Анфиса Черных: я однолюб, моя первая влюблённость длилась пять лет

фото: личный архив, пресс-служба фильма

На большой экран вышел приключенческий детектив ««Хитровка. Знак четырёх» режиссера Карена Шахназарова. По сюжету – знаменитый режиссер Константин Станиславский в сопровождении журналиста Владимира Гиляровского отправляются в самый злачный район Москвы начала ХХ века – легендарную Хитровку и знакомятся с жизнью московского «дна». Главную женскую роль – коварной обольстительницы Княжны, сыграла Анфиса Черных.

- Как вам дались съёмки в историческом фильме «Хитровка. Знак четырёх»?

- Вспоминаю об этом периоде с максимальной благодатью внутри. Я вообще давно хотела сыграть историческую роль. У каждого артиста есть понятие «взять время», когда происходят совершенно хронологические изменения в твоей походке, интонации, где не допустимы повседневные «чо, короче», это совершенно другое звучание. У меня максимум что в кинокарьере случалось - я уходила в 90е. А тут конец 19го - начало 20 века, мне кажется это лучшее, что могло со мною случиться, поработать с Кареном Георгиевичем Шахназаровым. Ещё и героиня очень близка мне – её темперамент мне максимально понятен, при всех атрибутиках 19го века, в ней есть то самое разбойничество, и в целом это такой симбиоз времени, духа, страстей.

фото: пресс-служба
в фильме "Хитровка. Знак четырех"
 

- Совсем ни с какими сложностям не столкнулись?

- Исторические съёмки - энергозатратный процесс, потому что в кадре не должно быть современных вещей, вокруг декорации, лошади. Ходить в корсетах довольно сложно, потому что в них ты начинаешь по-другому дышать. Есть свои сложности, когда носишь на себе эти 30 килограмм юбок и это совсем не оверсайз. Но все эти технические сложности нивелировались тем интересом, с которым мы делали дело.

- На роль Княжны пробовалось почти три десятка актрис. Как думаете почему выбор пал именно на вас?

- А я не в курсе сколько пробовалось, и не могу быть объективной в этом ответе, потому что тут не я выбирала. Но думаю, если роль твоя, то она твоя и тут как бы этот код совпал, потому и выбор пал на меня.

 - Что-то нового, интересного вы узнали для себя о жизни той Москвы, более чем 120-летней давности? История ведь основана и на реальных событиях.

- Да, Хитровка — это был такой микромир, где не жаловались чужаки, это была весьма закрытая история, как бы ещё один город в городе. Туда вообще боялись ходить, потому что там был свой особый климат, разборки, договорённости и устои. Я читала про это ещё когда в школе училась. Хитровка всегда восхищала меня своим духом авантюризма, и я очень рада, что ещё и в кино снялась на эту тему.

фото: пресс-служба
в фильме "Хитровка. Знак четырех"
 

- Вы снимаетесь в кино с 11 лет, а бытует мнение, что публичность довольно негативно сказывается на детской психике. Интересно как на вас повлиял столь ранний опыт киносъёмок?

- Да, есть факты, и мы можем наблюдать много примеров тех, кто снимался в кино в раннем возрасте, а потом у них начинались проблемы с алкоголем, наркотиками, с психикой. И это объяснимо, в кино ты рано начинаешь взрослеть, а это большая нагрузка и не все могут выдержать. Мне кажется, я выдержала, спасибо миру, который меня оберегал, и правильным людям, которые попадались на моём пути. Ну и у меня самой преобладает довольно сильный инстинкт самосохранения. Я быстро повзрослела, что обычно происходит, когда ты рано начинаешь брать на себя ответственность. Когда работаешь в большом коллективе, ты не можешь подвести людей, у тебя вырабатываются совершенно другие категории восприятия себя и распределения времени. С одной стороны, это вроде бы и хорошо, что ты раньше становишься более собран и внимателен. Но, с другой стороны, плохо, потому что у тебя забирается детство.
Был период лет в 12, когда у меня случилась звёздная болезнь, сыграв в своём первом фильме «Крыша», я посчитала, что теперь могу именоваться звездой кинематографа. В 11-12 лет я оказалась совершенно не готова к тому, что ассистент мне приносит кофе, чай, что за мной приезжают водители, мне не надо ходить в школу на занятия, ведь я снимаюсь в кино. И в какой-то момент я подумала: «Да я звезда!». И ходила с такой физиономией и посылом, как будто мне все должны. Но потом меня спустили с небес на землю, учительница по английскому сказала мне: «Анфиса приди в себя, у тебя экзамены скоро, давай соберись», за что я ей очень благодарна. Я поняла, что никакая я не звезда, а работа в одном фильме ровным счётом ничего не значит. Всё прошло, и с тех пор таких приходов я не ловила.

