София Коппола раскрыла подробности создания фильма "Присцилла: Элвис и я"

В новом фильме режиссера Софии Копполы про взаимоотношения Элвиса Пресли и его единственной жены роль короля рок-н-ролла исполнил звезда сериала «Эйфория» Джейкоб Элорди, а его супругу Присциллу Пресли воплотила в жизнь Кейли Спейни, получившая Кубок Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале и номинацию на премию «Золотой глобус».

Фильм является экранизацией автобиографии Присциллы Пресли “Элвис и я”, написанной в соавторстве с Сандрой Хармон, и был представлен в программах кинофестивалей в Венеции и Нью-Йорке. София Коппола стала не только режиссером фильма, но также автором сценария и продюсером. На счету у режиссера («Трудности перевода», «Роковое искушение») множество призов и номинаций на крупнейших мировых фестивалях и премиях: Оскар, Золотой глобус, Каннский и Венецианский кинофестивали. В российский кинопрокат картина выйдет уже 25 января 2024 года.

Синопсис: Какая девушка не мечтает о романе со знаменитостью? У молодой Присциллы такое желание сбылось, и судьба уготовила ей встречу с самим Элвисом Пресли. Теперь они официально – главная пара Америки. Но что скрывается за фасадом счастливой жизни с кумиром всей страны?

фото: пресс-служба

История:

К 20 годам Присцилла Пресли стала одной из самых известных женщин в мире, символической королевой американского рок-н-ролла. Однако, будучи большой любовью и единственной женой Элвиса, она оставалось для всех загадкой. Ее история, незаметная никому в лучах славы мужа, – это личная история девушки, которая фактически взрослела и формировалась, попав в настоящую сказку в очень юном возрасте.

В своей картине София Коппола представляет взгляд на отношения Присциллы и Элвиса изнутри. Сюжет фильма охватывает период с 14 лет героини, когда Присцилла впервые встречает Элвиса, до 24 лет, когда она покидает страну грез Грейсленда, став молодой матерью. Зритель увидит не только блистательную жизнь пары, когда Элвис оказывается на олимпе славы, но и деликатно и точно воспроизведенный внутренний мир молодой женщины, которая ищет себя в мире, где ей была грубо навязана одна единственная роль – супруги звезды.

У Копполы радикальный взгляд на биографические сюжеты. Она подходит к байопику не как к строгой хронологии, а как к инкапсуляции настроения, стиля и глубоко укоренившихся чувств, где биография — это не деконструктивизация личности, а ее создание. Ее "Мария-Антуанетта" (2006) была столь же исторически неточной, сколь и молодежной, взглядом на уныние Версаля глазами наивного подростка, попавшего в царство власти, в котором она должна была найти свое собственное утешение.

Присцилла, будучи подростком, тоже попадает в жизнь королевской семьи, хотя и американской. Несмотря на то, что атмосфера и атрибутика Мемфиса 1960-х годов сильно отличается от Версаля, Коппола снова делает акцент на чувствах того самого подростка.

Коппола умело показывает, как изнутри героиней ощущались взлеты и падения в их отношениях с Элвисом – близость, страсть, очарование, отстраненность, замкнутость и растущее желание вырваться наружу, – и дает Присцилле право владеть своей собственной историей.

фото: пресс-служба

Коппола говорит: "Читая историю Присциллы в первый раз, я была поражена тем, как легко она воспринимается. Тем, что мы видим ее как яркую фигуру рядом с Элвисом, но не смотрим на нее шире. В мире таблоидов Присцилла была "юной невестой Элвиса", но мне показалось, что ее история гораздо интереснее – о мечте, которая исполнилась, но оказалась не такой, как она себе представляла, о взрослении в условиях невероятной славы и огромного одиночества, о том, как люди учатся жить в пузырях и чувствовать необходимость из них выбраться, о мужестве, которое потребовалось ей, чтобы понять: как бы сильно она ни любила Элвиса, она должна уйти. Элвис был важной частью американской культуры, но жизнь Присциллы – такая же часть этой истории".

