От царских платьев до роскошных париков: какие образы использовали в сериале «Елизавета»?

ЖИВЫЕ ПОРТРЕТЫ И МАСКА ПЕТРА ПЕРВОГО

Воссоздавая образы исторических персонажей Петра I, Екатерины I, Меншикова, Остермана и других гримеры стремились добиться сходства с их изображениями на известных портретах.

Художник по гриму Артем Демидов:

- Мы отказались от пластического грима, дабы герои не выглядели искусственно. У Агриппины Стекловой в кадре свои густые, шикарные волосы, на укладку которых уходило больше двух часов. Мы к ним добавляли немного шиньонов. Самые тяжелые образы – нарядные парики с буклями, которые фигурируют только на официальных собраниях тайного совета. Для бальных сцен мы немного «выбеляли» лица персонажей, использовали мушки, но избегали масок. Чтобы акцентировать внимание на бледности знатных особ и показать благородную, голубоватую кожу, образы дополняли белыми перьями, нарядами в светлых тонах.

фото: Россия1

В проекте было задействовано 330 париков (для царских особ, придворных, дипломатов, музыкантов, гвардейцев, лакеев), около 200 бород (для крестьян и других простолюдинов), а количество усов перевалило за 400. Специально для съемок была изготовлена гипсовая копия маски Петра I (слепок лица был сделан скульптором Карлом Растрелли еще при жизни царя).

Художник по гриму Артем Демидов: «У Елизаветы был яркий, медно-рыжий цвет волос, который мы в париках старались повторить. Он, кстати, очень подошел Юле, выглядит, как её натуральный цвет. Мы пробовали разные оттенки рыжего и остановились на том, который делает героиню более эффектной, нежной, женственной, и, конечно, максимально похожей на Елизавету. С другой стороны, мы только помогали проявить это сходство. Юля обладает удивительным свойством – у нее в зависимости от настроения чуть меняется цвет глаз, и это очень красиво в кадре. И у нее очень живой, выразительный взгляд. Как писали про Елизавету – «глаза, полные воробьиного сока», то есть, с блеском страсти. Наша цесаревна Лизетт, как звал ее отец, в исполнении Юли Хлыниной совершенно неотразима!»   

фото: Россия1

НАРЯДЫ И УКРАШЕНИЯ

Работа костюмеров в картине беспрецедентна. Более 500 костюмов привезли из Испании и Италии. Большой команде художника по костюмам Светланы Москвиной надо было одеть буквально каждого персонажа в своей стилистике. Царские особы, аристократия, военные, городские простолюдины, крестьяне – ко всем, будь то главный герой или артист из массовки, требовался индивидуальный подход. Хотя мужские камзолы, кафтаны и женские платья в XVIII веке шили в основном одного кроя, но в зависимости от того, к какому сословию принадлежал человек, различались ткани, отделка, пуговицы, аксессуары (чулки или перчатки), обувь. Мастера вручную занимались отделкой, наносили вышивку, обшивали камнями, добавляли декор: бисер, бусы, блестки, кружево, рюши.

Для главных персонажей шились костюмы – точные копии исторических образцов. Мундир Петра Первого на ассамблее, шелковый шлафрок императора, корона с рубином, венчающая прическу Екатерины Первой и многие другие детали воссоздавались мастерами вручную.

Платья и костюмы Елизаветы подчеркивали ее молодость, свежесть, озорство: светлые тона, чистые цвета, летящий силуэт. Изящные украшения, минимум золотого шитья и никаких мрачных тонов. Она действительно напоминает фарфоровую куколку, по выражению ее отца, императора Петра I. А мужской костюм, в котором Елизавета танцует на ассамблее, придает ей особый шарм – ножки в белых чулках производят сильное впечатление на герцога Голштинского (Роман Васильев).

Что же касается двух царственных дам – Екатерины I (Агриппина Стеклова) и Анны Иоанновны (Светлана Смирнова-Кацагаджиева), то их наряды отличает как раз торжественная роскошь, дорогие украшения, сложные прически, и тяжелые темные ткани.

Шелк, ленты, цветы, меховая опушка и кружева, соблазнительные декольте, - в сериале «Елизавета» много красавиц, от которых не отведешь взгляд. Княжна Юсупова (Ангелина Поплавская), дочь Меншикова Мария (Александра Бурьянова), Катерина Долгорукова (Екатерина Воронина), трактирщица Франческа (Галина Безрук), фрейлина Мавра (Варвара Шаталова) и многие другие актрисы великолепно вписались в атмосферу галантного века. Художник по костюмам Светлана Москвина и художник по гриму Артем Демидов считают, что кастинг был произведен безукоризненно, и им осталось только нанести несколько штрихов, чтобы зритель почувствовал дыхание эпохи.

фото: Россия1

Художник по костюмам Светлана Москвина: «Елизавета» – уже четвертый мой проект по XVIII веку. По одному из образований я историк, поэтому хорошо знаю моду той эпохи. Но мы всё же не совсем точно придерживались её. Например, крой мужских костюмов полностью соответствует тому времени, а вот женский – немного фантазийный».   

Для персонажей из высокой знати (царских особ и придворных) было заготовлено около 600 костюмов: для Елизаветы – 18, для Екатерины – 7, для Петра Первого, Остермана, Меньшикова и других главных героев мужского пола сделали по 4-5 смен одежды.