Михаил Шуфутинский: вся моя жизнь — это удача, подарков судьбы было немало
На телеканале «Россия» 8 декабря стартует новый сезон музыкального гранд-шоу «Дуэты», где звезды поют дуэтом любимые миллионами хиты, не видя своего партнера и не зная, кто он. Одним из участников проекта стал Михаил Шуфутинский. Артист рассказал «ТН» о своем опыте исполнения песен дуэтом, роли удачи и везения в своей жизни, итогах юбилейного года, секретах преображения, а также о любимых детях и внуках.
— Михаил Захарович, как решились принять участие в шоу «Дуэты» на телеканале «Россия»? Можно сказать, что проект привлек своей интригой?
— Посмотрел: спеть можно что захочешь, никто тебе ничего не навязывает. Я не люблю участвовать в проектах, когда навязывают спеть то-то и так-то. Здесь можно петь, что хочешь или, по крайней мере, из предложенного выбрать. Все участники достойные. Организация, как мне показалось, хорошая, все устроено правильно. Поэтому решил попробовать. Тем более, интерес — кто там будет за стеной? Это же здорово.
— Не будем раскрывать имена, но какие у вас были впечатления, когда вы увидели своего оппонента?
— Я был удивлен. Конечно, я хорошо знаю этого человека, но звук был специально искажен и определить голос было практически невозможно, хотя песня была из моего репертуара.
— Не было такого, что сразу угадали?
— Нет. Да это и невозможно в такой песне. Есть миллион разных вариантов исполнения.
— Приятно удивил вас оппонент?
— Да, очень приятно.
— А сложности какие-то были?
— Да, стоять за кулисами и ждать, пока начнут съемку. Подобные сложности в моей жизни возникают достаточно часто, к сожалению. Моя жизнь, как и жизнь любого другого человека, бесценна. Жалко вырывать из нее время, пусть даже час, который я могу потратить на себя или близких. Это расстраивает всегда. Приходилось ждать, а ведь артист остывает, когда он готов, и вдруг ему надо ждать выхода на сцену. Все остальное замечательно. Очень хорошее, достойное шоу.
— У вас большой опыт выступления в дуэте. С кем вам было комфортнее, интереснее?
— Не такой уж и большой опыт. Из предыдущих дуэтов я спел с рэпером SТ, был проект с Егором Кридом — клип на песню «Третье сентября». Сейчас с Филиппом Киркоровым вышел дуэт на песню «Жара Дубая», это его инициатива и полностью его идея. Он позвонил: «Я не думаю, что кто-то другой может с этой задачей справиться, вижу в этом дуэте только тебя. Согласишься?» Прислал песню, мне показалось, что она вполне симпатичная, нейтральная. Там нет тем, которые сейчас муссируются: или политика, или страшная безнадежная любовь. Хорошая песня настроения. И клип получился такой же. До этого было еще несколько дуэтов: с Машей Вебер на песню «Повторяй за мной», с Этери Бериашвили «Я тобой дорожу». Был дуэт с Катей Голицыной, Аликой Смеховой. Моя жизнь такая длинная, поэтому кажется, что было много дуэтов. Но могло быть гораздо больше. Просто я отношусь к этому определенным образом: дуэт — это не просто взяли и спели песню. Она должна одинаково трогать участников дуэта. Должны быть обоюдные симпатии. Какие-то близкие отношения могут быть, а не просто: «Давай споем». Когда есть точки соприкосновения, похожие творческие взгляды, тогда дуэт стоит записывать. А просто так — это бессмысленная трата времени.
— Есть такой артист, с кем вы действительно мечтаете спеть дуэтом?
— Вопрос некорректный. Мне было бы интересно спеть, например, с Бобом Марли. Но этого никогда не произойдет, да, в общем, это и не нужно. А если говорить о моих коллегах, которые здесь, с нами, неправильно было бы о ком-то сказать, а о ком-то промолчать. Со многими мы сходимся во мнениях по отношению и к происходящему, и к тому, что мы делаем. Поэтому я бы не стал обозначать конкретно человека. Я с Сашкой Буйновым пел, с Валерой Курасом, с Розенбаумом несколько дуэтов. Однажды спел с Тамарой Гвердцители песню «Душа болит» из моего репертуара. Если это считать дуэтом, то мы спели с группой «Сопрано» Турецкого. Таких песен достаточно много. Но сейчас? Я бы спел с Mia Boyka, мне нравится, как она поет, талантливая, серьезная девочка. Она мне очень хорошо подходит, несмотря на то, что ее творчество «нетяжелое» для восприятия. Но у нее очень серьезный подход, есть определенное умение: она сливается в любом жанре с партнером в смысле вокала и в смысле подхода. С ней бы я спел. Может, когда-нибудь это и получится.