Коппола продолжает: "Присцилла традиционно была второстепенным персонажем в истории Элвиса. Мне было интересно узнать, каково это – быть подростком в Грейсленде, расти в этом «королевстве», взрослеть в чрезвычайно сложном браке, и как необычно было уйти из этого мира, чтобы жить своей собственной жизнью".

За основу сценария Коппола взяла бестселлер 1985 года "Элвис и я", невероятно откровенные, полные любви мемуары Пресли.  Именно в мемуарах  Коппола нашла ту самую необычную структуру фильма, в которой воспоминания героини как бы раскрываются зрителю.

Кроме того, Коппола провела много часов, беседуя с Присциллой лично, благодаря чему ей удалось лучше понять героиню, ее взгляды сегодня. Будучи давней поклонницей Копполы, Присцилла была откровенна с режиссером, и они говорили не только о событиях, но и об эмоциях и впечатлениях:

"Ее история вызывает много вопросов, ведь она была так молода, и вы думаете, как ее родители вообще могли позволить ей уехать из Германии и жить с Элвисом, когда она еще училась в школе, – говорит Коппола. – Мне хотелось быть очень открытой, услышать от нее, каким был ее опыт, и честно отразить его в фильме. Для меня это еще история о том, каково было быть женщиной в ту эпоху».

фото: пресс-служба

Об актерах

Поскольку весь фильм повествование идет от лица Присциллы, Коппола искала актрису, способную одновременно воплотить ее юношескую наивность и зрелость. Все это она увидела в восходящей звезде Кейли Спейни, которая недавно получила свою первую главную роль в фильме "Колдовство: Новый ритуал" и получившая признание за роль матери-одиночки Эрин МакМенамин в громком сериале HBO "Мейр из Исттауна".

"Общаясь с Присциллой, я всегда видела ее мягкость, открытость, и когда я познакомилась с Кейли, то обратила внимание именно на эти качества, – размышляет Коппола. – Кейли так выразительна, у нее невероятная способность переходить от героини на одной стадии жизни к другой. Мы снимали фильм не по порядку, но каким-то образом она могла утром быть 15-летней Присциллой в Германии, а днем – беременной в 20 лет в Грейсленде, и оба варианта были одинаково достоверны".

Для Элвиса глазами Присциллы Коппола хотела найти человека, готового немного выйти за рамки бесчисленных образов Элвиса из кино и поп-культуры. "Поскольку это Элвис глазами Присциллы, его образ строится исключительно на том, как она о нем говорит, – отмечает Коппола. – Это интимная сторона Элвиса, та, которую никто не видел за пределами сцены. В этой истории мы не видим его выступления, но роль гораздо больше посвящена тому, каким он был дома, наедине с Присциллой, и тем уязвимым моментам, сомнениям и недостаткам, которые она видела".

Джейкоб Элорди, молодой австралиец, сыгравший в нашумевшем сериале "Эйфория", с самого начала ухватился за идею не очень уверенного в себе и эксцентричного Элвиса. "Джейкоб действительно увлекся этим, – говорит Коппола. – Он от природы очень харизматичен, но больше он концентрировался на эмоциях героя, на том, каким его знала Присцилла. Он опирался на текст Присциллы, которая описывала Элвиса как человека, постоянно ищущего что-то неуловимое и легко разочаровывающегося".

В актерский состав фильма также вошла Дагмара Доминчик, хорошо известная по роли в хитовом сериале «Наследники». Здесь она играет противоречивую роль матери Присциллы Анны, женщины, оказавшейся между желанием оградить дочь от опасных отношений, возможной сердечной травмы и желанием помочь Присцилле получить ту жизнь, которую она так сильно хотела. Доминчик говорит об Анне: "Она – мать, которая глубоко, очень глубоко переживает за свою дочь-подростка. Она не знает, что может ждать Присциллу, влюбленную в мегазвезду, и как может сложиться ее жизнь. И в то же время она не хочет быть той, кто стоит на пути к счастью дочери».

фото: пресс-служба

Актерский состав дополняют Ари Коэн в роли капитана Болье, приемного отца Присциллы (ее биологический отец погиб в авиакатастрофе, после чего мать снова вышла замуж) и Тим Пост в роли отца Элвиса, Вернона, управляющего Грейслендом.

