Владимир Стержаков: меня называли сумасшедшим папой

фото: пресс-служба Dомашний

Владимир Александрович Стержаков – заслуженный артист РФ, в его фильмографии 210 кинопроектов и около 70 сыгранных ролей в театре. Поводом для нашего разговора послужила дебютная режиссерская работа актрисы Юлии Галкиной, в которой он сыграл главную роль. На канале «Dомашний» в рамках линейки «Сказочные мелодрамы» состоялась премьера сериала «Бедная родственница».

- Это первая режиссерская работа Юлии Галкиной. Были ли сомнения: соглашаться-не соглашаться?

- Когда человеку доверяешь во всем, и от него поступает предложение поработать с ним в дебюте, никаких сомнений быть не может! В Юле редкое сочетание одаренности, актерского таланта, женственности (что для меня особенно ценно в век унисекса). Я с ней достаточно долго и успешно работаю спектакль «Сублимация любви», мы объездили много стран, не раз снимались. Она потрясающая партнерша! Плюс умнейший человек с мощным интеллектом. Вы знаете, что у Юли высшее психологическое образование и степень кандидата наук? Я часто обращаюсь к ней за жизненными советами.

- Возможно, на площадке она просила у вас профессионального совета.  Вы же работали не с одним режиссером.

- Так и у Юли громадный опыт! Должен сказать, наблюдая за ней со стороны, я понимаю, что она хорошо знает материал, который снимает. В «Бедной родственнице» очень много персонажей и практически нет второстепенных, все несут определенный смысловой заряд в очень плотном по происходящим событиям фильме. Юля создала очень комфортную атмосферу на площадке для всех актеров! Не знаю, откуда что берется, но ей удалось не просто найти общий язык с опытным оператором, но и настаивать на своем. Это важно, потому что оператор на кино смотрит немножко по-другому. Хочу всем сказать: давайте будем следить за дальнейшими режиссерскими работами актрисы, режиссера, потрясающей красавицы и умнейшего человека Юлии Галкиной. Уверен, в режиссуре у нее хорошее будущее.

фото: пресс-служба

- Что вам сказала режиссер про вашего героя перед началом съемок?

- Надо хорошо знать Юлю и ее бешеный человеческий темперамент. Она мне прислала сценарий. Я прочитал на одном дыхании, так мне понравилось! А когда мы созвонились, она прокричала в трубку вместо «здравствуй!»: «дядя Вова, это Вы! Только Вы!». Больше она ничего не говорила!

- Расскажите о вашем герое – бизнесмене Вересаеве. Мне показалось, что родственники стараются его обмануть …

- Я сам очень не люблю, когда мне рассказывают о кино или книге, так что расскажу, но туману напущу. Мой персонаж живет мечтой найти близкого родного себе человека. Как ему кажется, это внучка, о которой он практически ничего не знает. В жизни историй бывает много, когда люди по тем или иным причинам, по глупости в большей степени, разлучены, а потом сожалеют и хотят найти точки соприкосновения. Хотят заглядывать любимому человеку в глаза, говорить, насколько он дорог. Его желания и чувства настолько искренние, что родные моего героя, состоятельного и больного человека, желая исполнить мечту и обезопасить свое наследство, неприглядные вещи какие-то придумывают. Человек, который козни строит, иногда из добрых побуждений для своей семьи, своих детей, в его понимании совершает добро, в нашем – зло. Конечно, зрители соприкоснутся, на мой взгляд с интересной дилеммой. А какого черта мы можем осуждать персонажа, который не для себя старается!

- Вот уж точно – напустили тумана! А ваш герой такой же жизненный, как и события вокруг него?

- Мой персонаж, он военный в отставке, служил исправно, служил честно. Почему-то у наших сценаристов бывший военный такой: «сказал тебе, что люблю, и давай шагом марш отсюда!».  Вересаев скучает по своей любящей жене, ей он никогда не изменял, он и угасает без нее, ему не хватает настоящего, душевного. Я со многими знаком, и со многими дружу, и уверен: военные очень трогательные люди, они по-детски восприимчивы к каким-то мелочам, сентиментальны. И невольно задумываешься: «Господи! А им-то этого в жизни не хватало…». Безусловно, есть разные военные, но моему персонажу важна семья, дом, совместные обеды. Я тоже люблю, когда моя семья собирается за столом. И это не значит, что я как дон Корлеоне сижу во главе, а все подходят с поклонами и ручку целуют. Нет. В последние годы все разъединяет людей, это раньше при первом звонке сразу ехали и помогали друг другу, а потом всю ночь могли просидеть на кухне за разговорами, песни петь. Мои мама с папой хорошо пели, про маму даже писали в газете - она знала сотни песен наизусть. Это было нормально и естественно. А сейчас не объяснишь, зачем ехать куда-то и сидеть всю ночь на кухне, когда можно по скайпу поговорить, не выбираясь из кровати. И все, общение заканчивается, и нет душевности. Ворчу я, наверное.

фото: пресс-служба

- Думаю, не вы один тоскуете по посиделкам на кухне. А помните ли вы себя внуком?

