Лукерья Ильяшенко: со мной комфортно работать, я не сволочь капризная
В Онлайн-кинотеатр Иви выходит масштабная криминальная сага «Химера» о том, как в 2012 году силовики победили в масштабной войне против наркоторговли. Одну из главных ролей в сериале сыграла Лукерья Ильяшенко. О своем опыте встреч с наркозависимыми людьми, кардинальных переменах в себе за последние 10 лет, любви к Питеру и антикварным раритетам, Лукерья рассказала «ТН».
- Что для вас значит проект «Химера», какой след он оставил в вашей жизни?
- У меня было немного съёмочных дней, около 14, но это был очень тяжёлый актёрский и, наверное, партнёрский проект. Саша Кузнецов очень крутой партнёр, сложный человек и у нас в итоге выстроились отношения. Но это было тяжело, на сопротивлении.
- А в целом про что история получилась?
- Мне кажется, это очень актуальная история, говоря словами моей героини: «Вся Россия торчит, вся Россия сидит на наркотиках». И, действительно, зачастую у нас пытаются закрывать на эту проблему глаза. Мне кажется, получилось очень актуально и в принципе будет интересно посмотреть.
- Кого вы играете?
- Я когда создавала свою героиню, понимала, что это за человек — это адреналиновый наркоман. Журналист, который лезет на рожон, идейная, бесстрашная. Чаще всего это люди, которым не хватает адреналина в жизни. Когда готовилась, мне нужно было понять с кого бы слизать её энергию, бесстрашие, всё то, что она делает. Для меня референсом стала Анна Политковская. Я сидела, смотрела её интервью и думала: «Вот это да, бесстрашный человек!».
- Могли бы себя представить на её месте?
- Я не герой, нет. Я не такая безбашенная. У меня инстинкт самосохранения развит довольно хорошо, лишний раз на рожон не полезу.
- Были сложные моменты, физически, морально, когда пришлось себя преодолевать?
- Были очень тяжёлые драматические сцены выяснения отношений, финальная моя сцена была тяжёлой. Я посмотрела, как её смонтировали, и это реально получилось очень страшно. Это вообще был морально сложный проект... Мы артисты народ такой, по сути, мы ждуны хорошего материала. И тут пришёл хороший сценарий, очень крутой режиссёр Душан, отличный актёрский состав. И когда ты видишь такой материал, ты про себя думаешь: «Главное не обосраться, главное сделать максимально хорошо, как ты можешь». Тут халтурить нельзя нигде. Я вообще в принципе такой человек, даже если попадается не очень хороший проект, стараюсь выжать максимум. А тут материал хороший, драматургия классная, читать было интересно. Знаете, как определяешь «хорошее» или «не хорошее» — ты берёшь в руки сценарий и тебе либо интересно читать дальше, либо не интересно. А тут я села и «Вау, вау, вау!» - сижу, не могу оторваться. И вот это вот «сделай на максимуме своих возможностей» сидело у меня в голове, и я старалась, надеюсь вышло как надо.
- Вы сталкивались с людьми из наркомира? Или с людьми, попавшими в определённую зависимость?
- У меня мама врач нарколог, она меня всегда таскала с собой по вызовам, а это как раз были 90е, героиновый бум и поэтому наркоманов в детстве я видела много. Во взрослом возрасте не могу сказать, что много... Ну да есть какие-то люди с зависимостью, и это тяжело. И им тяжело и тем, кто рядом находится, потому что это вечная борьба. Как говорят наркологи, самое страшное - героин, потому что бывших героинщиков не бывает. Они всё равно к этому возвращаются. Эти люди всё равно сидят на чём-то другом до конца жизни, даже если слезают с героина. Это подтверждает моя мама и тысячи примеров пациентов, которые у неё лечились.
- А вам самой приходилось бороться с какими-то зависимостями: пищевая, никотиновая…
- Я курила и сейчас тоже курю, но только Айкос. Бросить курить мне было очень тяжело, потому что я нахожу это красивым — женщина с сигаретой, это абсолютно вписывается в мою эстетическую картину. Я перешла на Айкос, электронные сигареты, тоже никотин, просто там продуктов горения нет. Все мы всё равно помрём в какой-то момент, ни сегодня-завтра, обычно это случается внезапно. Жизнь совершенно непредсказуемая штука, и ты можешь, как угодно, распределяться, планировать, следить за здоровьем, а потом ты идёшь и тебе на голову падает кирпич. Так что будь счастлив в моменте, будь благодарным за то, что у тебя есть сейчас.
- События вашей киноистории происходят в 2012 году, а что происходило в вашей жизни в то время? Какой вы себя помните 10 лет назад?
- В 2012 году я была артисткой мюзиклов, участвовала в спектаклях «Красавица и Чудовище», играла штопор, я же бывшая балетная. У меня были длинные рыжие волосы, я ходила на гигантских каблуках и зимой, и летом, и у меня был дикий комплекс относительно маленького роста, мне очень хотелось быть выше. Ходила ярко накрашенная, постоянно рисовала смоки-айс. Могу сказать, что я эволюционировала и сейчас я выгляжу сильно лучше, чем 10 лет назад. Ещё я в то время работала в группе «Шпильки», а это такой яркий секс образ напоказ.
