Наталья Скоморохова:я люблю кино, где актеры играют, а не наигрывают
Годы учебы в театральном училище она считает важным и особенным периодом в своей жизни и не перестает выражать слова благодарности своим педагогам и руководителю, за то, что когда-то взял ее на курс, дал возможность прийти к тому, что она сейчас имеет. О своей героине в сериале «Корни», об отношении к профессии и о том, что значит для нее семья, «ТН» рассказала актриса театра и кино Наталья Скоморохова.
- На канале СТС выходит продолжение сериала «Корни». Расскажите о своей героине? Чем эта роль привлекательна для вас как для актрисы?
— Моя героиня в сериале «Корни» Алена всегда разная. В первом сезоне она демонстрирует одни черты характера, во втором сезоне другие, потому что она, по моему ощущению, за это время очень сильно изменилась. Она сильная характером, у нее боевой дух, она очень сильно любит свой город, она справедливая и честная, поэтому она лидер общественной организации. Глядя на нее, можно подумать, что ее ничем невозможно сломить, так как внутри нее сильный стержень, но вот в личной жизни она достаточно ранимая, здесь мы видим другую сторону ее характера. Во втором сезоне она становится нежной, более женственной, жесткость уходит на второй план, создается впечатление, что карьера уже не настолько значима для нее, гораздо важнее обрести женское счастье, создать семью и встретить настоящую любовь. Для меня она привлекательна тем, что не похожа на меня своим характером, лидерскими качествами, это не моя история, я, наоборот, нежная, летящая, порхающая, растягивающая слова. В этом Алена — моя противоположность. Тем эта роль и привлекательна для меня, потому что приходилось играть другого, незнакомого ранее мне человека.
— По какому принципу выбираете себе персонажей? Часто ли отказываетесь от предложений режиссеров? Какую героиню хотели бы сыграть, но пока не случилось?
— Я их не выбираю, обычно персонажи выбирают меня. Легкое заблуждение, что у актеров 53 предложения, а они сидят и думают, вот это сыграть хочу, вот это не хочу. Таких артистов не много. Скажу честно, на меня не такой большой спрос в киноиндустрии, что я раскидываюсь предложениями. Да, конечно, выбор играть или не играть есть всегда, отказываюсь я не часто, но случаи были. Если мне не нравится сценарий, совсем-совсем, тогда отказываюсь. Бывает, что предлагают персонаж, а для меня он скучный, однобокий, мне его играть неинтересно, и я отказываюсь абсолютно без сожаления. А вот от проб не отказываюсь, езжу, записываюсь, потому что это как тренинг для артиста. На пробах важно, чтобы много всего сошлось и не только актриса попала вперсонаж, таких попаданий на пробах может быть сразу несколько, важно, чтобы режиссер понял, что вот, это она, именно она должна сыграть ее. Я, несмотря на свой возраст, сыграла не так много персонажей, поэтому у меня огромный список желаний. К тому же у меня изменилась социальная роль, теперь я мама, и мой спектр возможностей расширился. Наверное, называть конкретные персонажи не буду, потому что боюсь назвать одно, но не назвать другое. Да и верю в то, что мечты лучше держать при себе.
— На площадке, где снимается комедийный сериал, наверное, царит атмосфера смеха и легкости. Были ли комичные случаи из разряда тех, что актеры рассказывают на встрече со зрителями?
— Да, смешные случаи, конечно, бывают постоянно, но вот когда просят про них рассказать, то, как правило, либо не помнишь уже, либо случай уже не кажется забавным. Скорее всего, они всегда будут уморительными, если их будут обсуждать, вспоминать, заново проживать в том же кругу, в котором они происходили. Бывает, что иногда одну сцену приходится снимать достаточно долго, потому что невозможно сдержать смех, но это здорово и забавно исключительно для актеров, а продюсерам такое настроение на площадке не очень нравится, так как мы своим поведением затягиваем съемочный процесс. Действительно, на площадке, где снимается комедийный сериал, царит атмосфера смеха и легкости, но бывает так не со всеми режиссерами. Бывало, я и плакала, играя комедии, и нервничала, и расстраивалась, и обижалась. Но сейчас переросла.
— В каких проектах заняты сейчас? Вам интереснее работать в полном метре или в сериалах? Почему?
— Сейчас я нигде не снимаюсь, а играю в антрепризных спектаклях в Москве, Питере, езжу с гастролями по другим городам России. А что касается кино и сериалов, то для меня нет разницы, интересно и там и там.