- Что вас особенно привлекает в вашей профессии?

- Моя профессия привлекает меня жизнью, потому что я даже не представляю, как живут люди, которые работают в офисе и выполняют какие-то однотипные задачи каждый день. Наверное, я не системный человек и не быть мне им, я туда и не хочу. Моя профессия — это всегда ситуативные обстоятельства, к ним невозможно подготовиться, это всегда новые задачи, которые могут прийти, когда ты их не ждёшь и не предполагаешь. Это всегда новые люди, партнёры, всё очень живое, максимально объёмное, когда ты изучаешь и себя и людей вокруг. Мне кажется наша профессия – самая живая из всех, что только существуют на свете.

фото: личный архив артиста

- Какие чувства вы испытываете, когда видите себя на экране?

- Разные. Иногда бываю довольна, а иногда включается такой перфекционизм: «Блин, здесь надо было сделать по-другому», т.е. хочется что-то переиначить, исправить. Но я не сразу бегу смотреть себя на экране, как выходит фильм, иногда вообще что-то не смотрю, получаю лишь мнения людей, которые видели.

- Если представить жизненный путь как кардиограмму, какие пиковые моменты вы бы выделили?

- Наверное это какие-то личные, внутренние моменты, о которых я бы не стала говорить. Если мы говорим про действительно мощные кульминации, которые меня переиначивали, это всё скорее внутренние процессы. А про внешнее можно много чего рассказать: вот я снялась в этом проекте, вот я поступила в ГИТИС, вот ушла из него, умер друг – всё что угодно. Событий, которые не могли меня оставить равнодушной, меняли действительно много, но личностные, базовые истории они внутренние и очень личные.

фото: личный архив артиста

- Пару недель назад вы отметили свой 27-й день рождения, что стало лучшим подарком?

- Мы с друзьями пошли в церковь и нам так хорошо там было. Я давно не отмечала свой день рождения так благодатно. Мы просто были на даче, пошли гулять с собаками и по пути зашли в храм. Да дело даже не в храме, а в том, что близкие люди были рядом и у них всё хорошо. Ведь так или иначе мы зависим от близких людей. Я как эмпат точно от них завишу, а когда у моих близких всё хорошо, то и у меня хорошо.

- Актёры вообще в силу своей природы больше обычных людей подвержены депрессиям, перепадам настроения. Что вам помогает привести себя в норму, когда на душе кошки скребут, неприятности наваливаются?

- Я не буду говорить каких-то волшебных слов, нет такой чудесной таблетки, которая тебя спасёт, если тебя действительно накрыло, не бывает такого. Я вообще всем советую не использовать, не брать за правило токсичный позитивизм, когда на самом деле тебя кроет, болит, начинает прорастать гниль, а ты: «Да всё нормально!». Нет – не нормально. Надо просто достойно посмотреть на происходящее и не пытаться в себе это заливать, потому что тогда оно дальше будет ещё больше прогрессировать. Это тоже часть жизни, не бывает всё всегда в плюсе. Ну а так, конечно, если говорить об инструментах, которые вытягивают, то совет такой – иди и делай полезное для себя и окружающих, позанимайся спортом в конце концов, я вот всегда занимаюсь им или медитирую. Ну и делай добро, возможно кому-то вокруг помощь нужнее, чем тебе, просто ты этого не замечаешь. Помоги своему окружению и возможно, тебе станет легче.

фото: личный архив артиста

- Судя по вашим соцсетям вы увлечённая путешественница, а ещё ведущая тревел-шоу на канале «Пятница!». Какие недавние направления вы для себя открыли?

- Путешествия всегда фантастика, я их обожаю, особенно если ты где-то не был, для тебя такая поездка всегда какие-то сюрпризы и наблюдения. Камчатка меня покорила своей потрясающей природой. В последнее время я ездила по разным республикам и регионам, и просто обескуражена увиденным. Возьмём Якутск или Элисту – всё это Россия, но при этом это совершенно разные миры со своими традициями, устоями, национальным колоритом.

- А для себя, не по работе, куда-то выезжали? Есть у вас места силы, куда хочется возвращаться?

- Да, это Таиланд, Индия. Очень люблю ездить в Азию. Последние несколько лет езжу в основном по работе, но каждую зиму я провожу в Азии. И эта зима не была исключением.

фото: пресс-служба

- Может вспомните какое-то самое мощное эмоциональное потрясение, постигшее вас в какой-то из последних поездок?

