Киллиан Мерфи: мы сможем создать фильм, который будет обладать огромной силой

Лауреат премии «Оскар» Киллиан Мерфи в пронзительной истории «Мелочи жизни». В прокате с 13 марта.

13 марта дистрибьюторская компания «Про:взгляд» выпускает в прокат историю, основанную на реальных событиях — «Мелочи жизни».

Лауреат премии «Оскар» Киллиан Мерфи предстает в роли маленького человека, бросающего вызов обществу. Фильм-призер Берлинского кинофестиваля, спродюсированный Мэттом Дэймоном и Беном Аффлеком.

фото: пресс-служба

Синопсис:


Ирландия, 1985 год. Накануне Рождества скромный угольщик и преданный отец семейства Билл Ферлонг случайно становится свидетелем ужасающих событий за стенами местного католического монастыря. В поисках справедливости ему придется столкнуться с неодобрением семьи и бросить вызов обществу. 

Фильм является экранизацией бестселлера ирландской писательницы Клэр Киган, номинированного на Букеровскую премию. История основана на реальных событиях, описанных в известных журналистских расследованиях и материалах ООН

фото: пресс-служба

Генеральными продюсерами фильма выступили Бен Аффлек, Мэтт Дэймон и сам Киллиан Мерфи, который стал движущей силой проекта. 

В качестве режиссера фильма выступил Тим Милантс, известный широкому зрителю прежде всего своей работой над популярным сериалом «Острые козырьки».

Эмили Уотсон получила за свою роль «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале 2024, где состоялась мировая премьера картины.

«Киллиан Мерфи завораживает в своей первой роли после «Оппенгеймера», привнося трогательную уязвимость и гипнотическую грацию в эту картину», - Telegraph 

«Тихая и разрушительная притча. Обязательно к просмотру», - Next Best Picture 

«Я прочел книгу и влюбился в нее. Я почувствовал, что если мы будем верны роману, то сможем создать фильм, который будет обладать огромной силой», - Киллиан Мерфи 

фото: пресс-служба

Сюжет

Билл Ферлонг (Киллиан Мерфи) —  добропорядочный отец семейства и трудолюбивый угольщик, живущий в ирландском городке Нью-Росс в середине 1980-х годов. По утрам он развозит мешки с углем на своем желтом пикапе, обедает в местном пабе, а затем отправляется домой к жене Айлин (Айлин Уолш) и их пяти дочерям, которые все еще учатся в школе. 

В канун Рождества он становится свидетелем ужасающей сцены: у монастырских ворот молодая девушка умоляет мать не оставлять её, но та заталкивает ее в здание силой.  Близкие советуют Биллу не привлекать внимания к ситуации, чтобы могущественная церковь не ополчилась против его бизнеса, его семьи и его самого. С железной матерью-настоятельницей сестрой Мэри (Эмили Уотсон) лучше не связываться.

У Билла есть свои тайны и неразрешенные вопросы прошлого. Как бы он ни был стоически терпелив и сдержан, кошмары за стенами монастыря не дают ему покоя. Главный герой сталкивается с выбором: оставаться честным человеком или защитить свою семью, сохраняя молчание.  

Фильм разворачивает перед нами цепочку воспоминаний Билла. В флэшбэках он предстает маленьким мальчиком (Луи Кирван), родившимся вне брака. Его мать Сара (Агнес О’Кейси) молча отстирывает его куртку от плевков сверстников. Она умерла молодой, оставив его под опекой миссис Уилсон (Мишель Фэйрли), обеспеченной вдовы, приютившей их обоих. Этот недосказанный контраст между судьбой его матери и девушками из монастыря мучает Билла. Он понимает: он сам мог оказаться по ту сторону стен.

фото: пресс-служба

О фильме

Фильм «Мелочи жизни» — экранизация одноименного романа ирландской писательницы Клэр Киган. Книга, номинированная на Букеровскую премию, рассказывает о нескольких днях из жизни Билла, обыкновенного жителя небольшого ирландского городка. 

Продюсерами фильма выступили Бен Аффлек, Мэтт Дэймон и Киллиан Мерфи. 

«Мелочи жизни» напоминают фильм о гангстерах, только здесь паутину власти в центре сюжета плетут монахини, чей вездесущий контроль проник во все аспекты жизни местных жителей. Как и книга, легшая в основу, фильм поднимает вопрос исторического отношения религии к одиноким матерям и ужасающего явленияПриютов Магдалины, управляемых монахинями католических трудовых лагерей для “заблудших” женщин, обвиненных в “аморальном поведении”. 

Это трогательный и вдумчивый фильм, в котором добру противостоит не только зло, но и молчание. Авторы картины исследуют один из главных вопросов нашего времени: как хорошие люди позволяют происходить плохим вещам. В центре их внимания — маленькие поступки, которые могут иметь огромное значение. 

