогда у него уже появляются мысли создать семью, и начинать думать в сторону карьеры. Потому что, когда есть комфортный дом, хорошо оплачиваемая работа, любимая семья, дальше можно двигаться в сторону признания в обществе и думать о самореализации и миссии. И продукты в бизнесе расположены так же по пирамиде потребностей. Покупая любой продукт, мы можем понять, какую нашу потребность он закрывает.

Что такое ниша?

Ниша, если простыми словами — это узкий участок рынка, где ослаблена или отсутствует конкуренция. Как показывает практика, люди, которые хотят найти нишу, на самом деле ищут для себя сегмент рынка. Эти два понятия близки друг к другу и их отличие в том, что ниша представляет собой узкий участок рынка, а сегмент — это значительно больше, шире. Это часть рынка из одной отрасли и как раз внутри этого сегмента формируются ниши. Например, рынок мясной продукции — это сегмент, а уже фарш говяжий, свиной, куриный и рыбный — это уже ниши с ограниченной емкостью.

Выбор ниши напоминает поиск свободного пространства, которое необходимо заполнить. И если вернуться к фаршу, то я мало где видела в продаже рыбный фарш, но очень люблю рыбные котлеты. А купить его не всегда и не везде можно. В первую очередь, выбор ниши определяется нашим интересом к тому делу, чем будем заниматься, какие качества и способности проявим. Какие боли ЦА захотим закрыть, работая с этой нишей. Если я люблю рыбные котлеты, а мне некогда делать фарш, и я его еще и купить нигде не могу, то моя боль лежит в этой области. Скорее всего, я не одна такая. И если у меня встал бы вопрос, чем торговать на рынке, то ниша моя будет определена, я буду стремиться эту пустоту закрыть.

— Как профориентолог, карьерный коуч и наставник по раскрытию талантов и потенциала, поделитесь, как человеку найти и раскрыть себя, свои способности?

Если человек решит это сделать самостоятельно, то кроме как опытным путем, сделать по-другому у него вряд ли получится. Чтобы раскрыть себя и понимать, на что мы способны, нас нужно поместить в неизвестную среду, общество, где мы себя проявим. Пробовать разного рода деятельность, чтобы сделать адекватные выводы о своих интересах, способностях и предрасположенностях. Мы даже порой не понимаем, на что мы способны! Просто многих сдерживает страх, который не дает делать то, что хочется. Есть даже такая книга «Иди туда, где страшно, именно там ты обретешь силу». Я полностью с данным выражением согласна, потому что там, где страх, там зона нашего развития. Развивать себя желательно со всех сторон. Как светлую нашу часть личности, так и темную. Потому что в теневой части кроется очень много силы. А это значит, брать то, что мы у себя считаем недостатками, и учиться преобразовать их в достоинства, понять, какую пользу они для нас несут.

Есть один важный момент — куда бы мы не пошли работать, все равно будем проявлять себя в определенной командной роли. Сейчас таких насчитывается 8 (менеджер, коммуникатор, функционалист, администратор, аналитик, предприниматель, инноватор, специалист). Обычно у одного человека есть склонности сразу к 2-3 деловым ролям, хотя бывают и яркие представители одной-двух ролей. Понять, какая у человека деловая роль, можно, пройдя специальный тест.