Сергей Эфрон: только после 30 лет пришло стремление к осознанной жизни
Сергей Эфрон - новое лицо в мире мужского романса и шансона. Городской лирик, автор и исполнитель музыки на стыке различных музыкальных жанров. На его концертах зритель чувствует себя частью большой и дружной семьи, которая собралась за большим столом, чтобы приятно провести время, поразмышлять о серьёзных вещах, потанцевать, посмеяться и даже поплакать. Песни Сергея Эфрона звучат на радио «Милицейская Волна» и «Дорожное Радио», а также на телеканалах «RuTV», «Шансон ТВ», «MUZZONE» и других. В интервью «ТН» Сергей рассказал о своем творческом пути, источниках вдохновения и планах на будущее.
- Как и когда вы поняли, что музыка лично для вас станет проекцией внутренних ощущений и мыслей?
- Надо признаться, довольно поздно. Только после 30 лет пришло стремление к осознанной жизни. Я начал анализировать свои отношения с людьми и пришёл к выводу, что неслучайно все они так или иначе строились по одному и тому же паттерну. Заканчивались эти отношения, к сожалению, также приблизительно одинаково. Появилось не мало вопросов к себе, а за ними последовало принятие ответственности за свою жизнь и личный выбор права на счастье. Всего за несколько лет я настолько переформатировал сознание, восприятие себя и мира вокруг, что жизнь вдруг резко изменилась и заиграла совершенно новыми краскам, лицами и интересами.
В какой-то момент я поймал себя на мысли, что самостоятельно смог решить вопросы, которые мои знакомые без особо видимых результатов годами прорабатывали с психологами. Друзья стали чаще обращаться за советами или проговаривать со мной сложные жизненные ситуации. Именно тогда я понял: мне есть, что сказать людям. А потом в моей жизни случайно появилась музыка. Песни, которые я пишу, — это мой способ говорить на важные для меня темы и делиться опытом и умозаключениями.
В апреле я отыграл большой сольник в легендарном клубе «16 тонн» на Пресне. После концерта мне написало несколько человек о том, что мое выступление помогло им переосмыслить отношение ко многим событиям. Кто-то даже позвонил друзьям, с которыми не общался более десяти лет из-за былых обид и недопонимания.
Для меня нет ничего важнее и приятнее таких слов. Значит, все не напрасно! Значит, мое творчество отзывается и нужно людям, а, главное, помогает с поиском ответов на важные экзистенциальные вопросы.
- Вы не только исполнитель, но и автор песен. Иногда вас называют «городским лириком». Как творческому человеку, достаточно ли вам городской атмосферы и периодической суеты вокруг, чтобы создать очередной воодушевляющий текст?
- Пульсирующая энергия большого города с его культурной жизнью, миллионами ярких и непохожих друг на друга жителей, является не то, чтобы достаточным, а необходимым условием для творчества. Мое вдохновение живет там, где есть люди, с которыми меня связывают или разводят интересы, взгляды и жизненные ситуации. Творчество не мыслимо без жизненного опыта. Город наполняет меня мыслями, переживаниями и эмоциями, которые в какой-то момент трансформируются сначала в стихи, а потом и в новые песни.
Но если вдохновение живет вне времени и расписания, то сам творческий процесс требует уединения и тишины. Большие города ревностно относятся к свободному времени своих жителей и не оставляют ни одной свободной минуты. Мы все время куда-то или от кого-то спешим, прячемся от себя за списком неотложных дел. В этой ежедневной суете для творчества не остаётся ни места, ни времени. Это во многом объясняет мою повышенную творческую «плодовитость» в выходные, во время отпуска или за чертой города. Большие города вдохновляют и наполняют, а безмятежное пребывание на природе даёт возможность на время отдаться творчеству.
- Как много в среднем уходит времени на создание музыки, которую с гордостью и без чувства стыда вы можете назвать своей авторской?
- Я не испытываю чувства стыда за свои песни. Не мы делаем ошибки, а ошибки делают нас! Работа над каждым треком - колоссальный опыт, который способствует моему развитию и становлению и как сонграйтера, и как исполнителя. Мне не стыдно за то, что я работаю над собой и развиваюсь. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Более того, чувство стыда базируется на наших предположениях и убеждениях относительно того, как мы выглядим в глазах других людей. А это ловушка для творческого человека. Для меня крайне важно в музыке оставаться честным и говорить с людьми на моем языке о важных вещах. Попытка понравится слушателю и удовлетворить его ожидания — это заигрывание и лицедейство, которых хватает и в повседневной жизни. Мне бы не хотелось допускать притворство в периметр своего творчества в угоду коммерциализации и популяризации своей музыки.
