Карина Разумовская, Екатерина Олькина и Марат Башаров в военной драме «Катюша»
Премьера многосерийной военной драмы «Катюша» режиссера Ильи Казанкова,главные роли в которой исполнилиКарина Разумовская, Павел Харланчук, Екатерина Олькина, Владимир Гостюхин, Анна Балобанова, Марат Башаров, Андрей Левин, Игорь Ключников, Екатерина Шумакова, ждет телезрителей на телеканале «Россия».
1944 г. Великая Отечественная война. Во время наступления передовой отряд находит на линии фронта раненого бойца: он одет в форму без знаков отличия и помнит лишь свое имя — Егор Петров (Павел Харланчук). После проверки в Особом отделе выясняется, что Петров — майор, разведчик, который после задания разведгруппы вернулся один. Егора назначают командиром инженерно-санитарной роты — в простонародье ее называют «собачьей», потому что в ней служат собаки и их инструкторы. Однако майору предстоит найти общий язык не только со своими четвероногими подчиненными, но и с командиром девичьего взвода инженерно-саперной роты, капитаном Екатериной Голиковой (Карина Разумовская), которая воспринимает появление Егора в штыки. Ситуация еще больше обостряется, когда в расположение батальона прибывает подкрепление в виде взвода летчиц — «Ласточек», капитаном которого является Галина Клюева (Екатерина Олькина), а затем и полковник Мухин (Марат Башаров). Страшная тайна, которую вынуждена скрывать Катя, сделала ее суровым бойцом, готовым воевать, но не любить. Галя, наоборот, открыта чувствам и искренне хочет помочь Петрову добыть информацию о его прошлом. Сможет ли Егор вспомнить забытые детали своей жизни? Удастся ли Гале добиться его симпатии? Под силу ли кому-то растопить лед в сердце Кати и заставить ее снова поверить в любовь? Или война перечеркнет все планы на счастье?
Илья Казанков,режиссер:
— Я долгое время отказывался снимать фильмы о войне, хотя очень люблю советские картины, на которых мы выросли. Но многие современные фильмы меня разочаровали: сейчас у всех в глазах — «я», а тогда было — «мы», и это очень заметно. Но когда мне предложили эту историю, подумал, а почему бы не попробовать сделать такой фильм про войну, который я бы хотел посмотреть. Для меня очень важна атмосфера на площадке: ее нужно не просто создать, ее нужно постоянно подпитывать. И каждый съемочный день у нас начинался с цитат из книг «Сто суток войны» и «Живые и мертвые» Константина Симонова, его стихов, которые были созвучны сценарию и позволяли прочувствовать всю глубину происходящего. И артисты меня поддерживали, тоже приходили на площадку с историями, которые вычитали в книгах, услышали от кого-то. И благодаря этому, я надеюсь, нам в картине удалось передать частичку этого «мы».
Карина Разумовская:
— Проект меня привлек, конечно же, работой с собаками — до этого у меня не было подобного опыта. Четвероногих артистов было много и даже по «несколько составов» на одну роль. Безусловная звезда нашего проекта — собака по кличке Маня, которая играла подопечную моей героини. Маня — уникум, прирожденная артистка. В первый свой съемочный день ей нужно было лежать раненой в госпитале. Хозяин сказал ей — болей, и она сделала абсолютно несчастную морду, страдальчески вытянула лапу. Мы все обалдели! Самой сложной для меня была сцена, где необходимо было стрелять в воздух из ППШ: нужно было следить, чтобы рефлекторно не зажмуривать глаза, да и вообще все должно было выглядеть привычным и автоматическим.
Павел Харланчук:
— Одно время я очень увлекался историей Великой Отечественной войны, с разных сторон ее изучал. И всегда с удовольствием снимался в военных фильмах в память о том, что война — это страшно, и призывом, что это никогда не должно повториться. Погружение в тему войны — испытание для самого себя, а сами съемки в военном фильме — это всегда приближенные к экстремальности сцены. И тут сложных сцен было очень много. Мне пришлось и по водосточной трубе залезать на второй этаж, и научиться на мотоцикле ездить, и зимой около трех часов лежать под завалами в кирпичах после взрыва, и собаку за собой в кабину самолета затаскивать… Я очень мало слышал про службу собак на фронте. Поэтому перед съемками читал много разных историй на эту тему. А уже в процессе разговаривал с кинологами и работал с самими собаками. Это было очень интересно.
Марат Башаров:
— На любое предложение от Ильи Казанкова — замечательного режиссера и моего хорошего друга — я соглашаюсь, не думая, ибо я верю этому режиссеру, мы понимаем друг друга с полуслова. Мой персонаж — военный, офицер, человек не простой, со своими проблемами. Не положительный. Но и в таком человеке хочется раскрыть его персональные качества, его душу и сердце. И я старался сделать его очень разносторонним. Благодаря Илье мы придумали много интересных вещей, чтобы оправдать поступки моего персонажа, показать, что он умеет любить по-настоящему, по-русски.
Большая часть съемок проходила в Минске и окрестностях — там были построены декорации деревни, окопов, снимались все бои, подрывы танков и мостов. Все аэродромные сцены и сцены с самолетами, включая реальные кадры полетов, были сняты в городе Могилев. Также съемки проходили в Ялте и Санкт-Петербурге — парке Сосновка, Петергофе и Кронштадте.
Во время работы над сценами заданий, выполняемых боевыми собаками, авторы фильма опирались на кадры военной хроники, фотографии и дневники. Также большую помощь в воссоздании собачьей амуниции оказали кинологи, увлекающиеся историей Великой Отечественной войны.
Съемочных смен с собаками было около 20. Байкала играла немецкая овчарка Зара, Алана —малинуаМкад, Вилму—малинуаАрманда, или по-простому Маня. Маня очень точно чувствовала все задумки режиссера и выполняла все поставленные перед ней задачи с первого раза.
Специально для фильма режиссер Илья Казанков написал две стилизованные под то время песни, которые фоном звучат из патефона и по радио: марш «Привет тебе от скал Владивостока» и рыбацкую «Качается, плещет на баках соленый рыбацкий баркас…». Обе песни исполнил Марат Башаров.