Ирина Гринева: главный подарок в жизни — это мои муж и дочь

фото: личный архив

В онлайн-кинотеатре Kion состоялась премьера сериала «Раневская», в которой актрисе Ирине Гриневой досталась роль не менее легендарной личности – Любови Орловой. О своей любви к этой актрисе, вдохновении, счастье и будущем дочери, актриса рассказала «ТН».

-  Роль потребовала какой-то необычной подготовки? Как создавали образ этой прекрасной женщины?

- Да я всегда к этой роли была готова. О Любови Петровне я знаю все, но по крайней мере все, что возможно прочесть. Я поступала в театральный институт с ее репертуаром и пела «Я из пушки в небо уйду». Эта роль всегда сопровождала меня. Меня вызывали на разные кинопробы, не утверждали, потом утверждали и съемки замораживались. Когда я уже распрощалась со своими мечтами, роль напомнила о себе снова. Поэтому особых трудностей в подготовке не было. Разве что в подготовке костюма и грима. Много приходилось решать на ходу, так как окончательно утвердили меня за несколько дней до съёмок. Сценарий я прочла накануне. Трудно в эту роль взять так и влететь из 21 веке.

фото: личный архив артиста

- Удалось увидеть этих гениальных актрис – Раневскую и Орлову, каким-то новым прочтением? В чем, по-вашему, их загадка?

- Слава Богу никаких новых прочтений нет. Мне кажется, достаточно просто прикоснуться и честно пытаться допрыгнуть до этих людей. Они мощные повелители ветров, титаны. Нам очень далеко до них. Просто, потому что масштаб событий, выпавших на их жизнь, несравним с нашими проблемами сегодня. Взять мою бабулю. Если бы ее нужно было сыграть, я не знаю где можно было бы найти такую актрису. Война, голод, похороны детей, страшные события, потери, а в ней всегда было ощущение какой-то счастливой жизни. Она так смеялась раскатисто, задорно, заразительно. Так никто сейчас не смеётся. Не знала до самой смерти, что такое сидеть сложа руки и никогда не понимала, что такое депрессия.

В чем загадка героинь фильма? В совокупности таланта и хорошего образования. В силе духа. Загадка у них у всех была одна - существовать в режиме несвободы, но при этом быть свободными. У Раневской это получилось, а у Орловой, мне кажется, нет.

Что нового узнала о героине? Я чувственный человек, иногда смотришь на фотографию, на лицо и много начинаешь понимать о человеке. Когда смотрела кино и перематывала сцены, то вглядывалась в лицо Александрова. Вот он на фото с Эйзенштейном - молодые, креативные. Что это за люди? Ведь они мечтали совершенно о другом кино. О новом языке, о новых открытиях.  Поначалу, наверно, для Александрова была очень интересная задача снять заказное кино. Креативно, художественно, и чтобы это вдруг стало жизнью, в которую могли бы все поверить. Задача не из легких. Поверили. А потом? Это ловушка, длинной в жизнь. Быть в услужении у государства большое испытание для художника. Он либо перестаёт им быть, либо это очень трагичное существование.

Любовь Орлова дворянского рода. Всю жизнь скрывает своё происхождение. Мы не знаем даже где ее родственники. Своей ли смертью умерли. Знаем, что первый муж был в лагерях и что ночью вскакивала посмотреть не стоит ли под окном чёрный воронок. Она то точно не верила в страну, «где так вольно дышит человек». А вот пела же с одухотворением «Широка Страна моя родная!». А может уже к тому времени стала верить, убедила себя в этом. Вот это очень интересно. Наш фильм не про Любовь Орлову. Это фильм о великой актрисе Фаине Раневской. Ее жизнь была связана со многими выдающейся людьми того времени. Удивительно, я очень люблю Фаину Раневскую. Да и нет, наверное, ни одного человека в России, который бы не любил ее. Я думаю, что все будут смотреть наше кино. Сама уникальность ее личности - большой повод для размышлений.

- Какая обстановка была на площадке? Был ли страх у актеров браться за такие роли?

