Лариса Долина: внучка заявила, что хочет стать певицей и больше никем
— Расскажите об участии в форуме Леонида Агутина, чем вас заинтересовал этот проект?
— Форум Леонида Агутина — это тот самый случай, когда видна заинтересованность и детей, и родителей в правильном воспитании и переходе ребенка ко взрослой жизни, в правильном направлении музыки. Конечно, имя Леонида Агутина — уже большой позывной для того, чтобы съехались дети со всей страны, получили максимум знаний, но в то же время отдохнули, поскольку все-таки летние каникулы. Я попробую рассказать детям о том, что такое музыка в жизни, какое место она должна занимать, как правильно выбрать свой путь. Тем, кто решил посвятить свою жизнь пению, расскажу, как правильно ухаживать за голосом, как нужно распеваться, как сделать так, чтобы тебе нравилось то, чем ты занимаешься. Преподаватели моей академии будут делиться опытом с родителями и педагогами. Поскольку у меня практически самый сильный педагогический состав, им есть что рассказать, есть, чем поделиться. Я надеюсь, что и родители, и педагоги приобретут новые, полезные знания.
— Нравится ли вам работать с детьми? Сложно ли объективно оценивать детей?
— Хочу сказать, что с детьми я никогда не работала. Я работаю с ребятами постарше, от 18 лет и дальше. Работать с маленькими детьми — это отдельная профессия, которой нужно овладеть, и у меня в академии есть такие педагоги. Для того, чтобы дети тебя услышали, нужно найти с ними общий язык, заинтересовать их чем-то. Оценивать детей очень сложно, но нужно стараться это делать честно. Они должны привыкать к объективности, к реальной ситуации, которая происходит в их жизни и творчестве.
— Есть поговорка: в этом мире побеждает тот, кто воспитывает твоих детей. На ваш взгляд, кто и что воспитывает современных детей и наполняет их содержанием? Что скажете о юном поколении, понимаете ли вы их?
— Конечно, я многого не понимаю из того, что происходит. Меня пугает массовость, что появляются молодые люди, которые не несут ничего положительного, яркого, творческого в своем «творчестве». Если это все продолжать популяризировать, то я не понимаю, каким будет завтра поколение наши детей. Речь не идет, наверное, о какой-то тотальной цензуре, но все-таки какой-то отбор должен быть. Дети должны воспитываться на хорошей качественной музыке, это мое мнение. В этом должны быть заинтересованы и педагоги, и родители, которые на окружение детей должны обращать внимание. Знаю, что я сейчас могу вызвать некое отторжение, но это моя точка зрения. Сейчас, конечно, век технологий: TikTok, YouTube. Из-за вседозволенности дети пропитывается не очень правильной музыкой, если так можно назвать музыку, которую они слушают в основной своей массе. Но не могу сказать, что все они такие, есть среди них очень симпатичные ребята, которые показывают результаты, и уже понятно, что идут по правильному пути, понимают, что такое хорошая музыка, знают абсолютно точно для себя, что необходимо учиться. Такие дети, конечно, добьются больших успехов.
— Как помочь ребенку найти себя, свое призвание в жизни?
— Помочь ребенку найти свое призвание можно только в том случае, если взрослые будут в этом очень сильно заинтересованы. Нельзя бросать ребенка в жизнь, как котенка слепого. А я это наблюдаю постоянно — дети предоставлены сами себе, они идут по легкому пути, слушая нехорошую, злую, некачественную музыку, дети становится такими же. Здесь, конечно, должно быть общение с родителями. Они должны знать, какую музыку ребенок слушает, и должны правильно подобрать слова, чтобы рассказать о том, что нужно слушать, чтобы правильно развиваться и стать гармоничной личностью. В этом случае родители должны завоевать доверие ребенка. В наше время это не очень просто, но необходимо делать.
— А какие интересные площадки для реализации творческих личностей были в вашем детстве и юности?
