Татьяна Печникова: все начинается с любви

Примадонна оперного искусства Татьяна Печникова добилась больших творческих высот, на протяжении двух десятилетий оставаясь на вершине оперного олимпа, она блестяще воплотила около 40 главных партий на сцене театра «Новая опера» и в постановках ведущих театров Европы. В интервью «ТН Звёзды» Татьяна рассказала о своем пути в профессию, нюансах оперного искусства, казусных случаях на сцене, своей семье и секретах счастливого брака.

— Наше интервью выйдет под Татьянин день, поэтому первым делом хочу спросить — знаете ли вы, в честь кого вас назвали Татьяной?

— Маме очень нравилось имя Татьяна, поэтому так и назвали. Решили, это имя мне очень соответствует. В годы маминой юности была популярна песня, которую она очень любила «Ах, Таня, Таня, Танечка, С ней случай был такой ...», возможно, это тоже сыграло роль.

— Ваши родители связаны с миром музыки, искусства?

— Нет, мой папа военный, работал в Министерстве обороны, мама — инженером в конструкторском бюро. Как семья военного, первое время мы немножко кочевали. Я второй ребенок в семье, родилась в военном городке Кузнецке, куда родители уехали  из Москвы и потом вернулись обратно. Семья была не музыкальная, но папа любил играть на мандолине, мама пела. То есть музыку любили, но профессионально никто не занимался.

— Значит, вы первая артистка в семье?

— Да. И единственная пока.

— Как обычно отмечаете свои именины, Татьянин день?

— Обычно хожу в храм на службу. Для меня это тихий праздник, домашний. Все-таки это день ангела, хочется провести его в кругу семьи, с мужем и сыном.

— Первой вашей ролью на сцене московского театра «Новая опера» также стала Татьяна из «Евгения Онегина». Как сегодня вам вспоминается тот выход на сцену?

— Для меня это знаковая партия, потому что когда я в 1999 году поступала в театр, на прослушивании в зале сидел Евгений Владимирович Колобов. Я об этом не знала, и уже позже поняла, что в зале находится сам художественный руководитель и главный дирижер театра. На втором туре он спросил меня: «А что вы поете?», я ответила, что хотела бы спеть арию Леоноры из оперы Верди «Трубадур» и сцену письма Татьяны из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Евгений Владимирович предложил: «А спойте сцену встречи Онегина с Татьяной. «Здесь он, здесь Евгений, о боже, о боже...». Он хотел послушать, как звучат другие сцены оперы. Во время моего пения он крикнул из зала: «Я здесь, я здесь!», и я поняла, что мое исполнение ему понравилось. Несмотря на то, что каждый год на прослушивание приходило по 240 человек, меня выделили из этого огромного количества людей. Евгений Владимирович очень трепетно относился к спектаклям, у него, как у гениального дирижера, была своя музыкальная трактовка этого произведения. И эта музыкальная версия, которую он в меня вложил, уже много лет позволяет мне удивлять зрителей совершенно другой интерпретацией образа Татьяны. К сожалению, Евгений Владимирович рано ушел из жизни, так что я успела сделать с ним очень немного оперных партий. И именно эта партия сопровождает всю мою творческую судьбу, она стала одной из самых любимых.

— Вы с детства чувствовали в себе призвание? Кто первым обратил внимание на ваш талант? Кто привел вас в мир оперы?

— Я с пяти лет училась в музыкальной школе по классу фортепиано, куда меня взяли из-за абсолютного слуха, что для тех лет было большой редкостью. Первой мои способности заметила музыкальный педагог в детском саду, сказала родителям, что у девочки хороший слух, она чисто интонирует, и порекомендовала прослушать меня в музыкальную школу. Обнаружив при прослушивании абсолютный слух, директор музыкальной школы взяла меня в виде исключения в пять лет.

