Открылась выставка «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х»

10 июня в выставочных залах РОСИЗО в Петроверигском переулке открылась выставка «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х». Экспозиция посвящена феномену советских квартирных выставок, проходивших в личных пространствах художников и их друзей. Впервые выставка полностью занимает два этажа особняка Тургеневых-Боткиных, чтобы представить исследовательский проект о советских квартирных выставках и, главное, показать зрителям искусство, которое несколько десятилетий назад находилось за закрытыми дверями квартир художников. Для широкой публики выставка открылась 11 июня.
На выставке представлены 11 тем, раскрывающих разные этапы развития феномена квартирных выставок. Они затрагивают разные грани этого явления от открытия дверей своего дома Оскаром Рабиным в 60-е годы до знаковых событий весенних квартирных выставок середины 70-х годов и смены парадигмы после появления галереи АПТАРТ в квартире Никиты Алексеева, формирования музея МАНИ и таких особенных проектов, как «Музей Васи» Георгия Кизевальтера, выставка «О, Мальта…» в квартире мальтийского посольства и «Комнаты» Ирины Наховой, которые затрагивают вопросы границ между частной и художественной жизнью. Специальный раздел экспозиции «Разговоры на кухне» — это прямая речь художников, записанная в процессе работы над выставкой, живой диалог создателей и участников квартирных выставок со зрителем о прошлом и настоящем, потому что большинство вопросов, обсуждавшихся на кухне тогда, остаются актуальными и сегодня. Церемонию открытия украсил кассетный диджей-сет Каси Экстович tape to tape.
Открывая выставку, генеральный директор РОСИЗО Иван Лыкошин сказал:
«Феномен "квартирных выставок" как массового явления 70–80-х годов, своеобразный отголосок "большого", или "официального", искусства той эпохи — это очень важный этап в развитии отечественного совриска и искусства в целом. Он ждет своего исследования, и выставка "За закрытыми дверями" — один из первых шагов в этом направлении».
Искусствовед и куратор выставки Алина Корень отметила:
«Эта выставка — событие. Она существует на стыке музейного подхода и иронии, которая характерна для многих квартирных выставок. Особую ценность выставке придает участие художников, в частности тесная совместная работа с Георгием Кизевальтером. Это живой опыт — самый ценный для искусства».
Научный консультант выставки, советский и российский художник-концептуалист, фотограф, автор объектов и инсталляций, писатель и один из основателей группы «Коллективные действия» Георгий Кизевальтер добавил:
«Уходящие корнями в 1950-е квартирные экспозиции всегда служили альтернативными выставочными площадками для противопоставляющих себя социалистическому реализму художников. Особенно они пришлись ко двору во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов ХХ века. Из них вышло искусство 90-х и нулевых».
К проведению вернисажа также было приурочено начало работы Летнего кинотеатра РОСИЗО. Сезон открыла легендарная «Асса» (16+) Сергея Соловьева. По одной из версий, название фильму дала одноименная квартирная галерея, открытая художником Тимуром Новиковым в Ленинграде в 1980 году. Картина ярко передает атмосферу, перекликающуюся с эпохой квартирных выставок, что органично дополнило впечатление от просмотра экспозиции.