- В Азию я езжу как раз чтобы провести время без эмоциональных потрясений, их и так хватает в жизни. Я живу на чемоданах, в поездах и самолётах, поэтому совершенно не хочу испытывать эмоциональных потрясений ещё и на отдыхе. Мой отдых – он в основном «бабкин» такой, ленивый. Я настолько много работаю последние годы, что для меня на отдыхе главное – тишина, спокойствие, спорт, режим, книги, я максимально сторонюсь эмоциональных потрясений вообще. Экстрима в жизни у меня такой передоз, что когда я отдыхаю, то избегаю его во всём.

- Какие планы на лето, больше работать или отдыхать?

- Надеюсь всё это сбалансировать, потому что в прошлом году у меня практически не было выходных. Так что хотелось бы, конечно, этим летом и друзей увидеть и семью, а там уж как получится.

фото: личный архив артиста

- Анфиса, правда, что ваш мужской идеал — это ваш папа?

- Во многом да, так или иначе, даже если я этого не хочу, всё равно это так, потому что с точки зрения психоанализа, в нас очень сильно сидят наши родители, как ни крути. И какие-то качества, которые есть в моём отце, так или иначе есть в мужчинах, которых я выбираю. Но всё равно не до конца, конечно. Есть какие-то вещи, с которыми я не готова мириться и в моём отце.

- А есть какие-то наставления папы, которые вам в жизни очень помогли?

- Конечное есть, но не скажу, это очень личная история. Те же жизненные устои, транслируемые им, они как бы распространяются только на меня. Поэтому было бы странно снести их в массы.

- Да, про вашу личную жизнь почти ничего не известно, поэтому не спросить не могу - есть у вас вторая половинка или ваше сердце сегодня свободно?

- У меня сердце само не понимает, оно то занято, то свободно. Для меня это весьма странная категория, потому что в те моменты, когда я чувствую, что сердце было вроде как занято, мне не нравится это состояние. Такое ощущение, что у меня как будто не остаётся места для творческого полёта, самореализации, исполнения каких-то фантазий. А когда сердце свободно, то появляется грусть на душе: «Почему оно свободно? Значит мне это не даётся». Поэтому я не применяю такую категорию «свободно сердце или занято». Как-то так отвечу на вопрос, и да, про личную жизнь я не рассказываю, не обсуждаю её.

фото: личный архив артиста

- Вы влюбчивый человек по своей сути или однолюб?

- Одновременно и то, и то, вот как занято и свободно сердце, так и здесь. Я дико влюбляюсь в людей, я могу пойти за энергией человека, мне не важно сколько ему лет, чем он занимается. Я иногда чувствую что-то безумно манкое, как это срабатывает не понимаю. И просто могу сказать, что втюхалась в этого человека безоглядно. Но при этом если мы говорим про отношения, то тут я не влюбчивая, это случается крайне редко.

- А помните, когда первый раз влюбились по-настоящему?

- Помню, конечно, и эта влюблённость длилась пять лет, так что да, я однолюб, наверное.

- По вашему мнению, чем можно жертвовать ради любви, а чем нельзя ни при каких обстоятельствах?

- Вообще жертва в любви — это пошловато звучит. Никакого отношения с моей реальностью это не имеет, потому что любовь — это дар, а не жертва. Я считаю, что жертва — это то, что ты отрываешь от себя в процессе каких-то логических мыслительных процессов, т.е. допустим ты явно понимаешь, что кому-то надо помочь, ты условно наступаешь на свои определенные комфортные зоны, всё равно идёшь и делаешь, потому что у тебя какая-то логика в голове срабатывает. А любовь — это не жертва, а дар. И если вы чем-то жертвуете из-за любви, то вы просто не можете по-другому. Жертва — это когда подумал и оторвал, любовь — это когда ты не думаешь и не решаешь, ты просто даёшь. Поэтому если вы себе задаёте такой вопрос, то это уже не любовь, там, где начинается логика, где границы, что можно или нельзя. Любовь не спрашивает, если она есть, то ты офигеваешь от того, что ты делаешь, ты можешь быть на нуле, но чувства к человеку способны тебя сподвигнуть совершить, казалось бы, невозможное.

фото: личный архив артиста

ЛИКА БРАГИНА

ДОСЬЕ: 

Родилась: 30 апреля 1996 года в Москве

Карьера: начала сниматься в кино с 11 лет. Снялась в таких фильмах и сериалах, как «Крыша», «Географ глобус пропил», «Елки новые», «Кухня. Последняя битва», «В кейптаунском порту», «Большие надежды», «Руммейт» и др.