Соня Карпунина: я верю, что все в жизни происходит не просто так
— Соня, как пришла идея сюжета фильма «Хочу замуж!»? Как создавалась история?
— История изначально называлась «Идеальная пара», и собственно, когда проходил кастинг, идеальную пару мы и искали. Так мы нашли Кристину Асмус и Милоша Биковича, которые, мне кажется, действительно потрясающе вместе смотрятся. Им веришь, когда они играют, и хочется, чтобы эта пара была вместе. А началось все, когда лет пять назад мы с Климом Шипенко (супруг актрисы режиссер Клим Шипенко. — Прим. ред.) обсуждали, что неплохо было бы сделать классную романтическую историю. Клим рассказал, что прочитал в одной из книг Евгения Гришковца интересный сюжетный ход, как девушка, выходя из ночного клуба, взяла у незнакомого парня телефон, чтобы позвонить своему мужчине. И этот мужчина потом начал ее подозревать в любовной связи с тем парнем. У меня сразу же возникла идея обыграть это в сценарии и пригласить Евгения сняться в камео. Но как же я удивилась, когда не нашла такого сюжета в книгах Гришковца. Со временем я придумала нашу историю о том, что могло бы быть дальше.
— Расскажите, где проходили съемки, что было самым сложным?
— Съемки проходили в Калининграде, причем, когда мы выбрали его, он еще не был центром российского туризма, как сейчас. В связи с пандемией интерес к нему вырос многократно и к началу съемок в прошлом году Калининград стал практически центром Вселенной! Билеты туда купить было невозможно, забронировать гостиницу на большую съемочную группу тоже, причем у нас были брони, но их кто-то перекупил. Пришлось срочно искать другие варианты расселения. Везде были толпы туристов, а мы, конечно, не могли взять и перекрыть улицы для съемок. Какие-то сцены, например на набережной в Светлогорске, мы снимали в шесть утра, чтобы было минимально людей, и не стояла толпа, глазеющая на артистов. Хоть кино у нас получилось легким, светлым и жизнеутверждающим, сами съемки были очень тяжелыми. Почти на каждом этапе мы сталкивались с проблемами, но все они в итоге благополучно решались. Например, у нас была сцена у фонтана рядом с музеем искусств, я его увидела и выбрала еще за несколько лет до начала съемок, когда ездила на выбор натуры. Фонтан должен был включиться в определенный момент диалога между героями, сцена была выстроена вокруг него. И дня за три до съемок сцены выяснилось, что фонтана не будет, потому что компания, которая его включает, находится в Воронеже. В итоге путем титанических усилий, переговоров с администрацией, вопрос удалось решить, и нам прислали монтера. Но сказали, что он может включить фонтан только три раза, а это значило, что у нас есть только три дубля. Технически это было очень сложно, так как после сигнала «Включай!», фонтан включался с задержкой в 10-15 секунд, точнее спрогнозировать было невозможно. В итоге, на третий раз у нас, к счастью, все совпало, и мы сняли сцену.
— Какое участие в работе над проектом принимал ваш супруг — Клим Шипенко, который является сопродюсером фильма?
— В этом запуске он принимал очень мало участия, в отличие от первого, который был в 2018 году. За три года я хорошо подготовилась к тому, чтобы самостоятельно снимать картину. К тому же еще на стадии кастинга у нас с Климом возник спор, мы немножко поругались, и я сказала: «Знаешь что, давай я буду сама решать». У нас всегда возникают какие-то творческие конфликты, если только я не участвую в роли актрисы (тут я никогда не спорю, поскольку считаю, что все определяет режиссер), а например, когда я режиссер, а Клим продюсер, то, конечно, мы спорим. И тогда я ему предлагаю: «Давай я буду сама все делать, чтобы не ссорится», потому что иначе мы точно поссоримся, а я этого не хочу. И если я буду ошибаться, пусть это будут мои ошибки. Пусть я их лучше сделаю, чем не ошибусь, но и результата нужного не увижу. Ну и все, Клим мое решение принял, и потом был занят подготовкой к съемкам «Вызова» (фильм снимался в космосе осенью 2021-го) и ему тогда было вообще ни до чего. В какой-то момент он прилетел в Калининград на мой выходной, посмотрел и одобрительно сказал: «Ну, молодцы, снимайте». Ну и потом дал какие-то комментарии на стадии монтажа. Так что творчески он тут почти не участвовал, но очень поддерживал меня морально.
— Каждое кино — это своего рода история о чуде, которому есть место в нашей жизни. А в вашей жизни происходили события, которые вы могли бы охарактеризовать как чудо?
