Светлана Мисюра: психологическое состояние художника отражается в его произведениях

Фотографии: личный архив Светланы Мисюра

Приближается 1 сентября, каждый раз в преддверии начала нового учебного года родители сталкиваются с дилеммой, как планировать занятость ребёнка: стоит делать главный фокус на постижении общеобразовательных предметов или, может быть, дать ребёнку возможность попробовать разные творческие, спортивные направления, чтобы понять, что ему по душе и чем он хочет заниматься дальше?Художник Светлана Мисюра - яркий пример личности, которая смогла сделать хобби своей профессией, у неё получилось в осознанном возрасте воплотить в жизнь детскую мечту и добиться успеха в творческой сфере.

Художник своим примером подтверждает верность японской мудрости, которая гласит, что «нашедший себя подобен солнцу». Картины Светланы Мисюра греют, словно солнце, озаряют теплом и вдохновением, заряжают положительной энергией. Главный вектор творчества Светланы - анималистика, также художник оригинально воплощает пейзажи, натюрморты, портреты. В работы «Svetlana Misyura Art: Живые картины» заложен большой экологический посыл - её картины привлекают внимание к вымирающим популяциям животных.

фото: личный архив

Светлана рассказала о поиске своего предназначения, неотъемлемом синтезе таланта и труда, тесной взаимосвязи художественного творчества с психологией, о любви к миру животных и преемственности поколений. 

- Вы человек, который не побоялся в сознательном возрасте сменить стабильную экономическую профессию на нестабильную творческую. Поделитесь, как Вы пришли в профессию художника.

- В определённый период жизни пришло время что-то поменять, заняться развитием способностей в другой сфере. Ведь если перестаёшь развиваться в чём-то, если на самом деле давно "горишь" чем-то другим, то пора действовать. Конечно, я боялась. Тем более, первую профессию я в своё время выбрала сама и по-настоящему её любила, посвятив этому делу 20 лет. А началось моё становление как художника совершенно спонтанно: три года назад я купила первые кисти и краски. Зов души, что называется. Помню, это был самый маленький художественный набор, 5 цветов. На самом деле, меня всегда тянуло к рисованию, красивым картинам, живописи, но я всегда считала, что не смогу также. Принесла домой краски и сразу попробовала рисовать на том, что было под рукой - на маленьких деревянных плашках. С тех пор занимаюсь живописью каждый день, за редким исключением, настолько это захватило меня.  Соответственно, настал момент, когда просто пришлось выбирать. Даже физически сложно одинаково хорошо успевать в двух разных сферах. А тем более, как говорил Конфуций: «Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Я сделала выбор в пользу творчества, для меня он в определённый момент стал очевидным и осознанным. 

фото: личный архив

- Что бы порекомендовали людям, которые тоже мечтают о творческой реализации, но боятся?

- Боятся не надо, надо брать и делать. Если речь идёт именно о смене профессии, тут главное не перепутать увлечение, которое может уже не быть таким привлекательным через пару лет, с тем, что стоит для тебя того, чтобы всё поменять. Способностей у человека может быть много, в разные периоды жизни приходит время для развития одних или других. Я раньше тоже много чем увлекалась в плане творчества, но только живопись стала для меня тем, без чего я уже не могу прожить свой день. Порекомендовала бы учиться, получать знания, образование. На этом этапе становится понятно - есть ли вдохновение двигаться дальше и остаться в этом или стало трудно, захотелось бросить, оставив на любительском уровне. Кстати, стать живописцем, например, в эпоху Возрождения было крайне сложно. Мастерство держалось в тайне, а обучение у мастера длилось без малого 13 лет. Все эти годы ученик был обязан заниматься рисунком каждый день, абсолютно каждый, без перерывов на праздники и выходные. Спросите себя, сможете ли также, хватит ли вдохновения и желания? Если да, значит, не сомневайтесь и не бойтесь - всё получится!

- Многие родители считают творчество хобби, но не профессией, и, желая обеспечить детям стабильное будущее, не дают развиваться их творческим талантам. Как мама, как художник посоветуйте: как распознать талант в ребёнке и помочь ему реализоваться?

- Одного таланта мало, его, естественно, надо развивать до уровня мастерства. Недавно прочла об исследованиях о так называемой гениальности, в нашем человеческом понимании, конечно. Результаты говорят о том, что гениями становятся люди легко и быстро обучаемые. Есть дети с явными способностями схватывать всё на лету - в живописи, например, они сразу запоминают, видят, понимают, где свет и тень, где должен быть блик и прочее, им интересно узнавать об этом. А есть дети, которым нужно несколько раз напомнить, что там-то и там-то должна быть тень, при том, что рисуют они вроде хорошо. Кто окажется "талантливее" - очевидно. Я это очень явно увидела и поняла, когда сама начала преподавать в изостудии. Это к вопросу как помочь реализовать те или иные таланты. А уж пытаться их пресечь или мешать развивать, по-моему, преступление. 

