Юрий Быков: когда Хабенский приходил на площадку — начиналась магия

Совсем скоро на «Кинопоиске» стартует новый, третий сезон сериала «Метод» с Константином Хабенским в роли неординарного следователя Родиона Меглина. В продолжении истории он собирает под своим началом группу маньяков, которые прекрасно разбираются в психологии преступника и находят виновников самых жутких убийств по всей стране.
«Метод» — один из самых высокооцененных российских сериалов с рейтингом 8,3 от более, чем 800 тысяч зрителей на Кинопоиске. Помимо Константина Хабенскогов третьем сезоне сыграет Никита Кологривый, Анна Банщикова, Лев Зулькарнаев, Эльдар Калимулин, Егор Кенжаметов, Игорь Черневич, Денис Бургазлиев, Снежана Самохина и Анна Савранская. Но самое главное: в режиссерское кресло вернулся Юрий Быков. Он эксклюзивно поделился ТН некоторыми подробностями о новом сезоне.

—Как и в какой момент появилась идея создать в третьем сезоне «Метода» «команду Меглина»? Чем она вас привлекла?
—Эту концепцию предложил шоуранер Макс Полинский, и мне она понравилась тем, что она абсолютно свежа. Это в определенной степени эксперимент и хулиганство. Теперь интриги сюжета создаются руками других персонажей, которые действуют самостоятельно, пусть и под присмотром и контролем того, кто все это начинал,—Меглина. Допускаю, что когда-нибудь, лет через пятьдесят, «Метод» превратится в отдельную страну, и по ней будет бродить гигантский призрак Меглина, как в «Гарри Поттере».(Смеется.)
Для меня сериал — это ремесленное поле деятельности, и в этой истории я увидел для себя возможность поработать с восемью новыми артистами. Я вообще люблю полифонию, такие фильмы, как «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета или «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина. Мне нравится, когда в фильме есть большая группа персонажей, и нет жесткой фокусировки на одном конкретном. Это видно и в других моих работах — например, в «Заводе».

—В чем для вас заключается актуальность этой истории?
—Ее смысловой концепт формулируется следующим образом: «Что есть ансамбль без дирижера?» Команда Меглина собиралась не по принципу любви друг к другу. Тут другая история: не будешь делать — умрешь. И спрос начальства очень жесткий. К этому всему мы с шоуранером Максимом Полинским добавили и еще один смысловой пласт, выражающийся вопросом: «А что, если начальник — прав?» И где тогда проходит граница свободы и обязанности?
Но в целом я старался придерживаться принципа, что развлекательное кино не должно быть перегружено смыслами. Если вы хотите бургер— не надо этого стесняться. Покупайте настоящее мясо, а не бургер с соевой котлетой на миндальном майонезе. «Метод» — жесткий, кровавый, эмоциональный, как комикс, это сочетание несочетаемого. В нем есть свои острые смыслы, но сама его фактура держится на участниках —на ярких, дерзких, пограничных персонажах-социопатах.
—Как изменился Константин Хабенский как актер за 10 лет, прошедшие с первого сезона? Что особенно подкупает в работе с ним?
—Мы действительно давно не работали, и так примечательно совпало, что теперь Константин Хабенский — художественный руководитель МХТ им. Чехова, а Меглин в третьем «Методе» — тоже своего рода художественный руководитель, начальник очень яркой труппы.
В полифонической истории поведение героя зависит от того, где он находится. И все, что Константину Юрьевичу нужно было на площадке,— это показать точку. Если другим артистам нужно показать и точку, и причину, и следствие, и задачу, то он сразу все понимал без слов. Обычно это было так: он приходил на площадку, молчал, курил, смотрел, как я репетирую, говорил «да, хорошо» — и дальше начиналась магия.
—Одна из концепций «Метода» — путешествие по городам России. Где в этот раз проходили съемки?
—Базой для съемок третьего сезона у нас стал Петербург, но хотелось и еще чего-то, более экзотического, не такого большого. Мы с Максимом Полинским поехали посмотреть Выборг, и я был шокирован тем, какой это уникальный самобытный город! Помню, как мы искали похожую фактуру еще для первого «Метода», так что съемки в Выборге стали для меня закрытием гештальта.
После Романа Прыгунова, после «Беспринципных», после других столичных фильмов и сериалов, мне кажется, уже невозможно снимать про Москву и ее жителей.(Улыбается.) Посмотрите: все новые отечественные сериалы — про регионы. В кадре — осетинские холмы, тольяттинские степные просторы, дремучие леса Дальнего Востока. У нас огромная страна, 1/6 часть Земли! И у меня есть желание, чтобы фильмы и сериалы снимались в разных городах, а не только в Москве. И даже не потому, что она надоела,— а просто чтобы показать, что жизнь есть не только в ней.
фото: пресс-служба Кинопоиска