Пост вспоминает: «Благодаря тому, что Коппола уделяла особое внимание созданию атмосферы, съемочная площадка не была похожа ни на одну другую. Например, когда мы снимали сцену, где Присцилла впервые встречается с Элвисом на домашней вечеринке, мы все находились в удивительном янтарном сиянии сигаретного дыма, напитков и эмоций людей, а перед каждым дублем София включала песню "Sweet Nothin's". Мы чувствовали, что полностью погружаемся в этот мир. В этом и заключается магия ее работы, а музыка и эмоция – это важнейшие элементы ее режиссуры. В перерывах между съемками всегда играла музыка, которая всех расслабляла и помогала случиться настоящей магии".

Грейсленд Присциллы

В 1957 году, в первый год звездной жизни Элвиса, когда полчища поклонников стали толпиться у его резиденции в Мемфисе, Пресли приобрел дом своей мечты: тогда он назывался Graceland Farms, поместье, построенное в 1939 году, особняк в стиле колониального возрождения с 8 спальнями. Купив его за 100 000 долларов, Элвис и предположить не мог, что впоследствии он станет культовой достопримечательностью США, меккой, которую ежегодно посещают полмиллиона человек. Для Элвиса это было просто убежище. В поисках уединения он установил вокруг дома площадью 17 000 квадратных футов стену из розового полевого камня, создав пространство, недоступное для посторонних глаз.

Чтобы вписать в визуальный ряд картины многочисленные важные детали, режиссер собрала команду из давно проверенных профессионалов и тех, с кем она не работала ранее. Хотя Коппола обычно тщательно продумывает дизайн всех своих фильмов, в этот раз она почувствовала, что художественные элементы соединяются как-то иначе. "Этот фильм в какой-то мере стал кульминацией всего моего предыдущего опыта, – говорит она.

Филипп Ле Сурд, оператор-постановщик, номинированный на премию "Оскар" и снимавший с Копполой фильмы "Роковое искушение" и "Последняя капля", привнес в эту съемку свое видение и точный взгляд на игру света. "Филипп умеет внимательно слушать, – комментирует Коппола. – Он точно понял, что я хочу сделать, и помог мне не только передать ощущение того времени, но и показать в кадре сложные эмоции. Мы долго обсуждали, как сделать так, чтобы в каждом кадре создавалось ощущение, что вы видите этот мир глазами Присциллы".

Художник-постановщик Тамара Деверелл, номинированная на премию "Оскар" за работу над фильмом Гильермо дель Торо "Аллея кошмаров", с энтузиазмом сотрудничала с Копполой, когда они вдвоем отправились в путешествие по воображаемому миру, создавая свой собственный мини-Грейсленд на съемочных площадках в Торонто.

фото: пресс-служба

Большое влияние оказали работы знаменитого фотографа 60-х годов и уроженца Мемфиса Уильяма Эгглстона – с его чувственными цветами и акцентом на странной красоте повседневных предметов. "Эгглстон был первой зацепкой, которую дала мне София, и мы действительно приняли этот стиль композиции и качество цвета", – говорит Деверелл.

Коппола сразу же сказала Деверелл, что она задумала скорее импрессионистский, а не сверхточный подход. Деверелл воспроизвела подлинную планировку Грейсленда во время жизни там Присциллы, но затем сделала все еще более осязаемым и манящим, как бы выплывающим из глубоких меланхоличных воспоминаний.

Изначально режиссером была заложена одна идея: когда Присцилла впервые приезжает в Грейсленд, вырываясь из своей уединенной жизни в Германии, она должна чувствовать себя так, будто входит «в свадебный торт». В результате получилась аппетитная палитра мягких, «сахарных» цветов.

"Грейсленд Присциллы – это мир пастельных розовых, по-детски насыщенных золотых и кремовых оттенков, – комментирует Деверелл. – Это наше представление о ее мире, но в то же время он напоминает реальный Грейсленд своими очертаниями. В нем выстраивается сюжет того, как Присцилла выходит из темной, унылой палитры своей жизни в Германии в этот всплеск тепла и цвета, в мир солнечного света. Мы очень старались, чтобы палитра была именно такой".