— В моей юности никаких площадок для реализации не было. Не было ни вузов профильных, ни музыкальных училищ — просто учились музыке. Не было никаких конкурсов, когда я была совсем еще подростком, негде было показать себя. Для того, чтобы меня узнали, я приходила, скажем, в какое-то кафе или ресторан и просила: «Дайте-ка я спою». Ну и мне разрешали. Таким образом меня узнавали и куда-то начинали приглашать. Сейчас детям и подросткам гораздо вольготнее, поскольку проводится очень много самых разных конкурсов, много профильных образовательных учреждений, сейчас даже в музыкальных школах есть отделения «эстрадно-джазовое пение». Многие мои абитуриенты приходят поступать, закончив такие школы. Не всегда, конечно, меня радует, какой результат они показывают на вступительных экзаменах, но то, что это существует, уже хорошо. Для преподавателей таких музыкальных школ наши педагоги академии Ларисы Долины будут давать мастер-классы в рамках форума Aguteens.
— Недавно осуществилась ваша давняя мечта — в Москве открылась музыкальная академия Ларисы Долиной. Какова ее главная задача? Готовы ли вы не просто учить и развивать молодые таланты, но и помогать им становиться звездами, планируете ли заняться продюсерской деятельностью?
— Да, давняя мечта осуществилась — моя музыкальная академия презентована. Как уже говорила, я собрала лучший состав педагогов, и уже есть 11 первых студентов академии, которые заявили о себе. Последние несколько месяцев они сами учат произведения и поздравляют наших звезд с днями рождений. Мы уже поздравили Максима Фадеева, Анжелику Варум, Димаша, поздравили даже Стиви Уандера. Такой опыт очень важен для ребят, поскольку они будут двигаться во всех направлениях. Наши студенты будут не только учиться правильно петь, мы будем развивать их во всех категориях, будем заниматься их продвижением. Возрастной ценз наших студентов 16-35 лет. С теми талантливыми детьми, которым страшно выходить на сцену, будет работать штатный психолог. Это очень важно, потому что многие ребята не могут показать результат только из-за того, что сильно боятся себя и боятся сцены. Студентом нашей академии может стать любой способный или талантливый парень или девушка, достаточно просто прослушаться. Для особо одаренных и талантливых детей обучение будет бесплатным, а для людей более старшего возраста, кто хочет просто научиться петь и кому не нужно становиться звездой, мы определим оплату за обучение, но она будет достаточно гуманной.
— Вы уже много лет преподаете в МГИК, руководите двумя кафедрами. Какие качества вы открыли в себе, став педагогом? Вы признавались, что очень прямолинейный человек и все говорите в глаза. Не жалеете потом, что где-то не сдержались, не промолчали?
— Я человек прямолинейный, как педагог я строгая. Не люблю бездарности и не понимаю тех родителей, которые настаивают на том, чтобы их дети, у которых нет музыкального вкуса или каких-то особых способностей, продолжали учиться музыке, заставляют их петь. Родители калечат детей, не понимают, что их путь может быть совершенно другим. Очень правильно в детском возрасте найти направление, выявить у ребенка его способности и направлять именно по этой стезе. Все хотят петь, понимаете? Все! Причем такая формулировка странная: «Я хочу в телевизор!». Когда я это слышу, меня обуревает гнев. Люди не понимают, что за этим кроется огромный труд, что для того, чтобы попасть за кулисы или на какую-то телевизионную программу нужно много трудиться, развиваться во всех музыкальных направлениях. Я уже шесть лет заведую кафедрой эстрадно-джазового искусства. Сначала это было эстрадно-джазовое пение, теперь ко мне еще присоединили инструменталистов. Так будет до конца текущего года, со следующего учебного года я снова буду заниматься только вокальным отделением.