С 12 лет, после окончания музыкальной школы, я училась на подготовительном отделении при Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. К восьмому классу общеобразовательной школы я поняла, что музыка — мое призвание и она должна стать моей профессией. Я всегда любила петь, сначала была солисткой в хоре музыкальной школы, потом самостоятельно учила и пела романсы. Мне очень близка классика и академическое пение. Но родители хотели дать мне крепкое музыкальное образование преподавателя фортепиано, которое всегда даст мне возможность зарабатывать на жизнь. Мама с папой настояли, чтобы я окончила музыкальное училище именно как пианистка. Я очень им благодарна, потому что это серьезное образование дало мне возможность стать не только певицей, но и музыкантом. Но, окончив музыкальное училище как пианистка, я поняла, что все-таки хочу свою жизнь посвятить певческой карьере, и для этого мне необходимо высшее образование, уже как певице. Мне как будто голос сверху говорил, что в пианистической карьере я не добьюсь больших высот, потому что петь я люблю больше, чем играть на фортепиано. В тот момент я как раз вышла замуж, и мой супруг Вячеслав полностью поддержал и одобрил мой выбор. И я стала студенткой Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в классе замечательного педагога, профессора Елены Борисовны Оболенской. Всегда благодарна за неоценимую помощь в моей вокальной карьере педагогу Александру Петровичу Петрову, который после окончания института помог мне подготовить большой репертуар для поступления в московский театр «Новая опера». А также благодарю концертмейстера и педагога Ольгу Громыхину, которая помогала мне на протяжении всей моей службы в театре в совершенствовании вокального мастерства.

— Если сегодня оценить ваш путь в профессии, вас можно назвать везунчиком?

— В нашей профессии невозможно без везения, без того самого случая. Потому что, не окажись тогда в зале театра Евгения Владимировича Колобова, может быть, моя жизнь сложилась бы совсем по-другому. Если бы в моей судьбе не было партии Нормы из оперы Беллини «Норма», у меня не было бы звания заслуженной артистки России, и я не получила бы Национальную театральную премию «Золотая маска». Но я всегда очень много работала, репетировала, учила много оперного и камерного репертуара. И считаю, что все, что мне было дано, я реализовала. Мне очень повезло, что за долгие годы работы в театре я спела большое количество премьер в главных партиях. Я работала в зарубежных театрах, что помогло мне еще больше совершенствоваться в профессии. И сейчас эти знания я передаю своим студентам в Российской академии музыки имени Гнесиных.

— Раскройте интересные подробности внутренней кухни вашей профессии. Бывало такое, что вам надо выходить на сцену, а голоса нет?

— У нас есть три страшных сна вокалиста. Первый — когда выходишь на сцену и забываешь слова, второй — когда опаздываешь на сцену, и третий — когда у тебя нет голоса. Все эти три страшных сна вокалиста в моей жизни случились. У нас в театре всегда идут трансляция на третьем этаже, где находятся гримерки, но в некоторых из них не очень хорошо слышно. Помню я ушла на четвертый этаж распеваться, не услышала объявление, и пропустила свой выход. Выхожу в коридор и слышу: «Печникова срочно на сцену! Ваш выход!», слышу звучание музыки в коридоре и понимаю, что я уже должна выходить на сцену, а нужно еще было бежать с четвертого этажа на первый. Какими-то невероятными скачками я добежала, но все-таки начала петь еще за сценой. Всегда страшно забыть слова. А наш дирижер Е. В. Самойлов мне как-то сказал: «Татьяна, если забыли, то главное не останавливаться, пойте хоть домашний адрес...». Он, конечно, шутил так. И действительно, такая ситуация случилась в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», это произведение А. С. Пушкина люди знают чуть ли не наизусть. И вдруг я на каком-то предложении забываю слова. Главное, что не было паники, я нашлась, не остановилась, что-то пропела. А потом слова вернулись, и я благополучно допела до конца.

И однажды на опере Верди «Травиата» у меня пропал голос. Выхожу на сцену, начинаю петь и понимаю, что голос не звучит, думаю: «Что делать?». Певицу, что меня страхует, предупредить не успеваю, уже пройдет моя сцена, и принимаю решение, что это действие я допою. Несколько тактов не прозвучало, но потом голос разогрелся, и я допела не только эту сцену, но и весь спектакль. До сих пор не понимаю, что это было.

— Нужно ли оперным певцам соблюдать диету и заниматься спортом? Вы какие правила соблюдаете?

— Эстетика современного режиссерского оперного театра и огромная конкуренция обязывают певца хорошо выглядеть и следить за собой. Я всю жизнь придерживаюсь режима питания и с юности нахожусь в одном весе. Спортом занимаюсь мало, но очень много хожу пешком.

— Расскажите, как пандемия повлияла на вашу жизнь и концертную деятельность?

