Александр Дьяченко: мужские увлечения для души — это женщины

Популярный актер Александр Дьяченко с первых ролей запомнился зрителям своей мужественностью и надежностью. Сейчас в его копилке более 70 фильмов и сериалов. В третьем сезоне многосерийной драмы «Жизнь по вызову», об изнанке эскортного бизнеса современной России, он сыграл одну из главных ролей. Актер рассказал «ТН» о своих предпочтениях жизни «на светлой стороне» и том, что нельзя купить за деньги, а также поделился мечтами и воспоминаниями о жизни и работе в Америке.

— Расскажите, чем вам запомнились съемки в проекте «Жизнь по вызову»? И прошлый сезон, и, конечно, новый, премьера которого состоялась на KION 1 сентября.

— Мой герой показался зрителю со второй половины второго сезона. К тому моменту проект был на полном ходу, и я влился в слаженную и очень профессиональную работу команды жизнерадостных киношников. В нашем деле, мне кажется, нет ничего важнее, чем доброе начало. Когда дело начинается с добрых, светлых и талантливых людей, то это сразу задает очень нужный рабочий тонус. На протяжении двух сезонов я был окружен вниманием и заботой. Это очень помогло. Хочется поблагодарить также партнеров по кадру. Работа с ними осталась приятным послевкусием после двух сезонов «Жизни по вызову».

1

— С какими сложностями пришлось столкнуться?

— Сложностей так и не случилось. Съемки обоих сезонов пролетели на одном дыхании.

— Какие мысли были после первого прочтения сценария, сразу согласились на участие в проекте?

— Выход первого сезона получился очень резонансным. «Жизнь по вызову» вдруг стала очень «на слуху». Честно скажу, после множества противоречивых отзывов о картине я не очень торопился ее посмотреть. И только после того, как получил сценарий второго сезона, ознакомился с первым. Как ни странно, написанный второй сезон мне понравился больше. И также мне очень понравился мой герой. В каком-то смысле я даже принял это как творческий подарок. Мне не так часто приходится играть жестких бескомпромиссных негодяев, и тут — пожалуйста! Вот он во всей красе!

— Расскажите о своем герое — олигархе Градове, что это за человек? Кем вдохновлялись при создании образа?

— Градов — не совсем здоровый человек. Он живет в своем, закрытом от всех мире. Этот мир материален. В нем нет места человеческим радостям и слабостям. Его единственным смыслом является движение к цели и все происходящее вокруг должно быть подчинено его воле. Игра должна вестись по его правилам. В этом смысле он — увлеченный шахматист незаурядных способностей. И все люди вокруг него лишь деревянные фигуры.

Я не знаю, насколько можно «вдохновляться» такими персонажами в жизни. Даже в формате подготовки к роли это не совсем правильный термин. Я давно живу, и «насмотренность» жизнью у меня достаточная, чтобы можно было использовать правильные краски для образа Градова. Или, как я его ласково называю «Гадова». Прототипов более чем достаточно.

Какое мнение об эскортном бизнесе сложилось у вас после погружения в эту тему? Как вы думаете, такие фильмы в целом полезны для общества?

— Я ничего не знаю об этом бизнесе. Что-то узнал из сценария. Мнение не столько сложилось, сколько укрепилось еще больше прежнее. Мне комфортнее жить на светлой стороне. Как мне видится, смысл жизни - в наполнении ее смыслами. Мои смыслы и мои радости на другой стороне. Я думаю, что наш фильм в целом должен показать зрителю не только «клубничку-развлекушку», но и стать назиданием во многих смыслах. И там они заложены, как и в любом другом кино, где есть история очень непростых человеческих отношений с пиковыми эмоциями, болью, страстями.

— У вас в жизни были когда-нибудь такие заклятые враги, как у вашего героя Градова? У них ведь с Мэджиком (героем Прилучного) война не на жизнь, а на смерть… Вам понятны такие разрушающие чувства? Борьба за власть?

— Последнюю свою битву «не на жизнь, а насмерть» я могу припомнить лишь в раннем детстве, в песочнице. Мы бились за пластмассовый самосвал. Тогда за его обладание пришлось заплатить хоть и малой, но кровью. Причем финал истории был банален. На орехи получили все участники «песочного побоища», а самосвал был конфискован родителями.