— Говорят, в детстве вы были стеснительным ребенком, и родители, чтобы помочь вам раскрыться записывали вас в различные кружки. Помогло или в жизни вы так и остались закрытым и стеснительным человеком?
— Родители отдавали меня в кружки не столько для того, чтобы я раскрылась, а в первую очередь, чтобы я росла разносторонне развитым ребенком. Мы пробовали разные направления, танцы, музыку, пение. И где мне больше всего нравилось, тем я и занималась. Сейчас я, конечно, человек более открытый и раскрепощенный, чем когда была ребенком, но это нормально, потому что я прошла огромный путь, 4 года в театральном училище, 4 года в театре. Но бывает, что в каких-то ситуациях все равно могу застесняться, зажаться. Многие удивляются и реагируют исключительно фразой: «Ты что стесняешься, ты же актриса». По-моему это глупый стереотип, да, я актриса, но почему я не могу стесняться, если вдруг это чувство ко мне подкатило? Могу и зажиматься, если мне где-то не комфортно. Бывает такое и на площадке, но так как я прошла большую школу, то научилась с этим справляться, обычно беру себя в руки и делаю то, что нужно режиссеру.
— Сцена действительно дает какие-то невероятные флюиды, которые позволяют актеру стать смелее, азартнее, доступнее в проявлении своих эмоций?
— В первую очередь это происходит, наверное, потому, что жизнь не ставит таких задач, которые стоят на сцене или в кино. Да, актеры могут себе многое позволить на сцене и в кадре, потому что этого требует режиссер, это надо по сценарию, это наша работа. В жизни я бы не за что не села в дырявую надувную лодку без спасательного жилета и шлема, не поплыла по горной алтайской реке по злому течению, я же не самоубийца, а тут приходится. Когда ты выходишь на сцену — это как бы не ты, а твой персонаж, и ты делаешь и говоришь и чувствуешь так, как она, а вот в жизни все это может быть для тебя совсем неприемлемо. Да, сцена действительно заряжает особой энергетикой, которой в жизни практически не бывает. В театре есть большой зрительный зал, люди, которые на тебя смотрят, и которые делятся с тобой своей энергией. Поэтому после спектакля несколько часов невозможно уснуть, потому что ты напитываешься их энергией и хочется не спать, а, наоборот, идти что-то делать, вершить какие-то дела, спасать мир.
— Вы несколько раз поступали в Щукинское училище. Не было мысли сдаться после первого неудачного раза и выбрать другую профессию?
— Да, конечно, были такие мысли, потому что когда ты маленькая девочка, которая только окончила школу и выпорхнула из-под крыла родительской заботы, такая хорошая и умница для всех, вдруг слышит в свой адрес «Нет, нет и нет», первая реакция все бросить. Но я брала себя в руки, это было сложно, потому что надо было не просто брать себя в руки, а идти дальше и рвать, работать на то, чтобы доказать, что ты лучше тысяч других. Это было эмоционально тяжело, мысли были разные.
— Чем вас так зацепила профессия актрисы?
— Как-то я решила, что пойду в актрисы, и все. Чем привлекла профессия, даже не знаю, захотелось попробовать. Думала, будет легко, ну что там такого, прочитать стихотворение с выражением, а потом, когда я поняла, что я не сильно в этом хороша и есть те, кто лучше меня, возможно, во мне взыграл азарт, принципиальный интерес, почему другие могут, а у меня не получается. И здесь уже шла работа над собой, со своими способностями, и в итоге получилось.
— Какие воспоминания из студенческих лет греют душу? Остались ли друзья, с которыми встречаетесь, общаетесь, вспоминаете время учебы?
— Четыре года — это как отдельная жизнь, из воспоминаний, мне кажется, я могла бы написать целую книгу, поэтому я даже не знаю, что выделить. Институт дает такое количество информации, эмоций и впечатлений, что каждый деньä
ä наполнен. Ни один из дней не прожит без того, что ты чему-то не научилась, что-то новое не попробовала, в себе не нашла. Эти 4 года — время невероятной концентрации на самой себе, развития, все было для меня очень интересно и безумно круто. Это ни с чем не сравнимый опыт в жизни. Я дружу с некоторыми однокурсниками, с которыми мы достаточно часто встречаемся, ездим отдыхать, встречаем Новый год, ходим друг к другу на дни рождения. Раз в год собираемся курсом, чтобы пообщаться, вспомнить учебные годы.