фото: личный архив

- Ваш любимый жанр - анималистика, почему именно она? 

- Я безмерно люблю животных, много читаю о них. Даже всевозможные передачи о животных - это, пожалуй, единственное, что я могу смотреть по телевидению долго и с интересом. Прежде чем написать картину с тем или иным животным, я сначала найду всю информацию о нём. Для меня животные и вообще вся фауна - это чудо планеты, разумное и во многом до сих пор непознанное. 

- Вы привлекаете внимание к диким животным, популяции которых на планете стремительно сокращаются. Что, на Ваш взгляд, нужно делать, чтобы остановить этот процесс. 

- Можно, конечно, надеяться на сознательность и понимание людей, но этого мало. Считаю, что браконьерство, например, должно в разы более жёстко наказываться на законодательном уровне в каждой стране. Это очень сложная тема. В некоторых странах люди вынуждены таким образом просто заработать себе на жизнь, поэтому и меры нужны комплексные.  А ещё очень важно как можно больше освещать эту проблему. Когда я начала писать картины с исчезающими животными и рассказывать об их численности, о том, что они под угрозой, увидела по комментариям и отзывам, что большая часть людей даже не в курсе масштабов проблемы. Многие впервые узнавали о том, что то или иное животное оказывается уже вымирающее. 

фото: личный архив

- Ваши картины дарят так необходимые всем положительные эмоции. Как, на Ваш взгляд, художественное искусство взаимосвязано с психологией.

- Самым тесным образом связано, конечно. Психологическое состояние художника так или иначе отражается в его произведениях. Мне всегда хочется изображать что-то яркое, живое, на что человек смотрит и вдохновляется, улыбается и, возможно, сам начинает тоже делать что-то красивое и яркое! Или вообще, начинает как-то менять свою жизнь, куда-то стремиться, открывать новые горизонты.

- Анималистика тесно переплетается с тотемизмом. Расскажите об этом направлении.

- С образом животного, в том числе его изображением, можно работать как с постоянным тотемом, с временным тотемом, с животным силы. Всё-таки у каждого животного своя энергия, сила, способности, особенности. Иногда человеку необходимо выработать в себе какие-либо черты характера, свойственные тому или иному животному, усилить их или подчеркнуть. Или получить от животного, так скажем, помощь, поддержку, которая может быть и психологической, и энергетической. Ведь именно по этому принципу, осознанно или неосознанно, человек выбирает себе тату именно с волком или футболку с медведем, или кулон со змеёй. Большинство картин с животными я и пишу с определённым, конкретным энергетическим посылом, чтобы с ними можно было взаимодействовать именно как с тотемом или животным силы. 

фото: личный архив

- Живопись на натуральных камнях - ваш новый вектор деятельности. Чем вам интересна эта сфера? 

- Для меня это невероятно интересно! Я давно интересуюсь камнями, изучаю их, коллекционирую интересные экземпляры. Мне нравится даже просто держать их в руках, рассматривать. А когда можно объединить любимую живопись и натуральные камни - это просто сплошное вдохновение!  Из таких расписных камней можно сделать оригинальные и неповторимые украшения. 

- Могут ли украшения из натуральных камней стать талисманом?

- Да, конечно. Я вообще считаю, что талисманом для человека может стать любая вещь. А уж натуральные камни тут, наверное, вне конкуренции. Каждый камень сам по себе обладает определёнными свойствами, которые люди замечали ещё с древнейших времен. Плюс к этому какое-либо изображение, которое тоже может обладать своим посылом, и это уже становится так называемым предметом силы. 

фото: личный архив

- Нет ли у вас в планах делиться своим мастерством и обучать художников?

- С некоторых пор преподаю детям, первый шаг сделан. Учить взрослых возможно, потому что были запросы, но пока нет определённости: как это должно быть. Я за системность, а её невозможно добиться, просто организуя, например, мастер-классы, сторонником которых я не являюсь и сама принципиально не смотрела. Если человек начинает ходить по  мастер-классам разных художников, у него либо не появляется, либо пропадает свой стиль, свой почерк. Обучение онлайн по записанным урокам и даже с обратной связью от художника тоже имеет свои белые пятна. Сама так училась, по сути, это самостоятельное обучение. Может быть, когда-нибудь возьму учеников на индивидуальное обучение с живыми уроками. Потому что только так можно увидеть "изюминку" каждого и развить именно её. Считаю это главным в обучении! 


Фотографии — личный архив Светланы Мисюра