- Так получилось, что мои папа и мама после войны оказались в Эстонии и остались в Таллине. А бабушки и дедушки были далеко, я их очень мало видел. Это уже когда поступил в Москве в институт, заезжал к своей бабушке Тане в далекое Подмосковье, и то нечасто, раз в два месяца.

- Зато у вас есть шанс стать дедушкой в жизни, а не только в кино…

- Моим сыновьям Денису и Алеше 23 года и 19 лет. Когда они родились, я работал во МХАТе, и Женя Добровольская, Татьяна Лаврова, Андрей Васильевич Мягков меня называли сумасшедшим папой. К сожалению, я так много работал, надо было обзавестись приличным жильем, чтобы парни ходили в хорошие школы, одевались, что совершенно не было времени играть с ними, да и просто быть рядом. А теперь им все время твержу: «Рожайте всех! Я всех приму, всех заберу, и вам родителям буду платить алименты, чтоб вы только не появлялись! Буду грудью кормить, у них будут самые лучшие игры, и образование дам! Только рожайте и привозите!».  А если внучка будет, буду судиться и отсужу ее у родителей! (смеется)

- И что?

- Пока еще надо подождать. У моих друзей внуков огромное количество. Звонишь, а они все о своих болячках и как с внуками проводят время: как тот сказал, как побежал, как песенки спел. А мы с Аллой (жена Владимира Александровича) все ждем пока дети институты позаканчивают (Денис заканчивает продюсерский факультет школы-студии МХАТ, Алексей учится в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина), ума наберутся и осчастливят меня.

- Совершенно не вяжется с тем огромным числом сыгранных вами персонажей в военных формах, директорских креслах и прочих начальников!

- Я бы и рад играть комедийные роли и многие другие разные, но продюсеры решили, что у меня вид начальника, и я, значит, должен играть только начальников.

фото: пресс-служба

- Наверняка же начинали не с начальников, да и вряд ли тогда продюсеры были. Помните свою первую роль и как попали в театр?

- Совсем ничего не помню, какая-то массовка, наверное. А история попадания в театр достаточно простая. Я мальчик дворовый, пацан конца 60-70-х годов. Друзья - пацаны прочитали в газете «Вечерний Таллин», что набирают в театральную студию при русском театре Эстонии (Государственный русский драматический театр Эстонской ССР) и пришли ко мне: «собирайся, сейчас пойдешь поступать!». Ну я подумал, а что поедем в центр погуляем!

- То есть позывов у вас к этому не было?

- Ну как не было? У всех моделирование – у меня моделирование, у всех пение в классе – у меня пение в классе, у всех литературный вечер – у меня литературный вечер. Это было интересно, что-то получалось. И вот ребята привели в театр и, конечно, меня все увлекло: там дворы, сараи, а здесь ТЕАТР! 9 и 10 класс я утром учился в нормальной школе, а вечером в театральной студии. Кстати, в этой же студии занимался Юра Аксюта, ныне музыкальный продюсер всея Руси, и Андрюша Дубовский (актер театра имени Пушкина).  Мы вместе и поехали в Москву после школы, они поступили в ГИТИС, а я во МХАТ.

- Это было в конце 70-х, и с тех пор немало сыграно и на сцене, и в кино, и в рекламе… 

- У меня 54 рекламных ролика, и 6 из них у Тимура Бекмамбетова. А что было делать? В то время кино не снималось, а здесь заработок очень хороший.

фото: пресс-служба

- То есть только финансовый интерес?

- И актерский. Фильм идет 1,5 часа, а рекламный ролик 30 секунд максимум, и за это время надо сыграть историю, биографию, и чтоб зритель поверил. Люди верили, рекламщики приглашали, а я был вхож в каждый дом по несколько раз в день.

- Но знают и любят вас не только по участию в рекламе!

- И, слава Богу!  Да, мне приятно, когда люди узнают на улице, улыбаются, шутят, женщины просят сфотографироваться. Никому не отказываю, конкурсы иногда устраиваю.

- Конкурсы? Где?

- Да везде! Хоть на рынке! Соберутся вокруг меня, а я им: а давайте выберем мисс-рынка такого-то!

- Это же очень тяжело – постоянно быть в центре внимания… Наверно, поэтому вы любите уединение с удочкой?

- Вы правы. Самый лучший отдых - сидеть на берегу водоема, где жалят комары, где ловится рыбка, где есть тишина и горит костерок. Я не замечаю ни секунд, ни часов, ни дней, созерцаю воду, слушаю кваканье лягушек, наблюдаю за луной. Меня наполняет ощущение радости, и я каждый глоток воздуха глодаю и понимаю, что мне не хватит жизни им наглотаться.

ЛИКА БРАГИНА

ДОСЬЕ

Родился: 6 июня 1959 года в Таллине (Эстонская ССР)

Образование: Школа-студия МХАТ

Семья: женат, сыновья Денис (23 года), Алексей (19 лет)

Карьера: снялся в таких фильмах и сериалах, как «В движении», «Две судьбы», «Даша Васильева. Любительница частного сыска», «Маргоша», «Дикий», «Доярка из Хацапетовки», «Одиссея сыщика Гурова», «Дурная кровь», «Тихая охота», «Молодежка», «Кухня», «Отель Элеон», «Бывшие», «ИП Пирогова» и др.