— Со старшим внуком Ноем (известный рэп-исполнитель Westside Gravy) не думали вместе что-то записать, спеть дуэтом?
— Ной пользуется некоторыми частями из моих аранжировок в своих песнях, где-то вставлял мой голос, но у нас с ним разные совершенно жанры, он даже в своем жанре достаточно неоднозначен. У него сейчас больше политических мотивов. Поэтому, пока нет. Хотя мой сын Антон (отец Ноя) предлагал: «Ты пришли мне какую-то песню, я покажу Ною, вы вместе споете». Я ответил: «Зачем присылать, зайди в Интернет и посмотри, пускай он выберет себе». Но сейчас Ной женился, ему вообще не до этого. Молодой роман...
— Не было такого, чтобы вы экспромтом где-то что-то спели?
—Он же не живет в России. Приезжал однажды на день рождения, и мы спели с ним в гостиничном номере «Таганку». Ему понравилась рэп-версия «Таганки» в исполнении «Мурзилок Интернешнл». Ной по-русски не говорит, но тут он пытался по-русски повторять рэперские речитативы, а я пел припев. Старший сын заснял это на камеру для семейного архива.
— Вы родились 13-го числа. Насколько вы суеверный?
— Моя бабушка говорила, например: «Не клади ключи на стол. Чужой человек придет». Или: «Не клади кошелек на стол, украдут деньги». Это я помню. Так что, в некоторой степени я суеверный. Плюнуть через левое плечо, постучать три раза по деревяшке — это как-то естественно, само собой происходит. Но в примету о кошке, перебежавшей дорогу, я не верю.
— А свои профессиональные приметы есть?
— Я не фотографируюсь перед выходом на сцену. С тех пор, как у нас появились вместо телефонов камеры, все только этим и занимаются, постоянно тысяча просьб сфотографироваться! Ты не успеваешь до сцены дойти, как тебя атакуют со всех сторон. Поэтому я сказал: «Я перед выступлением не фотографируюсь!» Это у меня забирает энергию, а она мне нужна для того, чтобы я вышел на сцену и спел для своего зрителя.
— Вы считаете себя по жизни везунчиком? Или все, чего вы достигли, получено тяжелым трудом?
— Многое в жизни достигалось тяжелым трудом. Но одного труда недостаточно. Есть много примеров в жизни, когда человек трудился всю жизнь и мало чего добился. Есть случайности, когда человек мало трудился, но много чего добился. Я верю в судьбу. В моей жизни все так совпало, я подчинялся воле божьей, занимался тем, что у меня получалось, что мне удавалось. В этом мне везло. Я попадал в нужный момент в нужное место. Оказывался в нужных компания в правильное время. Может быть, если было бы по-другому, я достиг бы чего-то совершенно иного. Наверное, я мог бы стать неплохим капитаном корабля, мне всегда это нравилось. Но наши небесные правители решили, что нужно меня направить в музыкальное русло. Я оказывался востребованным, я был нужен и делал все, чтобы это не растерять. Удержать и улучшить — в этом и есть моя работа. Кроме того, я когда-то учился профессиональной музыке, и мое фундаментальное музыкальное образование очень помогало в жизни и помогает до сих пор.
— Что считаете своей самой большой удачей в жизни?
— Вся моя жизнь — это удача, подарков судьбы было немало. Если в зрелом возрасте сказать, что подарок судьбы — это любовь, это прозвучит банально. Это слишком личное, чтобы выпускать наружу. Но я многое в своей жизни считаю удачей. Удачно, что у меня взрослые дети, у них хорошие семьи, каждый самоотверженно занимается своей профессией. Они хорошо относятся к своим детям, моим внукам, и все они хорошо относятся ко мне. Мы нечасто видимся, поскольку я живу отдельно и много разъезжаю. Да и они все занятые люди. Но нам иногда удается получать удовольствие друг от друга.
— Каким для вас выдался этот юбилейный год?
— Очень счастливый год, я встретил много людей, с которыми давно не виделся. У меня было огромное количество концертов в разных городах и странах, и они все яркие, успешные, многие остаются в памяти до сих пор. Я думал, что юбилей — это всего-навсего день, когда ты родился. Ничего подобного! Юбилей, — это все, что идет после. До сих пор я разъезжаю. Недавно в Турции выступал, потом в Нижнем Новгороде, в Сургуте, в Минске. Вчера вернулся из Тулы. Эти концерты теперь отшлифованы творчески. Мне и дальше хочется продолжать давать больше сольных концертов. Некоторые артисты не любят выступать целый концерт сольно. Но у меня накопилось столько материала за жизнь, я пытаюсь все исполнить.
— Чем заполняете паузы в работе, когда они случаются?