— Чем вам была полезна альма-матер?
— Всем она была мне полезна, от первой минуты пребывания там до последней. Да, знаю, что есть артисты, которые говорят, что институт не дал им ничего, мне искренне обидно за них.Возможно, курс, педагоги не сложились, верю, такое бывает, но мне повезло. У меня был прекрасный институт, у меня были космические педагоги, которые сделали из меня актрису. Институт дал мне профессию, дорогу в будущее. Даже слово «полезен» мелковато для института, потому что институт — это огромный этап в жизни, даже отдельный кусок жизни, незаменимый, без которого не было бы всего остального.
— Вы считаете важным получить специальное образование, чтобы играть на сцене или в кино, ведь многие приходят в кинематограф с подиумов или эстрады?
— Да, считаю, в хирурги, например, не возьмут с подиума или эстрады, а актером, получается, может стать каждый. Пришел с улицы человек с посылом, что у него есть способности, и начинает играть. Парадокс, но из того, что я наблюдаю вокруг себя, действительно есть люди, которые не получали специального актерского образования, но довольно неплохо справляются с актерской игрой. И, наоборот, есть люди, которые имеют диплом хорошего учебного заведения, но профнепригодны. Дело в том, что кино и театр сегодня не такие, как лет 30-40 назад, когда профессия актера была ремеслом, когда нужно было понимать всю ее кухню. Сейчас этого не требуется вообще, не надо ничего играть, текст нормально скажи, подойди, повернись, уйди и все. На пробах меня часто просят: ничего не надо играть, только будьте такой, какая вы есть. Так и в театре, сейчас режиссер стоит во главе всего, и очень много спектаклей никак не раскрывают артиста, он настолько закрыт режиссурой, что быть актером действительно может человек с улицы, которому скажут, где стоять и что говорить, красиво закроют его светом, музыкой, декорациями, режиссерскими приемами. И, на мой взгляд, от всего этого профессия артиста меркнет. Я люблю кино, где актеры играют, а не наигрывают, и спектакли такие люблю, где актеру дают возможность раскрыться.
— Одно из ваших увлечений — это путешествия. Вы даже жили в палатках на Соловецких островах. Чем вам запомнилось это путешествие?
— Да, путешествия — это моя страсть, на Соловецких островах мы были с подругой, моей бывшей однокурсницей. Я давно думала съездить туда именно с палатками, мы сознательно не брали гостиницу, хотелось чего-то этакого... Для меня это был интересный опыт — романтика. Вкуснее ничего нет, когда после насыщенного дня ты сидишь у огня, где тихо потрескивают доски, доедаешь из котелка пригоревшие остатки макарон, по-моему, ничего нет на свете вкуснее. Я и в гостинице, где все включено, не прочь отдохнуть, но и жизнь в палатке мне нравится. Много чем это путешествие запомнилось, у меня даже есть в планах вернуться туда, когда подрастет моя дочка и я пойму, что могу с ней путешествовать и жить в палатках. Очень здорово ездить туда летом, там белые ночи, солнце практически не заходит. Острова запомнились своей флорой и фауной, там безлимитно можно есть голубику, чернику. Там невероятные истории, нужно обязательно брать экскурсовода, который расскажет, что, где и почему. Мы смотрели на белух, это невероятное зрелище. Мы так сильно хотели их увидеть, что отправились на белужий мыс, одно из самых редких мест на земле, где с суши можно наблюдать за ними. Часа полтора мы ехали на велосипедах по бездорожью, потом довольно долго шли пешком, потом покоряли болото, отбивались от крачек, но все это того стоило. Мы купались в Белом море, вода была плюс 3 градуса, это самая холодная вода, в которой я купалась. Воспоминаний масса, всего не расскажешь.
— Что для вас значит семья?
— Что для меня значит семья, я не знаю, еще не разобралась. Для меня это философский вопрос, точно знаю, что семья — это сложно. Это не цветочки, поцелуйчики, романтика, это сложнозамудреная схема, которую не всегда можно расшифровать. Два человека со своими характера и принципами, взглядами на жизнь и привычками сходятся и пытаются уживаться в одном пространстве. Для себя я на этот вопрос еще не ответила, хотя у меня перед глазами есть прекрасный пример в лице моих родителей, вот они семья, они вместе уже 35 лет. Наверное, когда ты прошел через все и встречаешь вместе старость счастливым и любящим своего партнера, вот это и есть семья.
Марина Дорошева
Фото: телеканал СТС