Федор Гамалея: я больше ориентируюсь на цели, а не на абстрактные мечты
фото: Лена Сарапульцева, личный архив, пресс-служба фильма "Шальная императрица"
Федор Гамалея один из самых ярких и типажных актеров нового поколения (недаром его называют русским Робертом Паттинсоном), чья карьера стремительно развивается в последние годы. Правда, пока его фильмография не столь велика, как фамильная история, уходящая вглубь веков. Его прапрадедушка - выдающийся советский микробиолог Николай Федорович Гамалея, в честь которого назван Центральный институт эпидемиологии и микробиологии. Среди других предков – основатель театра в Петрограде, фрейлина императрицы Екатерины II, директор Императорской публичной библиотеки, сооснователь Санкт-Петербургского философского общества, художник-мирискусник, астроном, геолог-первооткрыватель и еще много талантливых личностей.
4 декабря на большой экран вышла романтическая комедия «Шальная императрица» - история о том, три подруги вызвали дух Екатерины Великой, а вместо него им явилась живая императрица... Одну из главных ролей – возлюбленного Екатерины князя Потемкина сыграл Федор Гамалея. О сказочных съемках, влюбленности в Ирину Пегову, самых незабываемых путешествиях, гордости за своих предков и взаимоотношениях в семье, Федор рассказал «ТН».

- Расскажите о своей работе в фильме «Шальная императрица». Как вас встретил Петербург, где проходили съемки?
- Петербург встретил нас сказочной, но суровой красотой конца зимы. Помню невероятные северные рассветы и эту переменчивую погоду: утром — ярко-голубое небо и ослепительное солнце, а к обеду — уже свинцовые тучи и плотная снежная завеса, за которой ничего не разглядеть. Но настроение всегда было приподнятым. Мы снимали сказку, и это ощущение «прикосновения к волшебству» чувствовалось во всем: в архитектуре с ее глубокой историей, в духе зданий, где мы работали, людях, с которыми мы вместе работали над этим проектом. Вся эта атмосфера наполняла и меня, и, мне кажется, всю нашу группу. Съемочные дни проходили под знаком этой сказки и темы чистой любви, в прекрасном актерском ансамбле и под руководством Рады Новиковой — режиссера, с которым я давно хотел поработать. А под всем этим, конечно, были и очень ранние подъемы, и пронизывающий ветер, и простуды — без таких сложностей в наших условиях было никак не обойтись.

- У вас есть даже исторические пересечения с персонажами – одна из ваших прапрапрабабушек была фрейлиной императрицы Екатерины в реальной жизни. Что вы чувствовали, глядя на себя в зеркале в образе своего героя – возлюбленного Екатерины, князя Григория Потемкина? Насколько комфортно вам в исторических костюмах?
- Конкретно в этой картине у моего героя, человека из нашего времени, исторического костюма не было. Но самые сильные ощущения пришли в день съемок в Екатерининском дворце. Я играл фаворита великой Екатерины, и масштаб ее личности, ее дух я почувствовал там как никогда. Это была смесь радости и огромной ответственности, приправленная ощущением безопасности — будто находишься под покровительством такой мощной фигуры. Думаю, живи я в ту эпоху, я бы не отказался от такой роли и в реальности.
Ну а если говорить о «встрече» с самой императрицей... Я влюблен в Ирину Пегову еще со времен «Прогулки» Алексея Учителя, так что придумывать ничего не пришлось — все эмоции были самыми что ни на есть настоящими.

- Как вам жанр истории с перемещениями во времени? Вы сами мечтали бы отправиться в будущее, а может в прошлое? Какие времена вам особенно интересны?
- Думаю, каждый человек в детстве об этом мечтал. А кинематограф — это и есть наша машина времени, которая позволяет с легкостью (ну, или не всегда с легкостью) путешествовать в любые эпохи и миры. Отчасти поэтому я так люблю свою профессию. Лично я, наверное, отправился бы в будущее — лет на 100 вперед — посмотреть, справились ли мы как человечество с главными вызовами современности. А из прошлого меня больше всего манит Серебряный век — невероятная концентрация талантов и творческой энергии.
- А какие свои необычные путешествия вспомните?
- Все путешествия по-своему необычны. Вспоминаются и выживание в джунглях Коста-Рики, и долгая дорога на Андаманские острова, где до сих пор живут племена, не контактирующие с современным миром. Но с тем же трепетом я вспоминаю нашу поездку с детьми на машине в глэмпинг под Тарусой: костер, падающие звезды и полная тишина. Вообще, я обожаю автомобильные путешествия. А вот чего переношу с трудом — так это духоту и жару.

- Что самого фантастического и невероятного происходило в вашей жизни?
- Самое фантастическое — это, наверное, сама возможность проживать в кино десятки разных жизней. Когда ты стоишь в павильоне, а вокруг — декорации другого века, и ты вживаешься в судьбу другого человека... Это и есть самое настоящее, доступное нам, чудо. В обычной жизни таким «переселением душ» может стать только полное погружение в книгу, ну, или хорошее кино.
- Расскажите, о чем вы мечтали в начале своего профессионального пути? И о чем мечтаете сегодня?
- В начале пути я мечтал постоянно быть в работе: над ролью, над собой. И сейчас, по сути, я этим и занимаюсь. Мне нравятся сложности, с которыми я сталкиваюсь в своем деле, они меня заряжают и многому учат.
Сейчас я больше ориентируюсь на цели, а не на абстрактные мечты. Мечты, конечно, есть, но я предпочитаю рассказывать о них уже по факту исполнения.