Люблю, когда ко мне приходят студенты подготовленные, люблю, когда задают вопросы из категории: «Лариса Александровна, что мы завтра будем с вами делать на уроке?». Пишу, что будем распеваться: такая-то распевка, такая-то скороговорка. И дети приходят ко мне подготовленными. А есть студенты, которым я даю задания, но они их не выполняют, не выполняют, не выполняют… Здесь я, конечно, включаю уже строгого педагога. Я считаю, что выполнять задания необходимо для роста, чтобы потом прилично показаться на экзаменах. Творческая профессия не допускает даже четверок, потому что «хорошо» — это уже середнячок. А мне хочется, чтобы люди творческих профессий получали на всех экзаменах оценку «отлично». Это очень важно, потому что «хорошо» — у многих, а вот «отлично» надо добиваться.
— Вы невероятий трудоголик, а такие люди обычно не терпят расслабленности, легкого отношения к жизни. «Строите» ли вы своих близких, требуете ли от них такой же повышенной самоотдачи?
— Да, я трудоголик, и привыкла много работать. Когда приходит время отдыха, я даже, честно говоря, не знаю, чем себя занять. Иногда назначаю какие-то занятия у себя дома, даже в свой выходной день. Но я не строю никого дома, потому что дом — это то место, где я должна отдыхать и расслабляться. Мои близкие делают для этого все возможное. От дочки и внучки я не требую никакой повышенной самоотдачи. Они сами знают, что нужно много работать. Сашка знает об этом на моем примере. Она в школе очень хорошо работает, а что касается музыки, здесь чуть посложнее, поскольку всех детей всегда (меня тоже) надо было заставлять учиться музыке. Здесь надо проявить определенную гибкость, строгость, чтобы ребенок все-таки занимался достаточно и получал от этого и удовольствие, и знания.
— Как вам удалось сохранить голос, при том что столько десятилетий вы всегда и везде поете живьем и работаете круглыми сутками?
— Я всю жизнь его оберегала, оберегаю и буду оберегать. Я очень люблю свой голос. Он мне дал профессию. Я его лелею, всячески оберегаю от всего того, что на него может плохо подействовать. Я даже с ним разговариваю. Когда у меня какие-то очень-очень ответственные концерты или съемки, я прошу его меня не подвести, говорю: «Дай возможность полностью тобой воспользоваться, а потом я тебе дам передышку, дам тебе отдых». Голос — очень хрупкий аппарат, его нужно беречь, но не у всех это получается. К счастью, у меня получается.
— Что вам помогает в трудную минуту? Вы оптимист по натуре?
— Я по природе своей оптимист, но, когда случаются какие-то негативные события в моей жизни, конечно, я их переживаю. Я, как живой человек, плачу и считаю, что плакать — это хорошо, потому что весь негатив выливается через слезы. Поэтому я не стесняюсь своих слез, не стесняюсь того, что говорю об этом. И потом все равно, даже когда плачу, сквозь слезы всегда говорю себе, что все будет хорошо, все это я переживу. Гораздо сложнее переживать, когда уходят близкие люди, когда ты понимаешь, что ты их уже никогда не увидишь, с этим смириться невозможно. Ты просто живешь дальше с этой болью. Временами она утихает, но никогда тебя не покидает. Она где-то в сердце глубоко таится, и, когда мы вспоминаем ушедших, она усиливается, ожесточается, а потом опять уходит куда-то. Но боль никогда не уходит совсем, она остается с нами навсегда. Так произошло, когда ушла Юля Началова, когда Саша Абдулов ушел, и уже не говоря о том, когда я потеряла своих родителей.
— Артистам, кроме таланта, еще очень нужна удача. Вы себя считаете удачливой?
— Конечно, кроме артистизма и профессионализма, еще очень важна удача. А еще очень важно попасть в нужные руки, найти продюсера, который будет любить тебя как артиста, будет тебе помощником во всех начинаниях и сможет правильно отвечать на вопросы: какие песни петь, какие не надо петь, на что нужно обращать внимание и так далее. В этом смысле мне не очень, скажем так, везло — мне не нужно было обращаться за помощью к продюсерам, потому что я всегда все эти вопросы решала сама. Да, у меня всегда был директор, и сейчас есть. Мы вместе, конечно, приходим к общему знаменателю — что петь, а что не петь. Но мое слово всегда остается последним.