- Да, конечно, был. Притом, у всех. У режиссера, наверное, тоже. Это же абсурд играть Раневскую, Орлову, Вертинского, Качалова. Но у нас очень хороший режиссёр, с которым ничего не страшно. Атмосфера на площадке потрясающая. Все очень старались. Мы же понимали с чем мы имеем дело.

- Кто сегодня те люди, которые вас подпитывают и вдохновляют?

Таких много: И.Сирин, Бах, Гёте, Вивальди, Пушкин, Уайльд, Бродский, Аль Пачино, Светлана Захарова, Чечилия Бартоли, А.Васильев, Мадс Миккельсен, протоиерей Алексей Гомонов. Мой Василечек.

фото: пресс-служба

- Ваша мама была актрисой, но в итоге оставила сцену, чтобы посвятить себя семье. А если бы перед вами встал такой выбор – вы бы смогли отказаться от любимой профессии?

- Моя мама никогда не была актрисой, это непонятная для меня информация в интернете. Она была талантливой очень. Была красавицей. И даже снималась в эпизоде в кино. Но актрисой никогда не была. Это была ее мечта, которую, видимо, воплотила я.

- На днях вы отметите юбилей, как готовитесь к этому событию? Есть ли страх, волнение?

- Если говорить о дне Рождении, то для меня это особый день. За две недели до, меня начинает трясти. Я часто слышу, что у многих людей так. Становишься очень уязвлённым. Не от того, что ты на год станешь старше, а от того, что ощущаешь себя каким-то бесполезным что ли. Ничего особенного не свершившим на этой земле. Страх… вы имеете в виду возраста? Нравится выражение Оскара Уайльда: «Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст. Женщина, сказавшая это, способна на все» (смеётся). И те, кто задают такие вопросы тоже. Я вот сегодня утром доехала на такси и не работает мобильное приложение. Бегаю по разным кафе и прошу разменять пять тысяч рублей. Все отказывают и все с очень непроницаемыми лицами. И вдруг парень какой-то говорит: «Сколько нужно вам за такси заплатить»? Я говорю: «500 рублей». Он: «У меня только тысяча рублей. Возьмите просто так, должны же мы делать добрые дела». Я так растерялась. Взяла и расплатилась с таксистом. Потом разменяла деньги и вернулась в кафе. Очень боялась, что вдруг он уже ушёл, а по дороге плакала. Плакала, как ребёнок, так пронзило меня добро. Ты встречаешься с человеческим теплом. Это так мощно. Нет ничего сильнее. Холодно и бесполезно прожить жизнь — вот это страшно.

- Что вы назовете главным подарком судьбы на сегодняшний день?

- Главный подарок в жизни — это мой муж и дочь. Моя дочь — это Божий подарок. Сама жизнь - подарок. Просто мы этого не понимаем.

Многие актеры жалуются, что работа отнимает очень много времени, которое они могли бы провести с семьей.  Я думаю, что со времён пандемии и сегодняшнего положения, у актёров таких жалоб нет. Я думаю, актерские дети - все равно счастливые дети. Их можно брать с собой. Василиса просто обожает сидеть у меня на репетициях и просится поехать в Воронеж на «Трамвай желание». Говорит: «Мамочка, я буду как мышка, не пикну, только возьми!»

фото: пресс-служба

- Вы, как никто другой, знаете, насколько тяжела работа артиста. Видите ли вы свою дочь в будущем актрисой?