С тех пор я не делил с людьми ничего такого значимого, чтобы это приводило к войнам. Боевые виды спорта не в счет. Тогда в мои времена эти войны были благородными, без дележа власти и денежных потоков, а потому и заклятых врагов не появлялось. Наоборот, друзей становилось больше. Правда, потом наступили 90-е…

— Чего, по-вашему, нельзя купить за деньги?

— Битлз уже давно объяснили это миру. «Can’t buy me love». Я не могу купить себе любви. Так же, как и все то, что даровано Богом, — Веру, Благодарность, Милосердие, Здоровье! Эти истины очень древние и давно стали прописными. Но я рад, что вы спросили. Напоминание об этом очень помогает держаться на плаву.

— Время сегодня для всех нас непростое. Как сохранить себя? Что для этого нужно делать?

— Каждый из нас — это свет, горящий в темноте. Мне важно, чтобы во мне было больше Света. С некоторых пор я слежу за своими мыслями и действиями. У меня есть мои практики и мои личные «дизайнерские» мантры. Я очень много и подолгу хожу и смотрю на Небо.

— Вы оглядываетесь назад, чтобы оценить свои решения и достижения? Многое хотелось бы изменить, исправить?

— Я, как мне кажется, уже вполне осознанно живу в настоящем. Это дает мне больше контроля над желаемым и формирует одновременно мои прошлое и будущее. Возможно, это только мои иллюзии и все значительно более фатально в жизни. Но осмысленное существование в настоящем с целью строительства идеального будущего мне кажется более правильным, чем копание в том, что уже произошло и чего невозможно изменить.

— А в Америку бы так же уехали в начале 90-х? Чем сейчас вспоминаются прожитые там годы? Что вам дала и чего лишила Америка, как считаете?

— Я бы не стал ничего менять в своей жизни. Да и кто это может? Америка для меня в те давние годы стала кладезем новой информации, нового способа жизни и существования в новой культуре. Тогда это было безумно интересно — впитывать и обогащаться новым опытом. Хотя во многом, если не брать в учет их «буржуинское» изобилие, это было сравнимо с тем, что мы потеряли в конце 80-х. Там, как и у нас когда-то, были те же защищенность, отсутствие агрессии, ощущение перспективы. И, хоть это было не просто, я рад, что смог адаптироваться в жизни той консервативной, пуританской и даже, осмелюсь сказать, гуманной Америки, которую она из себя представляла в те времена. К сожалению, сейчас это другая страна.  Поменялось все настолько радикально, что, по-моему, не осталось и следа от той «сказочной страны американской мечты». Все в прошлом. Но, так или иначе, на все свое время.  Мое время там закончилось задолго до того, как там начались эти сложные перемены. И, если говорить о том, что Америка забрала у меня, то есть то, чего она мне, скорее, так и не дала. Она не стала мне домом. Там и сейчас живет очень много прекрасных добрых людей, которые мне по-настоящему близки. И много мест, где мне было хорошо. Но ощущения того, что я дома, так и не пришло. Я начал сильно тосковать, доходило до депрессий. Все это прошло, как только я принял решение. В 2005 году я вернулся домой. И теперь, как пел в своей песне Сергей Беликов: «Здесь моя работа, здесь мои друзья». И здесь моя мама. И моя самая лучшая и самая красивая Москва. И город моего детства Питер. «Это все мое родное...» Сейчас я могу уверенно сказать, что стоило прожить столько вдали от Дома, чтобы он стал еще теплее и еще роднее.

2

— В вашей фильмографии есть голливудские проекты «Хантер Киллер», «МакМафия» — это был интересный опыт? Хотелось бы его повторить?

— Да, опыт был очень интересный. Был еще целый ряд картин, в которых пришлось поработать за рубежом. Они все были разными, но все стоящими с точки зрения актерских затрат и накопления профессионального опыта. Повторить этот опыт, несомненно, хотелось бы, но сейчас я не вижу возможностей, как это сделать. Я отказываюсь от приглашений и самопроб из-за рубежа. Наше кино на небывалом подъеме сейчас — оно развивается, крепнет и качественно улучшается с каждым годом. И набираться нового интересного опыта здесь у нас — правильнее всего. «Жизнь по вызову», например, в этом смысле подарила мне много драгоценного опыта.

— Насколько сегодня актеру в России важно быть в хорошей физической форме?