— Быть ребенком звезды — непростая миссия, всю жизнь к тебе предъявляют особые, завышенные требования, сравнивая с родителями. Ваша дочь Лина жаловалось когда-нибудь на подобное предвзятое отношение? Как думаете, стало ли это преградой к тому, чтобы пойти ей по вашим стопам?
— Безусловно, быть ребенком звезды — это непростая миссия. Когда моя Лина была совсем еще ребенком, подростком, ее это угнетало. Мы могли неделями с ней не видеться. Она снимала квартиру и пропадала надолго. Есть такое понятие, как переходный возраст, и должно было пройти время, она должна была просто повзрослеть, чтобы понять, что эта ситуация никак не влияет на наши отношения мамы и дочки, что это моя работа, а отношения между нами основаны только на любви. Это произошло тогда, когда Линочка сама стала мамой, родила Сашку. Она полностью ко мне развернулась, теперь мы живем вместе, у нас замечательные отношения. Лина — мой самый первый помощник, а теперь она стала и программным директором академии Ларисы Долиной. Дочь очень много работает, много всего делает, чтобы мне было всегда удобно и комфортно. Лина вообще человек очень организационный. Когда мы работали над выходом мюзикла «Мата Хари: Любовь и шпионаж», она была администратором и очень здорово справлялась и со своей работой, и с работой других членов команды — помогала тем, кто не очень хорошо справлялся. Лина любит административную работу, но только в творческих коллективах. Она, кстати, очень хорошо поет — это я вам не как мама, а как специалист говорю. Но дочь не захотела делать карьеру, для нее сцена — весьма далекий организм.
— Внучка Саша похожа на вас? Хотелось бы, что она стала вашей преемницей в профессии? Чему вам важно ее научить?
— Сашка в некотором смысле на меня похожа. Она очень способный ребенок, быстро развивается. Поет уже очень прилично для своего возраста, и мы, конечно, будем с Линой ее развивать в этом направлении. Внучка заявила, что хочет стать певицей и больше никем. Она берет уроки у Виктора Началова — отца Юлечки. Не всегда получается часто ездить к нему, но тем не менее он ей очень многое дает, он умеет правильно работать с детьми. Кстати, Виктор будет коучем для наших студентов, и я очень рада, что он согласился на это предложение.
А Сашу мне хотелось бы научить максимально серьезно относиться к своему делу. Пока она еще ребенок, ей это очень интересно, конечно, — изучать, репетировать и петь новые песни со мной. Но она будет взрослеть, песни будут уже посложнее, и тогда будем ее учить серьезнее относиться к тому, что делает. Сцена — очень серьезный, профессиональный организм, тут нужно показывать только хорошие результаты.
— Говорят, трудоголики не умеют расслабляться и отдыхать, а как у вас с этим пунктом? Какое занятие, помимо профессии, доставляет вам истинную радость?
— Я, как и все женщины, люблю за собой ухаживать. Не очень часто есть возможность съездить в косметические салоны, чаще всего я это делаю дома. Расслабляться для меня — это просто быть в кругу семьи, посмотреть вместе какой-нибудь новый фильм или просто поиграть. Уже много дет я играю онлайн в одну игру — «Эрудит», в ней во главе угла стоят знания русского языка. Поскольку я отдаю очень много сил русскому языку, и в работе своей, и для того, чтобы дети научились правильно петь по-русски, то мне очень грустно наблюдать за тем, что сегодня творится на нашей эстраде, как неправильно поют артисты, как они коверкают русский язык.
— Для того, чтобы чувствовать себя счастливой, вам достаточно самореализации в профессии?
— Конечно, недостаточно, чтобы стать счастливой, только реализации в профессии. Тут еще важно женское счастье. К счастью, я и здесь тоже счастлива. Так что все у меня хорошо, и я всем желаю счастливой красивой неутомимой творческой жизни, да и просто желаю всем состояться в той профессии, которую они для себя выбрали.
Лика Брагина
Фото: Александр Чалдрян, Антонина Кирнос, личный архив Ларисы Долиной