- И вы старались соответствовать образу?
- Да. А потом я встретила человека, который стал моим близким другом. Он был стилистом и сказал мне: «Ты сама по себе такая яркая, что тебе просто нельзя всё это носить, иначе перебор». После этого я более-менее превратилась в пацана.
- Вы выработали свои персональные рецепты борьбы с комплексами?
- Поскольку я балетный ребёнок, то не очень верю в «подойди к зеркалу, скажи себе, что ты самая красивая, самая талантливая, лучшая». У меня вообще во-многом мужской склад характера, я считаю, что перебарывать всё это нужно не словами, а действиями. Если тебе кажется, что ты херовая актриса — играй лучше, делай лучше. Каждый раз пытайся сделать ещё лучше. Если тебе кажется, что жирная и не в форме — пошла в зал. Если тебе кажется, что плохое настроение, низкий серотонин — пошла в зал, сделала что-то классное. Я человек действия. Если есть проблема какая-то, её надо брать и решать, а страдать совершенно бессмысленно. Я, конечно, могу пострадать по чему-то, но всегда это кончается тем, что я приступаю к активным действиям. И со мной не задерживаются надолго люди, которые так не умеют, которые контрпродуктивные.
- Съёмки «Химеры» происходили в Санкт-Петербурге. Как у вас складываются отношения с этим городом?
- Я обожаю Питер, это мой самый любимый город. Каждый раз приезжая со съёмок из Питера в Москву я думала: «Какая ужасная, отвратительная, безвкусная, мерзкая Москва». Я понимаю, что тут работа и жизнь, но у меня есть голубая мечта, купить квартиру в Питере – со всеми лепнинами, со всем этим мраком. Питер абсолютно мой город, я выхожу на улицу и получаю эстетическое удовольствие, куда ни посмотрю.
- Вспомните может, какие-то памятные моменты, которые вам этот город подарил?
- Там очень много счастливых воспоминаний, но это личное. Не скажу.
- А если не совсем личное, а просто классный момент вспомнить?
- Да всё там классно. Каждый раз, когда туда приезжаю, мне кажется, что они что-то в воздух подмешивают. Я становлюсь, есть такое понятие «natural high» - натурально под кайфом, и я там всегда какая-то дико весёлая. Могу в отеле в наушниках танцевать возле зеркала, одна, сама с собой. Я не знаю, как это происходит.
- Правда ли, что вы жуткий социофоб и сводите своё общение с миром к минимуму?
- Правда. У меня очень узкий круг общения, и я мало кого туда пускаю, очень закрытая в жизни. А в рамках работы я открытая, весёлая, компанейская. Это как бы такая моя масочка, я её напяливаю и хожу весёлая, со всеми дружу. Со мной комфортно работать, я не сволочь капризная на площадке. Но после этого, мне нужно какое-то время для социальной депривации, мне надо день посидеть дома, чтобы никого не видеть.
- Вам этим летом исполнилось 33 года. Принято считать, что это непростой возраст, когда накапливается много вопросов к себе. Вы что-то подобное ощущаете?
- Я понимаю, что денег надо больше зарабатывать. Деньги многое решают, не всё, но многое.
- Т.е. это единственный вопрос?
- Да, у меня один вопрос к себе: «Что-то, мать, мы как-то не справляемся. Надо поэффективнее действовать».
- Есть ли желание попробовать себя ещё в какой-то сфере?
- Да, в сценарной деятельности хотела бы себя попробовать. Я окончила курсы сценаристов и по факту надо просто садиться и писать. Есть проект вялотекущий, в котором мы работаем с Димой Ендальцевым, что-то там придумали. Но проблема в том, что мне сейчас надо сниматься и деньги зарабатывать, быть актрисой, но, с другой стороны, хочется и писать что-то. Но за писанину мне пока никто не платит, поэтому посмотрим, как тут можно вырулить. Я просто такой человек, понимаю, что можно придумать какую-то идею, сесть, разогнать сюжетные ходы, на аутсорсинг посадить редакторскую группу, чтобы сценаристы написали диалоги. Но при этом я человек, который не умеет делегировать, и главная моя проблема в установке — если хочешь сделать хорошо, сделай это сам.
- В детстве вы мечтали стать великой балериной. Какие сегодня мечты?
- Стать очень крутой актрисой. Очень крутым сценаристом. Материальные всякие там мечты. Наверное, на данный момент так. Я хочу гордиться собой, мне очень важно это ощущение.
- Вы рассказывали, что являетесь большой любительницей антиквариата. Интересно, как появилось это увлечение, и, может, расскажете о своих самых любимых экспонатах в коллекции?