— Физические кондиции и готовность к нелегкой работе на площадке — это предмет одного из важных пунктов договора актеров с продюсерской компанией. Это то, что всегда требуется от актера в первую очередь. Мало кто знает, насколько не просто достается нам наш хлеб. Рассказывать бесполезно, у зрителя уже давно сложился свой на это стереотип. Просто поверьте на слово — у занятого востребованного актера нет никакой другой жизни, кроме актерской. И это с недосыпами, с переездами, перелетами и жизнью по 12 часов на площадке в очень затратной работе душой и телом. Но жаловаться никто не собирается. Это лучшая для нас профессия, самая любимая и самая необходимая!

— В следующем году вас ждет большой юбилей — 60 лет, какие мысли на этот счет? Не испытываете тревог по поводу возраста? Вам удалось с ним подружиться?

— Я не знаю, о чем это вы. Нет у меня никакого возраста. И это не про меня. И юбилеев я, как и «дээров», не отмечаю. Я одинаково радостно играю роли разных возрастов и чувствую себя в каждом из возрастов очень комфортно. Внутреннее ощущение задает правила игры. А ощущение мое даже близко не соответствует цифровым обозначениям этого самого возраста. Мантры, спорт и Вера — мои главные помощники в этом.

— Может быть, какие-то мечты готовитесь воплотить к знаменательной дате?

— Из мечтаний творческих, пожалуй, главных две. Первая — восстановить или даже пересобрать свой любимый спектакль «На одном дыхании», с которым удалось так сказочно поколесить по белу свету и порадовать большое количество людей. Очень зовет сцена, просто до слез хочется туда опять. И второе — собрать состав музыкантов и приехать с концертами ко всем, кто еще не потерял надежду услышать вживую концерт «ANTIGO». Но все это не для галочки «под знаменательную дату». Это то, чего просит душа безотносительно юбилейных «обязаловок».

— Подводите уже какие-то итоги? О чем, может быть, могли бы рассказать с пометкой «Горжусь»?

— С пометкой «Горжусь» пока сложности. Не могу такого сказать. Но знаю, что все еще впереди. Не сделано еще и трети запланированного. Поэтому, возможно, когда-нибудь и порадую этим громким заявлением.

— С возрастом многие становятся сентиментальными… Замечаете за собой подобные проявления? Что вас может растрогать?

— Я сентиментальный и растроганный с раннего детства. Мало что изменилось с тех пор. Сейчас я уже знаю, что это называется романтизм. И я в этом смысле идеальный образец безнадежного романтика. Растрогать может все — от пчелки на цветке до солнечных лучей, отраженных в окнах домов.

— Маму часто удается навещать в Санкт-Петербурге?

— Удается. Сейчас это то важное, о чем думаю постоянно. Хорошо, что очень везет с проектами, которые снимаются в Питере. Очень в помощь.

— На чем вы сконцентрированы и чем заняты в отсутствие съемок?

— На музыке. Написании текстов к ней. Творении в студии. На хождениях по моим волшебным «Тропам Счастья». Они есть у меня в Москве и Питере. Только я их знаю.

— Есть ли у вас какие-то мужские увлечения для души?

— Мужские увлечения для души — это женщины, наверное? Да, продолжаю увлекаться. Наверное, я не очень понял суть вопроса. Улыбаюсь.

— Когда-то вы говорили: моя душа наполовину состоит из музыки. Что сегодня с этой вашей любовью, удается находить на нее время?

— Времени на музыку очень мало. Особенно в последнее время. Но тем ценнее и сакральнее каждая новая сессия в студии, каждая новая возможность пожить в новорожденных звуках своей музыки. Процесс рождения — самый духоподъемный. Заниматься же релизом нового трека для меня всегда тяжело. Процесс «раскрутки» требует перехода в другое поле материи — товарно-денежное. И там все забито и толпы страждущих. Поэтому сейчас я это делаю просто потому, что не могу не делать. Это льется из меня. Но в результате направляется прямиком в стол. Пока. Надеюсь, дорасту до концерта, и тогда будет счастье.

— Ну и в чем сегодня ваш рок-н-ролл?

— Мой нынешней рок-н-ролл — в новой осмысленности. Возможно, эта осмысленность всего лишь очередной вид недоосмысленности, но она меня окрыляет. Я многое понял, многое осознал для себя. Так же, как и тексты к музыке (не буду называть это стихами), так же, как и отдельные мысли мне присылаются в золотой оправе, и я сразу понимаю, что это руководство к действию. И для меня ни с чем не сравнимое удовольствие — ощущать магическую силу таких действий.

«Я мечтатель. Мечтал и мечтаю сверх нормы» — признавались вы. А семья и дети есть в этих мечтах, планах-целях на будущее?

— Конечно!

фото: KION