Карина Мишулина: папа вложил в меня все главные человеческие ценности

Карина Мишулина — дочь всенародно известного и любимого артиста Спартака Мишулина — впервые сыграла на сцене в самом юном возрасте. Сегодня за ее плечами уже достаточно много разноплановых ролей, успешных проектов на театральной сцене и в кино. В новом сериале канала НТВ «Хамелеон» она сыграла не совсем привычную для себя роль — главы преступного синдиката, которая может дать сто очков вперед Аль Капоне и другим отъявленным мафиози. Как она чувствовала себя в новом амплуа, какой любимый клоун в знаменитой коллекции отца и о главных рецептах счастливого брака актриса рассказала в эксклюзивном интервью «ТН».

— Расскажите, пожалуйста, о своей роли в новом сериале «Хамелеон».

— Я играю очень колоритного персонажа, которая после смерти мужа вместе со своим возлюбленным возглавила один из мафиозных синдикатов. Это женщина-кремень, жестокая, абсолютно хладнокровная, которая не останавливается ни перед чем, идя к своей цели, порой идет по головам. При этом, поскольку она женщина, она пытается быть где-то женственной, где-то влюбленной, но по своей сути она абсолютный монстр.

1
кадр из сериала "Хамелеон"

— Зрители привыкли к вашим ярким персонажам в комедийных фильмах, легко ли работалось над столь одиозным образом?

— У меня всегда живой интерес к таким ролям, в них больше красок. Рафинированного злодея можно сыграть, пожалуй, только в сказке, и то у него есть какие-то полутона. А в жизни даже отпетые душегубы могут спокойно оказаться рядом, и ты не поймешь, кто он такой. У меня большой сценический опыт и в театре, я играла огромное количество разноплановых ролей, поэтому мне не пришлось какие-то мастер-классы брать. Плюс помогает наша актерская насмотренность.

— Вам было понятно, как устроен криминальный мир по типажам, по действиям?

— Я с детства любила детективы и разные истории, и мне всегда были интересны женщины, которые попали в криминальные группировки, мафию. Мужчины — как-то понятнее, а вот женщина… Вот как она там? Это всегда увлекает.

— Еще и главарь.

— Да, но она не одна, она вместе со своим новым ухажером, но тем не менее, да, она держит мужиков, по сути, в кулаке. У нее определенный характер, определенный стержень. Я просто убеждена, что такие женщины есть. Они не обязательно идут в группировки, но они сильные, непробиваемые, не романтичные. Те же бизнес-вумен! У многих из них есть такие качества, которые позволяют им преуспевать в жесткой конкурентной среде.

— Режиссер достаточно молодой, у Романа Ярославцева пока не так много работ. В этом плане были какие-то проблемы? Как работалось?

— Роман замечательный! С ним было очень легко работать. Он не деспотичный, всегда прислушивается, когда ему что-то предлагаешь. Даже если это все «не туда», он всегда выслушает и очень тактично сделает вывод: «Нет, давай не будем это делать». При этом он профессионально подготовлен — это режиссер новой формации. И по-человечески мне было очень комфортно, ощущение, что я его уже сто лет знаю.

— Не пришлось ломать себя в новом жанре, настраиваться на съемочные дни?

— Приходилось себя настраивать в связи с погодой. Мы снимали в Сочи и надеялись, что погода будет хорошей, но шли дожди, и было холодно. Многие сцены были около моря, где еще холоднее. Я во время съемок даже заболела. Помимо того, что надо было входить в образ, еще надо было превозмогать свое простуженное состояние.

— Настроение было совсем не курортное?

— Да, но когда тебя окружают профессионалы, которые по человеческим качествам все прекрасные люди, тогда даже самые тяжелые съемки проходят легко. Чувствуется поддержка, надежное плечо группы. Соответственно, тоже хочется не ударить в грязь лицом, все делать хорошо, чтобы никому не доставить неудобств.

— Планируете еще сниматься в жанре экшн?

— Я люблю любую свою работу, если интересная роль, интересный сценарий, то всегда скажу да. У меня нет такого, чтобы я выбирала: в этом жанре работаю, а в этом — не работаю. Я открыта: чем разноплановей роль, тем это интереснее.