— Когда встречаемся с друзьями, люблю хорошо покушать, выпить с удовольствием, для настроения. Мы со Светочкой любим отдыхать вдвоем, чтобы посвящать больше времени друг другу. Это очень важно, потому что в постоянной работе и суете перестаешь ощущать сердечную близость друг друга. Мы ходим в рестораны, в театры, читаем книги, смотрим сериалы — живем полноценной жизнью. Моя работа в общем смысле этого слова — это и есть для меня полноценная жизнь. Но работа — это и переезды. В нашей стране они до сих пор остаются серьезным испытанием. Часто из одного города в другой нужно лететь через Москву, нет прямых рейсов. Есть сложности и в бытовых моментах: приехать на площадку, на концерт, и не обнаружить там то, что тебе необходимо. Но с того момента, как я выхожу на сцену, это все уходит в сторону. Выступление — это не работа, а удовольствие для меня. Я получаю радость от людей, от их реакции, от общения с залом, от того, что я пою. Могу по ходу концерта резко поменять программу, сделать что-то неожиданное, потому что мне хочется в этот момент чем-то поделиться с людьми. Все остальное — работа. От этого я устаю, но эта усталость — проза жизни. Она есть, и ничего тут не сделаешь. У меня есть отдушина — мои концерты, моя творческая занятость. Я все время записываю что-то в студии, получаю бесконечно предложения, письма со стихами, с музыкой. Просматриваю, прослушиваю, примеряю на себя. Сажусь за фортепиано, играю, напеваю. Меня это по-прежнему увлекает. Это значит, что я до сих пор живу. Живу счастливо и хорошо. В данном случае хочу (если говорить о суевериях) три раза плюнуть через левое плечо и постучать по деревяшке.
— Жена Светлана — ваш концертный директор. Наверняка она следит за вашим режимом, питанием. Случаются ли тут у вас разногласия?
— Она следит за всем, как жена. Это не входит в ее обязанности концертного директора. Света занимается концертами, отчасти пиаром, организационными вопросами. Занимается постановкой некоторых концертных номеров. Работает с танцевальной группой, у нее определенные режиссерские обязанности. Что касается личной жизни, то она у нас общая. Мы все обсуждаем. А если бы у нас по такому поводу были разногласия, наверное, мы не были бы вместе. Что спорить о питании и режиме? Мы и так знаем наш режим.
— Насколько для вас важно следить за здоровьем?
—Важно следить за здоровьем, оно у нас не бесконечно. Я отношусь к этому серьезно и пытаюсь там, где возможно, поддерживать форму. Питаться правильно, насколько это реально не так сложно. Когда меня спрашивают: «Вам это нельзя?» Я говорю: «Мне все можно, мне не все нужно». Я точно усвоил, что мне не нужно. Иногда нарушаю. Но ничего, справляемся.
— Вы прекрасно выглядите, заметно похудели. Насколько сложно далось преображение?
— Непросто. В течение жизни так или иначе происходят моменты, когда ты сам воздерживаешься от чего-то. Бывают диеты, но потом ты соскакиваешь с них. Что-то тебя отвлекает, или вообще становится не до этого. Это непросто — следить за собой. Но с возрастом становится понятно: чтобы жить не просто долго, но еще и счастливо, надо себя настраивать на это. Больше прислушиваться к своему организму. Обращать внимание на то, что он тебе сообщает. Не то, чтобы подчиняться, но пытаться жить с ним в дружбе, мире и согласии. Одно время я жестко жил по калориям, сейчас уже смотрю на это проще, потому что мой организм сам отторгает некоторые вещи, которые мне не нужны. Я уже не думаю об этом, но теперь каждое утро встаю на весы. У меня есть границы веса, и когда я вижу, что нижний показатель подпирает верхний, тут начинаю себя немножко подрезать. Два-три дня, и я прихожу в норму. Заниматься спортом времени не хватает. Позавчера прилетел из Минска, днем не спал, вечером уехали в Тулу на машине. Вчера был сольный концерт в Туле, сегодня вернулся в три часа ночи. В девять утра я был уже на ногах. О каком спорте говорить?
— Но попытки есть.
— Да, ко мне приходила женщина физкультурница. Я утром сам не начну гимнастикой заниматься, а она со мной занималась. Сейчас она уехала на пару месяцев, а у меня как раз насыщенный предновогодний график. В январе удастся отдохнуть, буду плавать больше. Плаваю в бассейне по мере возможности, благо он у меня дома.
— Вас музыкой увлек ваш отец. А у вас были такие попытки по отношению к собственным сыновьям?