Элвис полностью переделал Грейсленд в середине 70-х, после того как Присцилла переехала, и то, что туристы видят сегодня, – это заново отремонтированный особняк. Но это дало Деверелл еще больше свободы для игры. "Я приравниваю то, что мы сделали, к написанию поэтической оды Грейсленду, – говорит она. – Это было больше похоже на игру идей об этих двух персонажах и их взглядах. Мы с Софией очень хотели задействовать те эмоции зрителя, которые погружают его в воспоминания. Каждую ткань, каждую композицию, каждое пространство мы рассматривали через призму воспоминаний Присциллы".

фото: пресс-служба

Деверелл продолжает: "Мы использовали некоторые предметы, которые, как мы знали, были у Элвиса в доме. Например, керамических зверушек, которых он любил, и Иисуса в их спальне. Мы также сделали копию его знаменитого белого рояля, потому что к нему нужно было добавить золотые элементы – это единственный в своем роде рояль, который просто так не найти".

В то время как нижний этаж Грейсленда представляет собой укрытый от солнца дворец эпохи Средневековья, спальня наверху, где происходят многие ключевые сцены, – место более закрытое. "Почти не существует фотографий верхнего этажа Грейсленда в те годы, – отмечает Деверелл. – Поэтому мы снова следовали собственному видению, используя много черного и золотого”.

"Это своего рода темная пещера, в которой они скрываются, когда разговаривают, – комментирует Коппола. Присцилла пишет в своей книге о том, как впервые увидела спальню Элвиса, и мне очень хотелось передать это ощущение".

Коппола считает, что Деверелл помогла соединить детальную точность, ностальгию и эмоциональность. "Тамара была невероятно достоверна. Мы бы никогда не справились с этой задачей без нее и ее команды, которые воссоздали все – от газетных вырезок до винтажных билетов на самолет – и привнесли столько прекрасных деталей эпохи. Это было важной частью повествования, и Тамара постоянно вносила новшества, превращая парикмахерские в больничные палаты. Она создала целый мир, который не похож ни на один другой".

фото: пресс-служба

Музыка

Для создания музыки к фильму Коппола не в первый раз работала с поп-рок-группой своего мужа Томаса Марса Phoenix. Пышные электронно-тронные композиции группы могли бы показаться не совсем подходящими для истории, которая начинается в конце 50-х годов, в период зарождения гитарных групп, но Phoenix соединили влияния 50-х, 60-х и 70-х годов в своем собственном звучании, чтобы создать нечто свежее.

“Первое, о чем мы заговорили, была песня Фрэнки Авалона "Venus", которая звучала, когда Присцилла впервые встретила Элвиса, и стала музыкальной темой Присциллы в фильме. Так Phoenix сделали множество разных вариаций "Венеры", которые были просто великолепны, объясняет Коппола. Мы также говорили о том, чтобы привнести в фильм то масштабное звучание Фила Спектора, который стал еще одной музыкальной сквозной линией. Фил Спектор спродюсировал песню Ramones, открывающую фильм, "Baby I Love You", которая звучит как будто из того времени, но была записана гораздо позже, так что было забавно поиграть с этой идеей как с неким мостом между эпохами. В фильме есть и музыка того времени, и более современная музыка, но все песни связаны между собой и придают фильму энергию, которая кажется мне по-настоящему девичьей".

фото: пресс-служба

В последние минуты фильма звучит классический хит Долли Партон "Я всегда буду любить тебя", впервые записанный в 1973 году. Эта песня была личной для Присциллы и Элвиса, но для режиссера ее слова также отражают то, что она хотела донести: сочетание печали и волнения, которые сопровождали выбор Присциллы покинуть Грейсленд и начать все сначала.

"Одна из причин, по которой я действительно хотела эту песню, заключается в том, что для меня было очень важно, чтобы в конце фильма прозвучал женский голос, – говорит Коппола. Кроме того, настроение песни Долли так прекрасно передает то, к чему пришла Присцилла, решив оставить Элвиса, хотя все еще испытывала к нему любовь. Ей пора было отпустить мечту о Грейсленде и начать жить своей собственной жизнью".