- Я даже в какой-то момент пошла учиться на антиквара оценщика, но не закончила, потому что начались очередные съёмки. Люблю это дело дико, увлечение от отца перешло, т.к. он занимался антиквариатом, и я всё это в детстве наблюдала. Может поэтому Питер так и люблю, что там столько старинного хлама. Когда была возможность выбраться в Европу, я там все эти антикварные лавки первым делом проходила. Все бабы там шмотками затариваются, а я: «Пойдём на блошиный рынок, пойдём в антикварную лавку!». И все такие: «Ну пойдем...».
- Какие из самых крутых своих находок вспомните?
- У меня есть викторианское «скорбительное» кольцо 19 века, про которое я уже не раз рассказывала. На нём готическим шрифтом написано «dear memory» и внизу переплетены волосы усопшего человека, сверху стекло треснувшее. В Ирландии купила, очень крутая вещь, но я её не ношу.
- Чего-то мистического не чувствуете?
- Нет, ничего не чувствую, никакой такой магической энергии. Да я в неё и не верю.
- Как свободное время проводите, если оно появляется?
- Встречаюсь с близкими, любимыми, друзьями. Хожу на балетный класс. Недавно у меня закончился блок из четырёх месяцев съёмок, где совершенно не было выходных. Я добралась наконец до салона, сделала себе педикюр, маникюр и резко самооценка поднялась, оказывается, совсем немного для этого надо. Бывает себе вещи какие-то покупаю, те же антикварные кольца. Последний раз купила зимой крутое кольцо.
- Т.е. у вас любимая тема — это кольца?
- Я очень люблю кольца, когда их много на руках. Обожаю Большого Лебовски за халаты, Оззи Осборна за халаты и кольца, и ободранные чёрные ногти, и вообще я очень люблю психоделический рок, очень люблю панк и поп-панк. Конечно, на руках в обычной жизни должно быть очень много колец, ногти должны быть либо чёрные, либо ободранные чёрные, либо на них должно быть написано «пост-панк». Кто-то, конечно, скажет: «Человеку 33 года, а она такими вещами занимается, почему она не думает о семье, о детях?». Непонятно, да.
- Отдохнуть то летом успели? Оно так резко закончилось, неожиданно.
- Что-то пожадничала и решила никуда не ездить, я вообще не очень люблю летать. А надо было бы на самом деле полететь в Турцию на море. Но я поехала в какой-то загородный отель, и это был полный провал. Я была там уже года четыре назад, и тогда всё было хорошо, замечательное обслуживание. А сейчас оказался какой-то треш, твою мать. Очень дорого, очень невкусно, плохой сервис и делать нечего.
- А диджейством вы сейчас занимаетесь?
— Это была совершенно коммерческая история. Всё началось после сериала «Сладкая жизнь», когда мне позвонили: «Лукерья, здравствуйте, не хотите сыграть сет в Краснодаре?», назвали такую сумму, что у Лукерьи челюсть отвисла: «Хочу! Но я не умею». Они говорят: «Но может вы научитесь». В общем, я себе быстро нашла менеджера, купила аппаратуру, записалась на диджейские курсы. Но, конечно, до мероприятия, я физически не успела научиться сводить, потому что медведь потоптался на моих ушах, ну и вообще я к этому никакого отношения по большому счёту не имела. Это была полная авантюра, мы записали сет и всё что мне надо было делать в Краснодаре – стоять над этим оборудованием и делать вид, что я свожу треки. Я уже понимала к тому моменту какие-то вещи, которые предназначены для диджей сетов. Приехала в Краснодар и думаю: «Ну сводить не умею, буду делать вид, что свожу. Надо вырядиться дико!». Создала под это дело какой-то сумасшедший наряд, накрасилась максимально, кудри накрутила. От стресса сильно опьянела, но в какой-то момент, поняла, что надо кричать в микрофон что-то типа: «Краснодар! Эге-гей! Как вы?!». В общем, в какой-то момент я настолько увлеклась созданием атмосферы, что забыла делать вид, что свожу треки. Но помнила, что тут главное - ничего не трогать, т.к. если нажмёшь не туда, оно остановится, а я ни бельмес в тот момент не понимала, что делать дальше. В общем, я с толпой танцую, мне самой хорошо, классно. И только мой менеджер в ухо орет: «Ты своди, делай вид что сводишь!». Короче, дебют удался. Но так было только один раз, потом я всё-таки научилась. Но это была абсолютно коммерческая штука, потому что, ту музыку, что любят в клубах, в которые меня приглашают, я сама не слушаю, на физическом уровне не воспринимаю. Поэтому, иногда играла свою музыку бесплатно в каких-то андеграудных московских местах, пару раз, по-моему, даже в Ростове, но эта музыка очень на любителя.
Лика Брагина
Досье
Родилась: 9 июня 1989 года в Самаре
Образование: Школа балета имени Ирины Тихомировой по специальности «артист балета». Школа драмы Германа Сидакова
Карьера: снялась в таких фильмах и сериалах, как «Сладкая жизнь», «Измены», «Выжить после», «Налет», «Про любовь. Только для взрослых», «Аванпост», «Призрак», «Сергий против нечисти» и др.