Юбилейные даты уходящего 2023 года
2023 год оказался богатым на юбилейные даты, связанные со знаменитыми отечественными кинематографистами, работы которых навсегда вошли в золотой фонд нашего кино. Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» подготовил подборку редких фотографий и интересных фактов, связанных творчеством Леонида Гайдая, Владимира Басова, Михаила Пуговкина, Инны Чуриковой, Александра Абдулова, Алексея Баталова и Натальи Крачковской.
Леонид Гайдай, Георгий Вицин и Алексей Смирнов на съёмках фильма «Деловые люди» (1963)
30 января ценители советского кино отметили 100 лет со дня рождения блестящего комедиографа Леонида Гайдая. К комедии он обратился по совету режиссёра Михаила Ромма. Однако в его первой картине «Жених с того света», высмеивающей бюрократов, цензура углядела чрезмерную сатиру. Фильм был значительно сокращён, а режиссёр сохранил работу благодаря поддержке Ивана Пырьева, убедившего «загладить вину» съёмками историко-революционной драмы «Трижды воскресший».
В комедию Гайдай вернулся триумфально: его короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс» получила номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Затем последовал успех «Самогонщиков» и съёмки картины «Деловые люди», состоящей из экранизаций трёх рассказов О. Генри. Первая новелла «Дороги, которые мы выбираем» продемонстрировала широчайший диапазон режиссёрского таланта Гайдая, соединившего в коротком метре вестерн и пронзительную драму. Две другие новеллы стали его очередной победой в комедийном жанре, которому Леонид Иович больше никогда не изменял.
Леонид Гайдай и Нина Гребешкова на съёмках фильма «Опасно для жизни!» (1985)
Все годы творчества поддержкой и музой Леонида Гайдая была его супруга Нина Гребешкова. Они познакомились во время учёбы во ВГИКе и прожили вместе сорок лет. Перспективная актриса отодвинула свою карьеру на второй план, нередко отказываясь от интересных предложений, чтобы не расставаться с супругом. Гайдай снял жену в десяти своих фильмах, но как-то посетовал, что не сделал ни одной картины специально для неё. В ответ Гребешкова пошутила, что рада этому, ведь она не испортила ни одного его фильма.
Александр Абдулов и Ирина Алфёрова. Кадр из фильма «Предчувствие любви» (1982)
29 мая исполнилось 70 лет со дня рождения Александра Абдулова, покорившего своей харизмой миллионы поклонников. Между тем известность к нему пришла не сразу. До роли Медведя в сказке «Обыкновенное чудо» он снялся в десятке фильмов, но только эта работа принесла артисту популярность и статус невероятного красавца.
Личная жизнь актёра тоже всегда привлекала внимание поклонников. В 1976 году на сборе труппы в театре «Ленком» Абдулов увидел Ирину Алфёрову. Вскоре они поженились и несколько лет считались одной из самых красивых и крепких актёрских пар: играли в одном театре, снялись вместе в трёх фильмах, воспитывали дочь Алфёровой от первого брака. После развода Александр и Ирина сохранили уважение друг к другу, а в 2007 году даже встретились на съёмках сериала «Капкан», где сыграли супругов.
Александр Абдулов на съёмках фильма «Предчувствие любви» (1982)
На съёмках многих фильмов Александр Абдулов предпочитал самостоятельно выполнять трюки, например падал в открытый люк в образе персонажа мелодрамы «Предчувствие любви». Нередко подобные ситуации таили нешуточную опасность.
Например, во время съёмок «Обыкновенного чуда» актёр должен был на полном скаку, не слезая с лошади, зацепиться руками за арку и забраться на здание. Однако по неопытности Абдулов забыл вынуть ноги из стремян, и лошадь протащила его волоком по земле. Правда, в дальнейшей карьере он заслужил славу лучшего наездника среди артистов, а трюки в его исполнении становились ещё сложнее. К примеру, в картине «Убить дракона» Абдулова в роли рыцаря Ланцелота, запутавшегося в сети, поднимали над водой на высоту, равную пятнадцати этажам.
Михаил Пуговкин на съёмках фильма «Девчата» (1961)
13 июля исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Пуговкина, любимца нескольких поколений зрителей, наиболее известного по комедийным фильмам. Одной из его первых заметных ролей в этом жанре стал комендант общежития из картины «Девчата». От этой работы у артиста остались приятные воспоминания, хотя на съёмках ему приходилось непросто.
К примеру, сцену с подушкой актёру пришлось репетировать почти полдня, поскольку режиссёру Юрию Чулюкину не нравилось, как она падает на кровать Тоси. Натурные съёмки тоже оказались нелёгкими. Они начались в тридцатиградусные морозы на Среднем Урале, а закончились в Ялте, уже в августе. Именно там Пуговкин, изнывая в ватнике от жары, произносит крылатую фразу своего персонажа: «Зря сидите! Жилплощади в этом году не предвидится!»
Михаил Пуговкин на съёмках фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965)
Особое место в фильмографии Михаила Пуговкина занимают комедии Леонида Гайдая. Их сотрудничество началось с картины «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Поначалу режиссёр предложил артисту роль хулигана из первой новеллы «Напарник». Но руководство студии посчитало, что персонаж получается слишком похожим на уголовника Ложкина, которого Пуговкин сыграл в детективе «Дело „пёстрых“». Тогда Гайдай отдал артисту роль добродушного прораба.
В дальнейшем режиссёр не раз предлагал Михаилу Ивановичу самому выбрать героя в новом сценарии. Однако исполнитель всегда ждал, пока Леонид Иович определится, кем он его видит. В итоге Пуговкин снялся в шести фильмах мастера, включая легендарные «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!».
