Открылась выставка «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х»

10 июня в выставочных залах РОСИЗО в Петроверигском переулке открылась выставка «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х». Экспозиция посвящена феномену советских квартирных выставок, проходивших в личных пространствах художников и их друзей. Впервые выставка полностью занимает два этажа особняка Тургеневых-Боткиных, чтобы представить исследовательский проект о советских квартирных выставках и, главное, показать зрителям искусство, которое несколько десятилетий назад находилось за закрытыми дверями квартир художников. Для широкой публики выставка открылась 11 июня.

пресс-служба

На выставке представлены 11 тем, раскрывающих разные этапы развития феномена квартирных выставок. Они затрагивают разные грани этого явления от открытия дверей своего дома Оскаром Рабиным в 60-е годы до знаковых событий весенних квартирных выставок середины 70-х годов и смены парадигмы после появления галереи АПТАРТ в квартире Никиты Алексеева, формирования музея МАНИ и таких особенных проектов, как «Музей Васи» Георгия Кизевальтера, выставка «О, Мальта…» в квартире мальтийского посольства и «Комнаты» Ирины Наховой, которые затрагивают вопросы границ между частной и художественной жизнью. Специальный раздел экспозиции «Разговоры на кухне» — это прямая речь художников, записанная в процессе работы над выставкой, живой диалог создателей и участников квартирных выставок со зрителем о прошлом и настоящем, потому что большинство вопросов, обсуждавшихся на кухне тогда, остаются актуальными и сегодня. Церемонию открытия украсил кассетный диджей-сет Каси Экстович tape to tape.

пресс-служба

Открывая выставку, генеральный директор РОСИЗО Иван Лыкошин сказал:

«Феномен "квартирных выставок" как массового явления 70–80-х годов, своеобразный отголосок "большого", или "официального", искусства той эпохи — это очень важный этап в развитии отечественного совриска и искусства в целом. Он ждет своего исследования, и выставка "За закрытыми дверями" — один из первых шагов в этом направлении».

Искусствовед и куратор выставки Алина Корень отметила:

«Эта выставка — событие. Она существует на стыке музейного подхода и иронии, которая характерна для многих квартирных выставок. Особую ценность выставке придает участие художников, в частности тесная совместная работа с Георгием Кизевальтером. Это живой опыт — самый ценный для искусства».

пресс-служба

Научный консультант выставки, советский и российский художник-концептуалист, фотограф, автор объектов и инсталляций, писатель и один из основателей группы «Коллективные действия» Георгий Кизевальтер добавил:

«Уходящие корнями в 1950-е квартирные экспозиции всегда служили альтернативными выставочными площадками для противопоставляющих себя социалистическому реализму художников. Особенно они пришлись ко двору во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов ХХ века. Из них вышло искусство 90-х и нулевых».

пресс-служба

К проведению вернисажа также было приурочено начало работы Летнего кинотеатра РОСИЗО. Сезон открыла легендарная «Асса» (16+) Сергея Соловьева. По одной из версий, название фильму дала одноименная квартирная галерея, открытая художником Тимуром Новиковым в Ленинграде в 1980 году. Картина ярко передает атмосферу, перекликающуюся с эпохой квартирных выставок, что органично дополнило впечатление от просмотра экспозиции.

пресс-служба