Игорь Стам: я тоже в детстве хотел стать космонавтом…

фото: пресс-служба Домашний

Месть не украшает мужчину. Да и женщину тоже. Но люди мстят, иногда страшно, иногда нелепо, иногда смешно. Мстящий может уже и не помнит, не понимает, за что конкретно и даже кому он мстит. А иногда один повод сменяется другим. На канале Dомашний 22 сентября в 19:00 в рамках линейки «Сквозь слезы к счастью» премьера сериала, название которого практически синоним мести – «Холодное блюдо». Главную роль, того самого мстителя Никиту, исполнил актер Игорь Стам.

- Какая главная черта Никиты?

- Закрытость. Но ему и есть, что скрывать, именно с этого начинается история. Всегда интересно играть человека, у которого есть тайна. У Никиты она психологическая. И месть - его главная жизненная цель. Месть довольно сложная штука, с ней надо быть аккуратным. И месть должна тщательно готовиться, не зря и фильм называется «Холодное блюдо»: только с холодным расчетом можно отомстить по-настоящему. И Никита именно такой человек. Закрытый, способный сделать этот холодный расчет и наступить своим чувствам на горло.

- Не всегда, расчеты даже самые тщательные, бывают точными!

- Это уж точно! И у нас необычная история. Чаще всего мелодрамы - какие-то любовные треугольники, а здесь нет. Я, кстати, понял, что за определение «сказочные мелодрамы»: фантастическая история, она может показаться не очень правдивой.

- Мне тоже кажется странным, что героиня не узнает героя…

- Он сильно изменился. Прошло много лет. Когда все произошло между Даной (актриса Антонина Паперная) и Никитой, они были школьниками, а встретились уже взрослыми людьми. И там есть хорошая штука в сценарии: больше всего боли ему доставляет как раз именно то, что она не узнает его. У него даже больше желание не отомстить, а увидеть, что Дана узнала его. И это делает его человеком, а не подонком. Человек же не может быть только плохим или хорошим. Именно то, что она его не узнала, еще больше ранит Никиту, и он делает то, что делает.

фото: пресс-служба

- Но на этом история не заканчивается, так что интригу подержим. В давней премьере Dомашнего «Ирония любви» ваш герой Виктор - добрый и благородный полицейский.

- И снимал его прекрасный режиссер Михаил Кабанов. Это история человека, который только что пережил развод, и у которого появляются новые отношения. Для меня она в какой-то степени была близка, потому что я тоже пережил развод и прошел через все эти этапы перехода из одного брака в другой. (смеется, - прим. автора) Но у меня, cлава Богу, хорошие отношения с моей первой женой и сыновья Ваня (10 лет, - прим. автора) и Костя (13 лет, прим. автора) рядом. Почти год назад во втором браке родилась доченька Зоя. И я искренне рад и счастлив, что в личной жизни все состоялось так. А что касается Виктора, то у него эпоха страданий, расставаний, конфликтов, что всегда больно. Так что сценарий «Иронии любви» лег на ту эпоху моей жизни. Когда ты попадаешь в материал, органичен с историей, тогда и кино получается, и работать интересно.

- А бываю ли добрые полицейские?

- Конечно, бывают! У меня есть друг Денис. Он как раз полицейский, по-настоящему добрый человек, которому я доверяю. Мы дружим семьями, он крестный Зои.

- В вашей «кинопапке» много героев, которые так или иначе связаны с правоохранительными структурами: опера, следователи, полицейские… Есть ли среди них похожие на Виктора? 

- У героев в сценариях, на которые я соглашаюсь, нахожу для себя в первую очередь человека, не мента и не следователя. И когда «был врачом» Андреем Каратаевым в сериале «Страна 03», тоже, кстати, по сценарию Ильи Куликова, искал прежде всего человеческое в герое. Для меня это оправдание творчества, а дальше уже все остальное. Я верю в человеческие истории, в человеческий театр, которым, собственно, и занимаюсь в Театре.DOC.

- Многие актеры, рассказывая о «врачебных» сериалах, говорили, что на площадке практически всегда были врачи-консультанты…

- … и нас учили настоящие врачи «скорой помощи», и мы приобрели большое количество навыков в процессе работы.

фото: пресс-служба

- Пригождается в жизни?

- Я могу делать уколы! До съемок всегда к иголкам относился насторожено. Мне никогда не нравилось втыкать иголки в живое тело. Но проект обязывал… Мы довольно много работали с мед инвентарем: и катетеры ставили, и с дефибриллятором умело обращались. В общем, я свыкся. (смеется, - прим. автора) Даже, когда работаешь с оружием, понимаешь, что в руках у тебя макет, постепенно начинаешь работать с ним, как с настоящим. К любым съемкам надо готовится, учиться обращаться с атрибутами профессии героя. И конечно, познакомиться, пообщаться лично с профессионалами, понаблюдать за тем, как они работают.

- Но вряд ли можно просто подойти к какому-то следователю по особо важным и начать с ним разговаривать…

- К моему актерскому счастью, у меня много друзей разных профессий. Жизнь же нас сталкивает с разными людьми, а мы, актеры, копим в себе информацию. Мои герои люди из народа, я стараюсь их не придумывать, а брать из толпы, реальных. И меня многие узнают, подходят: «о, я вас где-то видел! Вы случайно не этот, который там? Это же вы!». (смеется, - прим. автора) Спасибо людям, которые меня помнят, любят. До меня долетает эта любовь и очень поддерживает в периоды ожидания, застоя, поиска. Для меня работа - жизнь. А чтобы жить с этой профессией, надо искать себя, развиваться, становится глубже. Зрители, смотрите фильмы, приходите на спектакли, познакомимся ближе!

- Это как раз многим и хочется!