Виталий Коняев и режиссёр Владимир Басов в роли шофёра на съёмках фильма «Тишина» (1963)
28 июля исполнилось 100 лет со дня рождения ещё одного мэтра отечественного кино — Владимира Басова. О режиссуре он мечтал со школы, но прежде чем осуществить мечту, ему пришлось пройти фронт. Войну Басов закончил в звании капитана, а в 1947 году поступил во ВГИК в актёрско-режиссёрскую мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма.
Поначалу Басов сосредоточился на режиссуре, однако при необходимости играл в эпизодах собственных фильмов. Так, в приключенческой ленте «Школа мужества» он появился в роли импозантного поручика, а в драме «Тишина» в образе шофёра подвозил главного героя. Началом полноценной актёрской карьеры Владимир Павлович считал роль полотёра в картине «Я шагаю по Москве». В 1963 году Георгий Данелия встретил коллегу на киностудии «Мосфильм» и уговорил его сыграть словоохотливого героя, поскольку Басов слыл непревзойдённым рассказчиком.
Владимир Басов и Валентина Титова на съёмках фильма «Метель» (1964)
В фильмографии Владимира Басова осталось девятнадцать режиссёрских работ, значительная часть которых — экранизации известных произведений классиков и современных писателей. Мастер всегда бережно относился к литературному тексту и атмосфере источника. Съёмки картины по повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель» Басов организовал в Суздале, архитектура и живописные окрестности которого позволили, по выражению режиссёра, создать не просто фильм, а «киносимфонию о России».
Инна Чурикова (Нелли) и Татьяна Доронина (Надежда) на съёмках фильма «Старшая сестра» (1966)
5 октября исполнилось 80 лет со дня рождения Инны Чуриковой, актрисы, которая не уставала удивлять многогранностью своего таланта. Однако в начале карьеры её с трудом утверждали на роли.
На пробы в картину «Старшая сестра» исполнительницу привела ассистентка Георгия Натансона. Режиссёр сразу оценил её энергетику, огромное желание играть и отдал ей роль Нелли, подруги главной героини Надежды. Позже Натансону долго пришлось отстаивать свой выбор перед худсоветом, представители которого утверждали, что Чурикова не подходит под образ, описанный в сценарии как «белокурая красавица».
Инна Чурикова в роли Пелагеи Ниловны и Виктор Раков в роли Павла Власова на съёмках фильма «Мать» (1989) режиссёра Глеба Панфилова
Первой совместной работой Инны Чуриковой и Глеба Панфилова стала драма «В огне брода нет», где актриса сыграла самобытную художницу Таню Тёткину. Это была её первая главная роль. Правда, после премьеры поступила негласная директива — внешность Чуриковой не подходит для главных ролей, больше актрисе их не давать.
Панфилову потребовалось три года, чтобы добиться её утверждения в картину «Начало». За образ Паши Строгановой читатели журнала «Советский экран» признали Чурикову лучшей актрисой года. Сам фильм получил приз «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале.
Алексей Баталов и Татьяна Лаврова на съёмках фильма «Девять дней одного года» (1961)
20 ноября исполнилось 95 лет со дня рождения Алексея Баталова, исполнителя, заслужившего славу самого интеллигентного актёра советского кино. Этому способствовали образы, которые он создал во многих картинах, — одарённые, самоотверженные, духовно богатые личности, вне зависимости от их социального статуса.
Одним из таких героев стал физик-ядерщик Гусев, воплотивший идеал советского учёного в драме «Девять дней одного года». Картина была признана лучшим фильмом по версии журнала «Советский экран», а исполнитель главной роли назван лучшим актёром 1962 года.
Алексей Баталов и Владимир Меньшов на съёмках фильма «Москва слезам не верит» (1979)
Интеллигентность Алексея Владимировича, его актёрский авторитет послужили причиной, по которой режиссёр Владимир Меньшов пересмотрел образ слесаря Гоши в сценарии мелодрамы «Москва слезам не верит». Случайно увидев на телеэкране работу Баталова в картине «Дорогой мой человек», режиссёр понял, что герой должен обладать харизмой актёра, хотя по сюжету персонаж был гораздо младше 50-летнего артиста.
Наталья Крачковская, Леонид Каневский (справа) и Владимир Басов (слева) на съёмках фильма «Нейлон 100%» (1973)
24 ноября поклонники вспоминали обаятельную Наталью Крачковскую, которой в этот день могло бы исполниться 85 лет. В своё время из-за травмы, полученной в результате аварии, ей пришлось уйти из ВГИКа. Однако, несмотря на запреты врачей, Наталья начала сниматься в массовке и эпизодах. Своим «крёстным отцом» в кино она считала Владимира Басова, который доверил ей, непрофессиональной актрисе, роль второго плана в драме «Битва в пути». В 1973 году, уже будучи известной исполнительницей, Крачковская снялась в единственной комедии Басова-режиссёра — «Нейлон 100%».
Наталья Крачковская и Арчил Гомиашвили (в центре) на съёмках фильма «12 стульев» (1971) режиссёра Леонида Гайдая
Наталью Крачковскую можно считать феноменом в нашем кино: практически не снимаясь в главных ролях, она сумела стать невероятно популярной и востребованной актрисой. Свою первую звёздную роль Наталья Леонидовна получила благодаря счастливому стечению обстоятельств. Её супруг, Владимир Крачковский, работал звукооператором у Леонида Гайдая, который только что приступил к съёмкам комедии «12 стульев». Режиссёр был озабочен поисками исполнительницы роли мадам Грицацуевой, когда увидел на площадке Наталью Крачковскую, зашедшую навестить мужа. «Вот она, мечта поэта!» — воскликнул Леонид Иович и сделал свой выбор.