1

— Ваш супруг был одним из продюсеров проекта. Вы его в этот проект вовлекли или он вас пригласил?

— Когда мы познакомились с Иваном, он работал в другой сфере, но, поездив со мной по гастролям, по съемкам, понял, что это все ему очень нравится. Я посоветовала ему отучиться во ВГИКе, чтобы он получил специальность исполнительного продюсера. Он окончил институт с отличием и в 2020 году вместе с Фуадом Шабановым и Германом Калининым открыли кинокомпанию «Победа-фильм». Долго решали, как лучше о себе заявить, и вот спустя три года им выпал шанс снять для НТВ полноценный сериал. Мне кажется, что дебют удался, они действительно молодцы: первый блин не получился комом. Дело даже не в результате — понравится зрителям или нет, а в организации съемочного процесса: они очень грамотно, очень правильно вели это дело.

— Они сами отбирали дебютный проект?

— Нет, это была совместная работа с НТВ: они принесли сценарий, канал одобрил. Понятно, что были разные правки, но это было совместное решение.

— Это не последний ваш совместный проект?

— Я надеюсь. У ребят есть разные наметки на будущее. Буду я там или нет, я не знаю. На этот сериал я, кстати, тоже проходила пробы, наравне со всеми, и меня утверждал канал. Соответственно, так же будет дальше. У нас с Иваном есть договоренность, что мы друг друга не ангажируем в профессии. Если все срастается и телеканал будет «за», то с удовольствием будем работать вместе. Если по каким-то причинам нужна будет другая артистка, значит, так и будет.

— Вы раньше говорили, что вы сами написали сценарий к другому фильму, но съемки по каким-то причинам были завершены.

— Это для меня была больная тема. Сценарий был про травлю, про то, как невиновного человека можно сделать виноватым и даже сломать ему жизнь. Порой общество довлеет над какой-то ситуацией, к которой оно не имеет отношения. Тем не менее это выносится в СМИ, муссируется, а люди, не разобравшись, начинают «кидать камни» в человека. Когда мы начинали снимать это, все было остро и болезненно, а потом по разным причинам все приостановилось. Сейчас эта тема не столь актуальна, я вообще не уверена, что хочу возвращаться к этому. Я пишу другие киносценарии, надеюсь, что они реализуются. У меня в работе есть и комедия, и мелодрама.

— У вас и написанная книга, и сценарий. Литература для вас — знакомое поле деятельности?

— У меня папа прекрасно писал, наверное, это и мне генетически передалось. Я пишу лет с десяти. Писала сказки, сценарии. Понятно, что это было на уровне ребенка, но, тем не менее, фантазия бурлила. Видимо, мне это было нужно. Поэтому родилась книга. Не уверена, что будет вторая, но сценарии я писать буду. Я все-таки не профессиональный писатель, чтобы писать книги одну за другой, но все может быть в этой жизни. Как говорится, никогда не говори «никогда».

2

— У вас была вполне успешная карьера в Театре сатиры, много спектаклей. Почему сейчас уделяете больше внимания антрепризе? Нет ли у вас планов вернуться в репертуарный театр?

— Нет, я очень счастлива, что так сложилась судьба и я ушла из репертуарного театра. При всем уважении к нему я очень свободолюбивый человек. Для меня репертуарный театр — это, извините за прямоту, рутина. Там ты не всегда волен выбирать то, что тебе играть, с каким режиссером работать и так далее. А вот антреприза — это настоящая отдушина, где мне комфортно и радостно работать. В октябре у меня было 23 спектакля антрепризных, я при всем желании элементарно по графикам не разошлась бы с репертуарным театром. А отказываться от антреприз не хочу. Там и заработок выше, если честно, чем в репертуарном театре, и больше творческой свободы: мне предлагают — я выбираю. Это меня полностью устраивает.

— Нет ностальгии по Театру сатиры? По вашему семейному «Малышу и Карлсону», который идет на сцене уже 55 лет?

— Никакой ностальгии уже нет. Там остались ребята, с которыми я охотно общаюсь. С кем я дружила, с теми и продолжаю дружить. А скучать у меня нет времени, на год расписан график.