— Когда жили в Америке, Дэвид учился в университете и брал классы музыки. Он очень музыкальный, но стал звукорежиссером. Может сесть за пульт и сделать любой микс, он все очень хорошо знает и слышит. Но его больше привлекают продюсерские звуковые работы для кино. А младший Антон еще в школе читал рэп, и весь район сотрясался от грохота огромных колонок, которые он с друзьями притаскивал в подвал и устраивал сейшен. Я не то, чтобы их увлекал, они жили в такой атмосфере, в семье, где все время была музыка. Музыкантами они не стали, но это, может быть, и хорошо.
— Вы сами начали работать с 15 лет. А детей своих со скольких лет стали приучать к труду?
— Я их не приучал, они сами хотели работать. Дэвид, учась в университете, вставал в шесть утра, работал на CNN. Я ему советовал: «Тебе нужна работа. В Америке трудно устроиться на работу после окончания университета, если у тебя нет опыта. А если сейчас, будучи студентом, ты работаешь, то к окончанию университета ты будешь иметь опыт в организации, которая тебе даст хорошую рекомендацию». Он меня послушал. А Антон вдруг пошел служить в армию, хотя мы думали, что он поступит в медицинский. Он вдруг приходит и говорит: «Хочу пойти в армию». Появился рекрут, который их обрабатывал, офицер в красивой форме. Я спросил, почему он принял такое решение, Антон сказал: «Хочу доказать всем и себе, что я настоящий мужчина». Я понял, что, лапша которую рекрут ему навешал на уши, пришлась по душе. Ему тогда еще не было восемнадцати. Мы подумали: если мы ему скажем нет, он сочтет это за упущенную возможность. Благо, он служил и продолжал учиться по медицинской специальности.
— То есть он не пожалел потом?
— Совершенно нет! Он служил много лет. На уровне кандидата наук окончил университет, потом работал в большой химической компании, которая производила лекарства, был начальником отдела.
— Молодец. А вы помогаете своим детям, поддерживаете их?
— Я всегда помогал им материально, и продолжаю это делать. Кто, если не я? У меня есть такая возможность. Всегда детям не хватает на семью, на детей ведь большие расходы, у одного сына трое детей, у другого четверо. Я по мере возможности помогаю им, но они достаточно самостоятельные люди.
— Наверняка вам греет сердце, что младшие внуки пошли по вашим стопам и занимаются музыкой.
— Михаил учится в Мерзляковке, в музыкальной школе при московской консерватории. Он хороший пианист. Но ему 14 лет, и я не знаю, выберет ли он это для себя как профессию. Он еще электроникой занимается, программированием. Но как музыкант он преуспел, у него хорошая техника, классический пианист. Занимается у Ольги Мечетиной, это знаменитейшая пианистка, преподаватель, заведующая фортепианным отделением. У Ноя музыка не главная специальность, он начитывает рэп, пишет песни, но много занимается общественной деятельностью.
— Вы будете рады, если через несколько лет на сцене появится еще один музыкант — Михаил Шуфутинский-младший?
— Конечно, буду рад, если это будет ему доставлять удовольствие.
— Узнаете себя в каких-то его поступках, проявлениях?
— Я иногда узнаю в себе моего отца. Порой я смотрю на его фотографию, на которой, как мне казалось, я вообще на него не похож. Сейчас я вижу в себе его черты. Но узнаю ли я во внуках себя? Наверное, это не мой удел. Кто-то после меня будет это анализировать.
— На пороге Новый год. Где и как будете его отмечать?
— Есть такая шутка: мы — артисты, наше место в буфете. Моя служба — радовать людей. Когда, как не в праздник, их радовать? Основная часть нашей праздничной жизни проходит в работе, мы выступаем. Я ангажирован на весь декабрь и до середины января. В Новый год, и 30-го, и 31-го, и 1-го числа я буду занят, конечно. Но в сам Новый год буду выступать там, где соберутся еще несколько моих друзей. Так что мы сумеем друг друга поздравить. Как правило, 2-го числа я собираю родственников и близких, тех, кто находится в России. Мы собираемся у меня дома, где обязательно стоит большая елка, я дарю всем новогодние подарки. Надеюсь, и в этом году получится. Детям, когда они были маленькими, приглашал клоунов. Сейчас тоже приглашу людей попеть. Не звезд, а тех, кто может хорошо украсить компанию. Прийти попеть, с баяном или с гитарой — это здорово.
— Пожелания нашим читателям.
— Я желаю читателям «Теленедели», чтобы недели, переходящие в месяцы, в годы и десятилетия, продолжались как можно дольше. Чтобы они как можно дольше продолжали оставаться читателями вашего замечательного издания. Желаю всем счастья! Желаю жить в мире, любить и быть любимыми. Это самое главное. Особенно во второй половине жизни начинаешь понимать, что главное в жизни — это любовь.