= Да, людям интересны актерские будни. На проекте «Страна 03» я встретился с Александром Шаляпиным. Он был известным стендапером, но не был драматическим актером. Саша сам подошел ко мне и сказал, что хочет учиться. Его, увы, уже нет с нами, но мы успели в Театре.DOC сделать спектакль «Актеры», который был полностью построен на историях из нашей актерской жизни: нелепых, смешных, грустных, тяжелых. Абсолютно всем зрителям было понятно, о чем мы говорим, и уверен, они узнали и поняли что-то для себя.

- А как вы попали в актеры?

- В старших классах, живя в Калининграде, пришел заниматься в актерскую студенческую студию «Браво! Бис!». Ну а дальше Москва, Щепкинское училище.

- Мальчики, особенно живущие у моря, чаще всего мечтают о морях и океанах, кругосветках, полетах на Луну…

- Я тоже в детстве хотел стать космонавтом и реально верил, что стану им! Мы же в детском садике и ракеты уже построили! (смеется, - прим. автора) Понимание, что я хочу стать актером пришло ко мне гораздо позднее. И еще позднее понимание сути актерства.

- И в чем она?

- Есть артисты, которым хочется наряжаться, интересно ярко выступать на сцене и привлекать внимание, им нужно внимание публики. Актерская профессия это другое. Актер транслирует через себя другого человека. Ты проживаешь фрагмент его жизни, но своим телом, своей психофизикой, своим актерским аппаратом, которым ты сам и являешься. Это тяжелый труд, если этим занимаешься честно и по-настоящему. И роли интересные приходят не сразу, их надо ждать, и чтобы дождаться, нужно иметь характер.

фото: пресс-служба

- Не буду спрашивать, дождались ли вы своей главной самой интересной роли. Какой жанр вам ближе – драма, мелодрама, комедия?

 

- Вы мне сейчас напомнили о той работе, которой мы с Александром Хантом и компанией «Переворот» сейчас занимаемся. Это экранизация повести Михаила Юрьевича Угарова «Море. Сосны». Гениальная ретроистория про 1964 год, написанная современным языком. При подаче заявки в Министерство культуры на съемки фильма меня, как режиссера, попросили указать жанр. Я не смог сразу ответить, но позже понял, что это комедия-драма. Не драмеди, который популярен в сериалах, а именно комедия-драма, потому что в сценарии и в отношениях героев есть и комедия, и драма. Когда они сочетаются, получается очень пронзительная вещь. Один из моих учителей и мой первый театральный режиссер Марк Анатольевич Захаров говорил, что даже на похоронах присутствует атом юмора.

- Получается совмещать?

- Надеюсь. Это есть и в моих спектаклях, в которых я играю и которые ставлю, и в кино ролях, и в пока единственном режиссерском кино «Кастинг», который кстати, стал продолжением моего дебютного режиссерского опыта в Театре.DOС.

- Театральный режиссер отличается от кинорежиссера? 

- Разница между кино и театром огромная. И быть режиссером в кино и театре тоже разница есть. Я верю и знаю, что театр - это актерское искусство. В театре главный актер. А в кино главный режиссер. Вот и все!

- Сменю вектор, если вы не против. Ваш рост 180 сантиметров. А приходилось ли играть с партнерами намного выше или ниже вас? И какие чувства-эмоции?

- Ой, да я себя абсолютно прекрасно чувствую в теле данного мне размера! Мне повезло: я не слишком высокий среди лилипутов и не слишком низкий среди великанов. (смеется, - прим. автора) Ну приходится иногда, когда актриса, с которой тебе надо целоваться в кадре, на полголовы выше, вставать на многофункциональный ящик-подставку - эплбокс… Это интересно. Кстати, в проекте «Холодное блюдо» мы с Антониной одного роста, и она ж на каблуках…  Но мне вполне хватило встать на носочки. (улыбается, - прим. автора)

- Вы сказали, что у вас два мальчика и пока еще очень маленькая девочка. Каково быть папой сына и папой дочки?

- Папой девочки быть проще. Это просто сплошная нежность. А папа мальчиков — это опыт, знания, передача этого опыта и знаний. И это в какой-то степени работа. Но я их искренне и нежно люблю! (улыбается, - прим. автора) Правда, заметил, что, когда родилась Зоя, я стал более осознано ко всему подходить. И ощущается это тоже прекрасно!

- Вы тот папа, который может памперс поменять?
- Легко! Я с сыновьями натренировался! Когда родился Ваня, мы подолгу оставались мужской компанией на даче, потому что у их мамы была большая занятость.

фото: пресс-служба

- Какой вы домашний?

- Да такой же как все нормальные люди: принес, вынес, сходил, пришел, убрал, помыл. Конечно, все мы любим отдыхать и ничего не делать, особенно, когда много работы. Я, и когда домашний, не сижу без дела. Просыпаюсь рано, еду в зал, занимаюсь своим телом, которое тоже рабочий инструмент. Читаю сценарии, много художественной литературы, которую беру из библиотеки в доме напротив. У меня есть чудесный парк рядом с домом, гуляю там с детьми. В жизни много разной работы! И жизнь намного интересней всего того, что мы привычно называем работой. И она должна быть в удовольствие!

- А гвоздики кто забивает?

- Гвоздики тоже не проблема. Недавно были на даче, надо было полки приделать. Дача - это отдельная работа, одна из самых интересных. С Костей мы недавно построили настоящее кострище. Я изучил все инструкции, какой нужен диаметр, насколько заглубление, как все надо устроить по технике противопожарной безопасности. Потом перешли к конкретным действиям: поехали на строительный рынок, нашли тяжеленное колодезное кольцо, придумали, как его доставить, установили. Это было интересно! Костер получился настоящий пионерский!