У меня нет музыкального и вокального образования, поэтому мне приходится учиться в процессе. И чем больше работаю над песнями, тем лучше начинаю звучать, и тем больший соблазн перезаписать вокал и иначе прочитать ранее законченные песни.
Это очень тормозит творческий процесс - многие удачные и дорогие сердцу песни годами лежат в долгом ящике, потому что кажется, что нужно где-то что-то переделать.
Буквально пару месяцев назад пришёл к выводу: нужно учиться отпускать и переключаться на совершенно новый материал. Начало положено – в этом году уже вышло 4 сингла, включая треки «Мгновение» и «Посмотри на себя». На осень запланировано много премьер дорогих сердцу и «отпущенных в жизнь» песен.
- Для каждого человека эти два понятия, о которых скажу далее, абсолютно индивидуальны. В чем ваша гармония и радость?
- Хороший вопрос. Гармония для меня — это стабильное состояние душевного покоя, внутренней свободы и позитивного восприятия реальности, при котором человек живет в согласии с самим собой и внешним миром, развиваясь успешно и сбалансировано во всех сферах и выстраивая доверительные социальные связи.
Что касается радости, то это кратковременная эмоция, вызванная удовлетворением эстетических, физических, социальных, психологических и иных человеческих потребностей в конкретный момент времени.
- На просторах интернета рассказано не так много о том, кто конкретно и каким образом повлиял на вашу творческую жизнь, а именно, ее возрождение из внутренних сомнений и страхов. Можете рассказать о них подробнее?
- Этот человек — я сам. Видимо, поэтому в интернете об этом ничего и не найти. У Галилея есть прекрасное высказывание: «Человека нельзя ничему научить, можно лишь помочь ему найти это в себе». Если задумываться, человек - весьма забавное существо: сначала полжизни сам возводит вокруг себя стену ограничений из сотни маленьких кирпичиков «нельзя» и «неприлично», цементируя их в комплексах и пагубных привычках. А потом оставшуюся часть жизнь пытается сбежать из ментальной тюрьмы, которую сам же для себя построил.
Мои отношения с музыкой начали завязываться в тот момент, когда я стал прислушиваться к себе и своим желаниям, а не к мнению окружающих. Меня всегда манила музыка. В какой-то момент я задался вопросом: «Если я проживаю чужую жизнь, не свою, пытаясь получить социальное одобрение извне, то кто проживает мою?»
Во мне по-прежнему много сомнений и страхов, как и в любом человеке. Но я подхожу к этому не как к проблеме, а как к интересной задаче, для которой нужно найти решение. Музыка для меня – это своего рода авторский задачник, где в котором я собираю не только жизненные головоломки, но и делюсь с людьми выработанными на личном опыте решениями и ответами.
- Каким и где было ваше самое первое триумфальное по собственным ощущениям выступление?
Для меня каждое сольное выступление — это особенный личный опыт и маленькая победа над своими комплексами и неуверенностью в себе. Самыми масштабным по численности выступлением был сольный концерт в фудмолле «Депо» на Лесной. Эмоционально это было очень сложное мероприятие. Я первый раз в жизни выступал перед таким количеством совершенно незнакомых мне людей. Переживал, что мой репертуар не очень впишется в формат заведения, куда люди в пятничный вечер приходят повеселиться и отвлечься от забот. Какого же было мое удивление ловить внимательные взгляды зрителей, которые, проходя мимо, оставались до конца концерта. Люди вслушивались в стихи песен, живо реагировали на мои подводки и были неотъемлемой частью самого концерта. После этого выступления пришло осознание того, что мое творчество нужно и может нравиться незнакомым людям. Это было большим личным открытием, которое дало колоссальный заряд энергии двигаться вперёд и не опускать руки.