— Пандемия всех нас вывела из нормального рабочего графика. Но дома я продолжала заниматься вокалом, учить партии, новые романсы, готовила программы концертные. Поскольку я пианистка и дома есть рояль, я легко себе аккомпанирую. Сейчас уже идут спектакли, концерты, все восстановилось почти в прежнем объеме, и очень хорошо, что снова есть творчество, работа, спектакли и концерты.

— Обратила внимание, что вы практически не расстаетесь с супругом, вы с Вячеславом вместе во всех поездках и путешествиях. Читателям будет интересно узнать вашу историю любви...

— Да, сейчас мы стараемся больше времени проводить вместе. Познакомились, когда были еще студентами, я училась в музыкальном училище, а Вячеслав на 4-м курсе в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Муж юрист по специальности, но при этом человек творческий, очень хорошо поет и играет на гитаре. В наш первый вечер знакомства он меня покорил теплотой и красотой тембра своего голоса. До сих пор помню, как он пел песню на стихи Александра Дольского «Мне звезда упала на ладошку...». У меня и тогда были мурашки, и сейчас говорю, и у меня снова мурашки от этих воспоминаний.

— Это была любовь с первого взгляда?

— Я считаю, что, когда люди живут вместе 30 лет, — это судьба. И конечно, любовь, без нее невозможно было бы пройти вместе через все радости и горести долгих лет, что мы вместе. Жизнь сложная, но при всем этом мы вместе, мы счастливы, мы рады, что есть друг у друга. У нас замечательный сын Александр. Муж хороший отец и настоящий друг сыну, он является для него абсолютным примером, а для меня опорой и защитой.

— Какую профессию выбрал для себя Александр?

— Сын пошел по папиным стопам, окончил юридический факультет МГУ имени Ломоносова, магистратуру, планирует поступать в аспирантуру. Сейчас работает юристом. В прошлом году наш сын женился, свою будущую супругу Розу он встретил во время учебы в университете.

— Как ваш муж относится к особенностям актерской профессии, с ненормированным графиком и прочими сложностями?

— Несмотря на то, что муж не представитель творческой профессии, он всегда понимал, насколько сложна моя работа и какой колоссальной она требует отдачи. Муж меня всегда поддерживал, радовался моему росту и востребованности, он был и остается моим главным критиком. И это при том, что наши рабочие графики совершенно не совпадали, у меня был всего один выходной в неделю — понедельник, и нам даже отпуск вместе было крайне сложно запланировать из-за моего театрального графика. Но муж, понимая специфику моей работы, прощал мне то, что меня постоянно не было дома. Мне не нужно было думать о финансовой составляющей жизни, муж полностью обеспечивал семью, чтобы я могла спокойно работать и себя реализовывать.

— И у вас все получилось!

— Да, муж понял, что я человек очень честолюбивый и мне необходимо реализоваться в профессии. У меня немало знакомых, кто счастлив, выйдя замуж и полностью посвятив себя семье. Мне часто говорили: «Ну что тебе, у тебя всегда была такая опора!», на что я отвечала: «Для того, чтобы у меня была эта опора, я немало приложила усилий и труда». Ведь мой муж очень много работал, и нередко приходил домой позже меня. Но какая бы уставшая не была, я всегда его ждала с готовым ужином. А каждое утро готовила ему завтрак, даже если нужно было это делать в семь утра. Конечно, муж всегда гордится моими успехами на сцене, но дома ему, как любому мужчине, нужна хорошая хозяйка, любящая жена и мама.

— Недавно вы отметили жемчужную свадьбу. Поделитесь своим секретом долгого счастливого брака.

— Я считаю, что все начинается с любви и бережного отношения друг к другу. Я счастлива, что мы вместе, что у нас такой замечательный сын. Помню, мама мужа — Роза, говорила мне на свадьбе: «Жить хорошо — трудно, жить плохо — легко». И только спустя годы я поняла смысл ее слов. Важно встретить своего человека и важно пронести эти чувства через всю жизнь. А это тоже большая работа двух людей.

Мы уже прожили вместе много лет, когда муж мне однажды сказал: «В тебе есть такие качества, за которые можно все простить». Я не знаю, какие, он мне их не назвал. Думаю, это то, что мне можно доверять, возможно, я для него единственный человек, которому он верит. Я его не предам, отдам за него все, что есть. И я знаю, что он тоже способен на все, чтобы нас с сыном защитить, потому что мы его мир и его жизнь...

Лика Брагина