— Да. Например, сюжет нашего фильма строится на совпадениях и случайных встречах, которые потом оказываются совсем не случайными и приводят к целой цепочке событий. Наши герои выясняют, что были соседями еще в детстве, и помимо этого у них было много пересечений до того, как они случайно столкнулись на улице. То есть судьба их неоднократно сталкивала, чтобы они в итоге друг друга нашли. Я сразу понимала, что подобная история была бы не особо реальна в Москве или Питере, и еще и потому мы искали для съемок небольшой город с морем либо рекой. Так вот, в моей жизни было нечто похожее. Несмотря на то, что Москва значительно больше Калининграда, оказалось, что в нашей с Климом судьбе до нашего знакомства были пересечения, что мы выяснили потом совершенно случайно. У Клима день рождения 16 июня и в 2008 году в этот день Россия вышла в четвертьфинал чемпионата Европы по футболу. Все бурно отмечали, был перекрыт центр города, все стояли на капотах машинах, бегали с флагами. А еще в этот день у нас были съемки фильма «Одноклассники» моего мастера Сергея Соловьева. И после смены мы с Сергеем Александровичем и несколькими моими однокурсницами сидели в «Жан-Жаке» и отмечали то ли какой-то экзамен, то ли съемки. И как-то в разговоре Клим вдруг вспомнил: «А вот я в свой день рождения, когда Россия вышла в четвертьфинал, встретил в «Жан-Жаке» твоего мастера Соловьева… Обнял его и сказал, как люблю его фильмы. И с ним там еще какие-то девушки были». Я опешила: «Да, ладно! Это же я там стояла». Так получилось, что мы видели друг друга, но не увидели. (Смеется.) Это произошло за два с половиной года до нашего знакомства. И еще где-то за полгода до него я ездила в Крым, снимать в «Артеке» кино с детьми. Оказывается, Клим тоже должен был ехать, но в последний день что-то ему помешало. Самое забавное, что он увидел у Равшаны Курковой мою с ней фотографию из той поездки, и подумал: «Какая красивая девушка режиссер!». И еще несколько таких моментов точно было. Мы жили в соседних домах, причем два периода нашей жизни. В детстве я жила на Кутузовской, а Клим на Студенческой, и он тусовался во дворе, где тусовалась наша школьная компания. И уже потом, будучи взрослым, он жил на Кутузовском ровно через дорогу, можно сказать, у нас были окна в окна. Вот так параллельно мы шли по жизни, пока в итоге не встретились. И у моих родителей тоже была похожая история! Так что я верю, что все в жизни происходит не просто так, какие-то вещи точно предопределены, такие неслучайные случайности.
— Какой была ваша реакция, когда узнали, что Клим отправится снимать кино в космос? С легким сердцем его отпускали?
— Да нет, конечно! Но я узнала обо всем задолго до того, как эта новость стала освещаться в прессе, и у меня было время подготовиться. Сначала была просто некая идея, снять кино в невесомости, и предполагалось отправить только актрису. Но не было понимания, как это осуществить технически. Потом стало понятно, что нужен хотя бы оператор-режиссер. Так что проект рождался у меня на глазах. Конечно, когда услышала в первый раз, я была, мягко говоря, удивлена, на тот момент это казалось нереальной идеей. Но потом идея все больше и больше обретала плоть, и соответственно я с ней свыкалась постепенно.
— Каково быть женой космонавта? Были бессонные ночи, слезы, переживания или вы умеете держать себя в руках?
— Конечно, все это было. Но что значит — держать себя в руках? Конечно, не нужно устраивать публичных истерик, но держать в себе слезы просто вредно для здоровья, и если хочется поплакать, нужно плакать. Быть женой настоящего космонавта, который улетает в космос на полгода-год, мне было бы очень тяжело, я вообще не люблю с Климом надолго расставаться. Пока он был на МКС и занимался делом, я сидела дома и ждала, думала «что там, как он там», находиться в неизвестности было очень тяжело.
— А дочка была в курсе, что папа полетел в космос?