- Как вам в жизни пригодились знания, полученные в Плехановской академии, где вы учились на маркетолога?
- Экономическое образование дало мне бесценные вещи: структурное мышление, понимание бизнес-процессов и умение управлять ресурсами, в том числе и своим временем. Я ни о чем не жалею. Этот багаж отличает меня от многих коллег и дает своеобразное конкурентное преимущество.
- Как вы относитесь к тому, что вас везде представляют, как прапраправнука великого ученого Николая Федоровича Гамалея? Не утомило ли вас столь частое упоминание этого факта?
- Меня представляют так в основном в интервью. Я считаю, что это в первую очередь заслуга моих предков и их вклад в науку. Иерархия здесь четкая: сначала были они, их дела, а потом уже появился я. Их наследие — не бремя, а фундамент, который меня согревает, но не должен затмевать мои собственные шаги и достижения, конечно же. Так что устать от этого невозможно — только гордиться, да и много всего хочется про своих предков рассказать.

- Как бы вы сами себя представили, будь такая возможность?
- Летящим по воздуху Робин Гудом. Если же серьезно — все зависит от контекста и собеседника. В профессиональной среде я — актер. Для своих детей — просто папа. Я не люблю жестких ярлыков.
- Среди ваших далеких родственников много интересных личностей. А есть ли у вас любимая история о легендарных предках?
- Историй очень много. Прямо сейчас первая вспомнилась история о Николае Федоровиче Гамалея. Он давал деньги в долг некоторым своим студентам и никогда не брал их обратно. Меня это поражает: какие же доверительные и близкие отношения он выстроил с учениками! Это говорит о человеке, который был увлечен делом своей жизни и ценил тех, кто разделял его интерес. Вот это — настоящая педагогика и человечность.
- Внешность – один из рабочих инструментов актера. Как много сил тратите на уход за собой?
- Это требует времени, но меня этот процесс, скорее, развлекает, чем утомляет. Спорт, питание, различные ритуалы — я к этому отношусь как к части профессии и своего рода медитации. Я это люблю.

- Вы ведь также адепт правильного питания, любите экспериментировать с едой. Поделитесь своими выводами и наблюдениями, как питаться вкусно и полезно?
- С экспериментами я давно закончил — лет в 25 прошел через вегетарианство, веганство и прочее много что. Сильно увлекался всем этим еще до того, как это стало мейнстримом. Сейчас я абсолютно всеяден. Главный критерий для меня — качество продукта. Свежие, локальные сезонные овощи, хорошее мясо, рыба. Вот сейчас, например, очень скучаю по вкусу настоящих спелых помидоров. Люблю разную еду, но основа — это именно качественные продукты.
- А как вы следите за питанием своих детей-подростков?
- Это непросто. В их возрасте я о «правильном питании» и не задумывался. Понимаю, что им сейчас все хочется пробовать, и какие-то наставления работают плохо. Моя тактика — не запрещать, а добавлять. Стараюсь, чтобы на тарелке всегда были свежие овощи и приправляем все это попытками прививать полезные привычки через собственный пример,
В остальном - полагаюсь на разумный компромисс.

- Насколько в сегодняшнем сумасшедшем ритме жизни творческого человека вы успеваете быть хорошим отцом своим сыну и дочери?
- Лучше спросите об этом у них. Успеваю ли я все, что хотелось бы? Конечно, нет. Но я стараюсь всегда быть в настоящем, быть в моменте, когда мы с ними вместе.
- 2025 год подходит к концу, поделитесь, чем он вам особенно запомнится? Главные его достижения, приобретения и потери (если были)? Тем более, это ведь юбилейный год – вам исполнилось 35 лет.
- Этот год для меня — еще одно подтверждение того, что мечтать можно и нужно. Но делать это лучше негромко, усердно работая. И тогда все обязательно сбудется. Он был очень насыщенным на проекты и личные открытия, за что я благодарен.

- Вам комфортно в вашем возрасте? Обычно в 35 много вопросов к себе появляется. Вы сами какие кризисы уже проходили – возрастные, профессиональные, душевные?
- Мне в моем возрасте вполне комфортно. А кризисы... Все перечисленные — да, были. Думаю, в этом я не сильно отличаюсь от любого современного человека. Профессиональные сомнения, поиски себя — это часть роста. Главное — не застревать в них надолго.
- Часто можно услышать, что актерская профессия – враг семейной жизни. В чем для вас залог счастливых и гармоничных отношений?
- Любая профессия, требующая полной самоотдачи, может стать испытанием для отношений. Дело не в актерстве, а в умении договариваться. Залог гармонии для меня — это общение. Умение слышать и слушать, особенно когда это сложнее всего сделать.

- Что из последнего прочитанного/ увиденного подарило самые сильные эмоции, может быть, состояние душевного восторга?
- Совсем недавно я перечитал «Сто лет одиночества» Маркеса. Помню, как медленно дочитал последнее предложение, и по всему телу побежали мурашки. Это длилось секунд пятнадцать. Вот оно, подлинное волшебство — когда книга, написанная полвека назад, прожитая тобой, вызывает почти физическую реакцию. Это и есть тот самый душевный восторг.

фото: Лена Сарапульцева, личный архив, пресс-служба фильма "Шальная императрица"