— А новый худрук Сергей Газаров не зовет вас?

— Мне один актер из театракак-то предлагал поговорить с Сергеем Ишхановичем, чтобы вернуться в театр, но я пока сама не хочу. Сейчас у меня приоритеты — это кино и антреприза, и семья, естественно. А в театре быть зависимой и не иметь возможности куда-то уезжать в тур на 10-12 дней или на съемки. Весь апрель я работала в Сочи, меня месяц не было в Москве. Если ты в репертуарном театре — это просто невозможно совместить!

— Спартак Васильевич долгое время был самым главным человеком в вашей жизни. Какие главные воспоминания об отце у вас?

— Главное — это любовь, которую папа умел дарить близким. Забота, умение быть другом для меня, лучшим другом, с которым не было запретных тем, не было нотаций. Еще добрая атмосфера, которую они с мамой создавали дома, где никогда не было скандалов, ссор, криков. Наш дом всегда был для меня настоящей отдушиной, всегда хотелось и друзей звать, и было комфортно там находиться. Папа умел поднять настроение, даже если мы с мамой о чем-то спорили, он всегда шуточкой-прибауточкой разряжал обстановку — и вот мы уже все вместе смеемся. Плюс он был очень интеллектуальным человеком, начитанным, мы с ним ходили по театрам, он мягко и ненавязчиво привил мне любовь к чтению.

— Как это происходило?

— Мы с ним ходили поТверской, и он по буквам учил меня читать вывески, я в три года уже могла свободно читать, а с десяти читала уже всю классику. Он научил меня критическому мышлению. Например, мы смотрели в Москве пять постановок спектакля «Чайка» и потом папа предлагал рассказывать, чем постановки отличаются, почему. Он учил меня думать, рассуждать, видеть полутона. Он вложил в меня все главные человеческие ценности. Например, у папы было кредо, что плохих людей не бывает. Если человек делает что-то плохое, значит, его кто-то сильно обидел и надо к нему относиться со снисхождением. Говорил, что все мы рождаемся ангелами, но потом среда обитания, окружение начинают влиять, и человек вырастает либо в монстра, либо в прекрасного человека. Он всегда всех оправдывал. Говорил, что людям надо помогать. Он и сам много помогал обездоленным, тем, кто болел, у кого дети.

— Все помнят историю про бомжа, которого он привел в ваш дом, дал ему временный кров, устроил на работу?

— Да, этот человек потом пришел на похороны папы и сказал, что папа оказался единственным человеком в этом мире, кто в трудную минуту протянул ему руку. И таких историй много, папа действительно был очень добрый, очень светлый человек. Он ушел, когда мне было 25 лет, и все эти годы были неразрывно связаны с ним.

— Правда, что он вам выписал трудовую книжку в театре в четыре года?

— Да, он договорился в театре, чтобы у меня была настоящая трудовая книжка. Тогда я впервые сыграла небольшую роль в спектакле «Бег» — дочку начальника станции. Представляете, четырехлетняя малышка в огромных валенках и ночной сорочке на одной сцене с великим Анатолием Папановым!

— Вы гордились, что вы — почти профессиональная актриса?

— Ребенок в четыре года еще не осознает масштаба того счастья, которое на него свалилось. Я никогда не задирала нос, наоборот, всегда старалась не кичиться, мне было неудобно говорить, чья я дочка.

— И поэтому после театрального училища выбрали другой театр?

— Да, всегда у меня был этот комплекс: я хотела, чтобы со мной дружили, чтобы полюбили меня не как дочку всенародно известного человека. Такой шлейф меня преследовал, даже иногда с перегибами.

3
с супругом Иваном и дочерьми Кристиной и Полиной

— А вы своим дочерям сейчас говорите: «Я с четырех лет работаю»?

— Полина по моим стопам пошла. (Улыбается.) Она уже работает, играет в спектакле «Золушка».

— Но не с трудовой книжкой?

— Там нам пока не дают трудовую книжку. (Улыбается.)

— Вот так и передаются семейные традиции. А какие у вас еще семейные традиции, которые вы продолжаете и хотели бы, чтобы и ваши дети продолжили?