— Конечно. Клементина даже собирается в следующий раз с ним лететь, так как Клим ей объявил, что через три года полетит на Луну. Оба наших ребенка были на Байконуре и видели старт ракеты. Но Паша совсем маленький, ему на тот момент было год и четыре месяца, а Клементине уже семь, и она все понимала. Надо сказать, она достаточно спокойно восприняла эту новость, с обычным детским любопытством. Видимо, потому, что у нее вообще очень насыщенная жизнь, мы берем ее с собой во все поездки, командировки, на фестивали и съемки. И тут она, мне кажется, восприняла все, как само собой разумеющееся: «А, ну теперь, значит, и в космос можно». Она еще маленький ребенок, продолжает верить в чудеса и в то, что подарки приносит Дед Мороз. Когда я была еще неопытной матерью (смеется), у нас случилась очень забавная история — Клементина составляла список подарков Делу Морозу и накатала пунктов 15. Мы с Климом подумали и решили, что так и быть, исполним все ее желания, пусть ребенок будет счастлив. Все было закуплено, сложено под елочку, а когда дочка все это распаковала, то очень удивленно нам сказала: «А вы мне ничего не подарите?». Причем это было абсолютно искренне, она не поняла, почему Дед Мороз ей сделал подарки, а родители нет.
— Дочка растет творческой личностью?
— Она любит рисовать. Я пыталась приобщить ее к детскому моделингу и фэшн съемкам, но это ей показалось довольно скучным. Гораздо больше ей нравится кино, и рисовать, она ходит в художественную школу и даже занимает первые места, получает грамоты. Дочка уже снималась в кино, в финальной сцене в фильме «Текст» у Клима играла дочку героини Асмус и Янковского. А в моем фильме «Хочу замуж!» она сыграла Кристину Асмус в детстве. В целом ей понравилось, но главное, о чем Клементина спросила: «Когда будут кормить?» (Смеется.) Сейчас в ее планах на будущее — путешествовать по миру и писать об этом книги с собственными иллюстрациями.
— Как Клементина себя чувствует в роли старшей сестры?
— Сначала, когда Паша только родился, у нее, конечно, была безумная ревность. Я его кормила, и малыш с нами спал, а ее уже не пускали, так как с двумя детьми выспаться было просто невозможно. Клементина, конечно, переживала, как и все дети в такой ситуации. Но когда Паше было восемь месяцев, я начала снимать кино и им стали больше заниматься бабушки и няни. И, соответственно, я им стала уделять времени поровну, и Клементине где-то даже больше, так как ее можно было брать с собой практически везде. Соответственно, дочка успокоилась и сейчас уже самас удовольствием с братом занимается, показывает, как раскрашивать рисунки, играет с ним. Когда она приходит из школы, Паша радостно бежит ей навстречу, кричит «Ка, Ка!» (выговорить ее имя он еще не может), он обожает сестру, любит с ней обниматься.
— Как изменилась жизнь с появлением детей? И как изменились вы сами?
— Перемен больше произошло с появлением Паши, а с рождением Клементины просто изменился сам формат жизни, как и у всех женщин с появлением первого ребенка. Появляется ответственность и понимание того, что ты себе больше не принадлежишь. Пришлось полностью менять и перестраивать свою жизнь, к чему я совсем не была готова. С дочкой было еще ощущение, что ребенок родил ребенка, и у меня появилась подружка. Моя трансформация происходила в течение нескольких лет. А с Пашей мне уже было понятно, что такое маленький ребенок, никаких иллюзий не было. Паша принес в мою жизнь удивительную энергию, я сразу же повзрослела лет на пять, ощутила себя взрослым человеком, матерью двоих детей. Раньше мне казалось, что нужно все контролировать, если случилась проблема, то нужно срочно ее решать, всем звонить, на это уходила масса энергии. А сейчас я научилась отпускать ситуации и сохранять спокойствие в любых конфликтах. Недавно у нас случился рабочий конфликт между двумя членами команды, и возникла большая проблема. Мне с одной стороны пишут-пишут, пересылают гневные скрины, с другой стороны — то же самое. Итог «Ничего не будет! Мы расходимся!». Я почитала, подумала и решила: «Оставим до завтра, пока все остынут», не стала паниковать, просто отложила телефон. Только написала наиболее пострадавшей стороне: «Все будет хорошо. А пока расслабься и отдыхай». На следующей день смотрю, второй человек мне снова присылает гневный текст, звоню продюсеру, спрашиваю, что будем делать. Мне предлагают подождать еще полдня и ничего не делать. В итоге через несколько часов приходит сообщение: «Все нормально, все сделаем!». Понятно, что бывают проблемы, которые требуют немедленного решения, на которые нельзя забивать. Но очень часто, когда ситуации связаны с людьми и их эмоциями, их нужно однозначно отпускать. Когда ты остаешься в нейтралитете, ситуация чаще всего разрешается сама собой. А на эмоциях можно наломать дров и только усугубить проблему. Наверное, это самый большой вывод и опыт для меня, как человека и личности, и я считаю его огромным достижением.
Лика Брагина