- Для меня сама профессия не тяжела. Это радостная и интересная профессия. Когда работать счастливо и ещё тебе за это платят деньги. В каждое время — это разная трудность. На сегодня, трудность — это быть в профессии. Сама профессия исчезает, нивелируется и перестаёт быть Великой профессией. Вот ушла Инна Чурикова - искорка, которая светила и напоминала, что такое эта профессия на самом деле. Вот уходят актеры, представители нашей культуры. Настоящие. Великие. Красивые. Мощные актеры. Вмещающие в себя всё понятие этой великой профессии. Ни одной проходной роли, ничего, где было бы пусто. Мне нравилось, когда раньше актёры говорили: «Я служу в театре». Это ведь действительно служение. Служение Отечеству своему. Уходит целая эпоха, по их лицам и голосам мы судим о времени. Уходят, ничего не оставляя после себя. Не так как мы можем наблюдать, например, в русском балете или в фигурном катании. Преемственность. Когда мастер воспитывает ученика. Одно поколение передаёт опыт, культуру предыдущих поколений в будущее. В кино и театре у нас этого не произошло. Будем честными. Не произошло. За 30 лет, как после войны, мы стоим на руинах. какой-то разрыв и пропасть между теми, кто уходит и нами, кто остаётся. Часто бывают споры о том, где критерии, что является искусством, а что нет. Все так зыбко и тонко. Да все очень просто и очень конкретно. Время! Время и определяет. Если твоё кино будут смотреть через 30 лет, значит это и есть кино. И ещё во все времена - это профессия зависимая. Ты не можешь как художник писать картины один дома, или стихи в стол.

Василиса - талантливый ребёнок. Она уже актриса, но хотела бы я, чтобы она ей была? Я не знаю. Может когда она вырастет, все изменится. У нас же такой талантливый народ, такой замес крутой.

фото: личный архив артиста
с мужем и дочерью
 

- Вы какой точки зрения придерживаетесь, что ребенок приходит в мир со своим предназначением или все решает семья и воспитание?

- Ребёнок приходит со своим предназначением, конечно. Родители как-то должны это почувствовать. А для этого нужно дать хорошее образование. Нужно постараться. В Царском селе, в лицее, ни один ребёнок не пропал, каждый стал выдающимся человеком в России. Весь цвет нации - поэты, композиторы, политики, полководцы, философы.

- Какие у вас есть отдушинки, чем любите себя радовать по-женски?

- Я пишу. Сказки, рассказы, стихи, даже сценарии. Рисую пастелью, люблю путешествовать и смотреть кино. Бегаю по утрам. Не скажу, что это люблю, но бег собирает меня и держит в форме. Люблю смотреть кино, смотрю много хорошего кино. Когда я даю список кино своим ученикам, я вижу, как они меняются, появляется художественный вкус. Я столько насмотрелась, что уже, наверное, готова снимать (смеется).

фото: личный архив артиста
с мужем
 

- Вы ощущаете себя счастливой сегодня?

- Ну я не знаю, это ведь очень такой вопрос философский. Абсолютно счастливы могут быть святые или дураки. Здесь не милое местечко. Войны, болезни, человек сам по себе одинок. Вот Бродский говорит, что самое важное для него время в его жизни - это ссылка. И Достоевский пишет, что именно на каторге обрёл себя. Михаил Кузмин в самый трудный период жизни написал такие нежные и светлые «Александрийские песни». Благополучие — это ведь не значит счастье. Или удовлетворение желаний, это тоже счастьем не назовёшь. Скорее всего счастье, безусловно, касается духа. Когда человек одухотворён. Я счастлива иногда бываю с дочкой. С мужем, когда вдруг наступает понимание, единение. В Венеции, в Петербурге. Счастлива, когда стихи хорошие читаю, от соприкосновения с красотой. На литургии. С друзьями за столом. У моря счастлива. Но это мгновения. Можно с бомжом на улице разговориться и столько радости от беседы. Каждый открывает своё счастье. Счастье — это путь.

- Какие планы на этот год, где поклонники смогут увидеть вас в ближайшем будущем?

- Планов много всегда, но за последние годы жизнь учит нас не очень-то на них полагаться. Сейчас репетирую в театре новый спектакль. Не буду пока говорить какой. Жду премьеры полнометражного фильма «Времена года», где у меня хорошая роль.

ЛИКА БРАГИНА

фото: личный архив артиста

ДОСЬЕ

Родилась: 6 февраля 1973 года в Казани

Образование: Ярославский государственный театральный институт,

Семья: замужем за фигуристом Максимом Шабалиным, дочь Василиса (9 лет)

Карьера: актриса Московского драматического театра имени Станиславского. Сыграла в таких фильмах и сериалах, как «Подкидной», «Важнее, чем любовь», «Год Золотой Рыбки», «Чего хотят женщины», «Доктор Лиза», «В Бореньке чего-то нет» и др.