— Не знаю, у нас, может быть, даже и не было каких-то особенных традиций. Хотя вот папа нас приучил, и это я передаю детям, чтобы всегда звонили, если задерживаются. Это беспокойство о своих близких: где бы вы ни были, найдите возможность написать или позвонить, что с вами все в порядке. Раньше ведь не было сотовых телефонов, но, куда бы папа ни ехал на гастроли, иногда доходил до главы города, чтобы позвонить маме и сказать, что с ним все хорошо.

— А его знаменитая семейная коллекция клоунов сохранилась?

— Конечно! К сожалению, я пока ее не пополняю, но, может быть, с возрастом приду к этому.

— Сколько в ней экспонатов?

— Больше пятидесяти фигурок клоунов. Они же все эксклюзивные, либо в единичном экземпляре, либо на заказ сделанные. Друзья привозили из разных стран мира. И мы покупали.

— Он не называл их именами?

— Нет, но там есть фигурки настоящих клоунов, например, Юрия Никулина, Карандаша.

— А какой клоун из коллекции у вас любимый?

— Самый первый, который мы купили на Мальте. С него началась коллекция. Он небольшой, позолоченный, и у него «а-ля Сваровски» камешки. Он симпатичный, добрый, очень забавный. Еще мне нравится Чарли Чаплин из фильма «Малыш», где он сидит грустно-веселый, очень атмосферный экспонат.

— Вы много внимания уделяете дочерям, стараетесь поддерживать их начинания. В их Тик-Токах снимаетесь. Это у вас идет от душиили вы подстраиваетесь под их интерес?

— От души, потому что, как мне кажется, у меня молодая душа, и я стараюсь быть в тренде. Я и сама еще могу на дискотеке отжечь — мало не покажется. (Улыбается.) Умею веселиться, с удовольствием с детьми, ведь дети продлевают чувство молодости. Заряжаешься детским огнем в глазах. Это неиссякаемый источник позитива и моих жизненных сил.

— Дочери растут дружными, друг за друга держатся?

— Да, конечно. Понятно, что разница в возрасте: старшей двадцать, младшей четырнадцать исполнилось. Они уже секретничают. В этот раз они с нами Новый год встретили, а потом пошли к друзьям уже вместе. В прошлом году Полину не взяли, а в этом году уже взяли — доросла, выходит.(Улыбается.)

— Вы обмолвились, что Полина уже пробует себя реализовать, играет в театре. Вы моделируете их будущее или все-таки пустите их в свободное плавание?

— Я считаю, что никогда нельзя навязывать ребенку свои желания. Надо уметь разглядеть, к чему ребенок тянется, и помогать развивать, что я и стараюсь делать. Старшая дочь категорически сказала, что не пойдет в нашу профессию. Она учится на фотографа, ей это нравится, она этим горит, и я со спокойной душой отпустила ее в это дело. Главное, чтобы она была здорова и счастлива. Младшая, сыграв в «Золушке» с профессиональными артистами, похоже, заразилась сценой и сказала, что хочет быть актрисой. Будем думать, естественно, я буду помогать. Я уже вижу, что она способная, что у нее может получиться. Если бы совсем не было данных, глупо было бы продолжать ее пропихивать.

— У нее прекрасные артистические данные, если судить поее Тик-Токам.

— Да, но одно дело — Тик-Ток, а другое дело — профессиональная сцена. Там другие правила и требования. Но она очень органична, у нее есть искренность, которая так ценится на сцене. Если это развивать, заниматься, учиться, то все может получиться. Она сейчас только в восьмом классе, время еще есть, будем думать.

— У вас уже свой семейный киношный клан образуется.

— Когда Кристина родилась, папа, конечно, хотел, чтобы она стала актрисой, потому что он настолько любил свою профессию, ему хотелось свою династию, и чтобы она продолжалась.

— Многие по-доброму завидуют вашему счастливому браку с Иваном. Можете поделиться рецептами счастья?