Но с точки зрения эмоциональной отдачи, музыкальной программы, энергетического обмена с публикой и магии, которая творилась в зале, самым удачным, на мой взгляд, стал концерт в клубе «16 тонн» на Пресне, приуроченный к моему дню рождения. Мне бы очень хотелось, чтобы таких искренних и взаимно наполняющих встреч со зрителем было больше.
- Не могу обойти мимо тему ухода международных стриминговых сервисов из России. Как вы считаете, каким образом теперь придется действовать молодым артистам, чтобы громко заявлять о себе для своей аудитории и не создать информационный вакуум?
- Есть обстоятельства вне зоны нашего контроля. Я стараюсь конструктивно смотреть на заданные условия игры. Во-первых, с уходом части международных стриминговых сервисов у музыкантов остаётся возможность размещать свой материал на мировых музыкальных площадках. Да, есть сложность с получением дохода от стримов, но, если разобраться - для начинающих артистов это копейки. Большая часть дохода музыкантов от стриминга распределяется между звёздами, которые генерируют для площадок миллионные прослушивания. Много ли таких на российском Олимпе? Можно сосчитать по пальцам. Для начинающих артистов доходы от стриминга ничтожны. Гораздо больше можно заработать на выступлениях.
Во-вторых, чтобы «молодому» музыканту дорасти до миллионных прослушиваний, необходимы затраты. При ограниченном бюджете охватить большое количество социальных сетей и музыкальных площадок весьма проблематично. Это все равно, что стрелять из пушки по воробьям. С уходом части международных музыкальных сервисов частично снимается вопрос выбора и распределения бюджета на продвижение между социальными сетями и музыкальными площадками. В некоторых случаях отсутствие выбора весьма упрощает жизнь. Вот такая музыкальная ирония судьбы.
Apple Music и Spotify также помогали начинающим артистам повысить узнаваемость за счёт размещения материала на музыкальных витринах, рекомендациях и плейлистах. Конечно, без поддержки этих крупных мировых стриминговых сервисов артистам будет сложнее, но это не повод бросать музыку - возможности для продвижения своего творчества по-прежнему есть, в том числе и через альтернативные каналы.
Грустно и печально, что международные стриминговые сервисы решили уйти с российского рынка или приостановить свою деятельность. Однако музыка осталась, и впереди нас ждёт много интересного.
- В одном из своих интервью вы рассказали, что предпочитаете театральные постановки и книги для поиска вдохновения. Какие авторы и режиссеры оставили в вашей душе наиболее яркие впечатления от своих работ?
- Обычно не я выбираю какие-то произведения, а произведения выбирают меня в определённый момент и совершенно неслучайно. Они помогают найти ответы на актуальные для меня вопросы. Это какое-то волшебство, которому совершенно не хочется сопротивляться. Поэтому книг, фильмов и спектаклей, которые произвели бы впечатление довольно много. Но это происходит в моменте и отвечает на мой точенный запрос во вселенную. Я стараюсь много смотреть, но редко что из увиденного или прочитанного западает в душу. Из последних посещенных театральных постановок понравились мысли, заложенные в спектакле «1900» с Олегом Меньшиковым. Запомнился также балет «Лето, зима и весна священная» хореографа Артура Пита с артистами театра «Балет Москва». Очень атмосферная и необычная постановка. Из кинофильмов самым сильным, на мой взгляд, стал фильм «Все, везде и сразу» - невероятно глубокая, многослойная картина, в которой есть и над чем подумать, и над чем посмеяться и над чем поплакать. Это фильм – интервенция, который заставляет задуматься об упущенных возможностях, страхах, учит ценить людей и собственную жизнь, какой бы нелепой она не казалась на первый взгляд. А главное, это картина о созидательной силе добра. Рекомендую смотреть в компании – после просмотра однозначно захочется обсудить и поделиться мыслями, впечатлениями и чувствами с ближними. И тем для обсуждения будет очень много.
- Какие же творческие планы у Сергея Эфрона на осень 2022 года?
- Как и прежде – ставлю цели и иду к ним. В октябре планируем отыграть два сольных концерта. Один из них состоится в Питере. Волнительно. Ответственно. И я усердно готовлюсь, так как хочется оправдать ожидания той вдумчивой и воспитанной публики, которая придет меня послушать. Осенью так же выйдет первый EP-альбом и три новых сингла. На один из них друзья настойчиво рекомендуют снять клип. И я, возможно, прислушаюсь к их совету.