— Самое главное — это уважение, доверие и в идеале — смотреть в одну сторону. Конечно, должна быть взаимная любовь, хотя бывают разные периоды жизни, когда любовь может остывать. Но, когда люди смотрят в одну сторону, как мы с Ваней, то это прекрасно. У нас общее дело, общие цели, общие интересы. Нам вместе комфортно: мы можем сидеть вечерами и читать, разговаривать о кино, о профессии, об искусстве, и нам просто интересно друг с другом. Так было и у моих родителей. Для меня это был всегда пример, что родители 35 лет вместе и не могут наговориться. Я маленькой думала: о чем вообще можно разговаривать? Когда выросла, поняла, какое это счастье — найти человека, с которым тебе никогда не скучно. Это основное, что может держать столько лет вместе.

— Он же по первому образованию математик?

— Нет, об этом кто-то где-то написал, и это пошло в народ. Нет, он не математик. Он окончил технический вуз по инженерной специальности.

— Ваша история знакомства примечательная, интересная. Может, вам стоить рассмотреть ее отдельно, как фильм или сцену?

— Да, очень романтичная история получилась. (Улыбается.)

— Настоящая киношная. Как получилось, что вы ехали с незнакомым мужчиной в машине и заговорили с ним сами?

— Я заговорила, потому что он не туда свернул. С этого начался наш разговор, а он ответил: «Ничего, мы сейчас развернемся и проедем в другую сторону». Потом про парковки стали говорить, потому что это был первый год, когда вводили платные парковки. Я обмолвилась, мол, как же я теперь буду ездить на работу? Он спросил: «Вы тут работаете?» Я сказала, что в Театре сатиры. Он спросил: «Вы актриса?» А это было еще до «Физрука», сериал только снимался. Он стал рассказывать, каких актеров любит и очень меня удивил, потому что молодой парень, а называл фамилии актеров, которые молодежь, к сожалению, может уже не помнить. Меня это подкупило. Я не назвала свою фамилию, сказала только, что зовут Карина. Он сам нашел меня: вбил в поиске «Карина, Театр сатиры». Он сказал, что сначала даже не поверил, потому что дочка такого артиста не может просто ходить по улицам. В итоге он рискнул написать мне в Фейсбуке и вот уже десять лет вместе душа в душу.

— Где любите отдыхать? Как любите проводить время?

— Иван из Азербайджана. Я много где бывала, но всем сердцем полюбила Баку, ни с чем не сравнится. А Каспийское море — это полный восторг! Озеро же правильно говорить? В общем, Каспий — это мое! Мне там нравится буквально все! Кухня, пляжи, люди — все-все-все! Я получаю огромное удовольствие, находясь там. Если надо поехать и отключиться от всего, отдохнуть — это, конечно, Баку. Еще любим очень, когда к нам друзья приезжают. Это для нас тоже вид отдыха — пообщаться, посмеяться, послушать музыку. У нас дома система караоке, мы петь очень любим.

— Кто лучше поет — вы или Иван? У кого больше баллов?

— Наверное, на равных.(Улыбается) Иван, если честно, очень неплохо поет для любителя.

— Какая у него любимая музыка?

— Он поклонник рока: «Queen», в последнее время подсел на «Агату Кристи». А так в основном западный рок.

— А вы какие песни поете в караоке?

— У меня репертуар полегче: Ирина Аллегрова, Тима Белорусских — в общем, попса. Я тоже люблю рок, но лайтовый. Фредди Меркьюри обожаю, но люблю и простые песенки для души — «два притопа, три прихлопа».

— А друзья у вас из вашей сферы, из киношной?

— Есть и не из киношной сферы, есть и из нашей сферы. Мы дружим с партнером Вани Германом Калининым. Жена у него Таня — известный блогер, певица. Когда Таня приезжает, у нас дома вообще концерты бесплатные! С юмористом Сережей Дроботенко я дружу много лет, он часто к нам в гости приезжает. Мы с ним играем в одном спектакле, там и сдружились.

— У многих актеров есть творческие приметы, обереги. У вас какие-то свои есть?

— Если текст падает, я на него сажусь, где бы я ни была. Даже если это лужа. Перед спектаклем делаем руку — кулак и кричим: «С Богом!» Если такое пропустишь, кажется, что теперь спектакль плохо пройдет.

— Талисманчики с собой не берете?

— Нет. Только энергетический заряд перед спектаклем вместе с коллегами.

Евгений Николаев
фото: Ольга Жильцова, pr НТВ