Частые съемки через дверные проемы намекают на скрытые тайны, которые знают все, но боятся обсуждать. Фильм без слов передает, как страх пронизывал всю систему.

В отличие от фильма «Сестры Магдалины» Питера Муллана (2002), «Мелочи жизни» сосредотачиваются не на масштабе трагедии, а на вопросе, который неизбежно возникает, когда мы сталкиваемся с подобной жестокостью. Как это могло произойти? И почему это продолжалось так долго? «Мелочи жизни» задают вопрос, не давая ответа, есть ли способ противостоять безудержной власти. Единственный хороший вывод, который предлагает фильм, — это важность совершать пусть маленькие, но добрые дела.

фото: пресс-служба

«Мелочи жизни» жизни» переосмысляют христианские идеалы солидарности и любви к ближнему, которые оказываются безвозвратно утеряны даже среди тех, кто больше всего гордится их защитой. 

Главный герой — маленький человек, который сталкивается лицом к лицу со злом, прислушивается к своей совести, противостоит своим страхам и, в конце концов, разоблачает заговор молчания своими действиями. 

Несмотря на то, что фильм выдержан в мрачных тонах, Милантс создает глубоко гуманистическую работу, в финале которой зрители приходят к утешительному выводу: даже в непроглядной тьме человек может найти пространство для совести и вырваться из заговора молчания и собственных страхов. Несмотря на дождь и холод, сдержанный торговец углем находит в себе тепло и силу, чтобы помочь, и в этом есть надежда.

О команде фильма

В фильме «Мелочи жизни» собран талантливый и титулованный актерский состав. Киллиан Мерфи влюбился в историю «Мелочей жизни», сразу после прочтения книги ему не терпелось воплотить Билла Ферлонга на экране: 

«Мне очень хотелось сыграть эту роль»

Для Килиана эта роль -  первая после получения Оскара за главную роль в блокбастере Кристофера Нолана «Оппенгеймер» (2023). В отличие от харизматичного Оппенгеймера, здесь он играет человека, который всеми силами пытается занимать как можно меньше места. В его взгляде — тысячи невыраженных эмоций. В его молчании — вся боль, которую он не может высказать.

«Киллиан — один из лучших актеров на планете. Для режиссера это как получить ключи от очень, очень хорошей машины», — режиссер Тим Милантс.

«Этот актерский ансамбль — мечта, ставшая реальностью. Киллиан в роли Билла — просто идеальный выбор. И нам повезло окружить его лучшими из лучших, настоящей A-командой невероятно талантливых ирландских актеров», —  продюсер Дрю Винтон.  

Сценарист Энда Уолш много раз работал с Киллианом в прошлом и считает, что его талант помог раскрыть эту историю:  

"Я работаю с ним с тех пор, как ему было девятнадцать, и видел его на каждом этапе карьеры. Он всегда готов к хорошей работе. Я уважаю это. Он впечатляет, он великий актер — это даже не нужно обсуждать»

фото: пресс-служба

Билл молчалив, но сострадателен, отстранен и наблюдателен, эта роль идеально подходит экранному амплуа Киллиана Мерфи. Многое в его исполнении передается через крупные планы, а паника, охватывающая героя, проявляется как лава, бурлящая под тонкой поверхностью, готовая прорваться в любой момент. 

"Я несколько раз во время съемок наблюдал за работой Киллиана и думал, что мы, возможно, больше никогда не увидим такого мастерства на таком уровне. Я думаю, что в мире очень мало актеров, которые могут играть на таком уровне”, — продюсер фильма Алан Молони.

Актриса Эмили Уотсон, исполнившая роль антагониста сестры Мэри, признается, что Киллиан стал одной из причин, по которой она согласилась принять участие в картине. Ее персонаж — серый кардинал города, создающий видимость добропорядочности и покоя, безжалостно вымарывающей все “черные пятна” из его биографии.  Эмили Уотсон получила за эту роль «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале 2024, где состоялась мировая премьера картины.

На роль жены Билла была выбрана актриса Айлин Уолш, давняя приятельница Киллиана Мерфи. Ее экранная героиня — женщина, воспитанная в лоне церкви, которая очень боится осуждения со стороны общества и высших сил. Она заботится о муже и детях, но стремится сохранить стабильность своего мира. Директор по кастингу Морин Хьюз считает, что связь Айлин с Киллианом усиливает отношения их персонажей в фильме: 

"Я думаю, Билл женился на своей лучшей подруге. И в реальной жизни Айлин, образно говоря, возможно, и есть та самая подруга для Киллиана».

Примечательно, что в 2002 году Айлин снялась в фильме “Сестры Магдалины”. 

На роль  сценариста картины был выбран театральный режиссер Энда Уолш. Его подход к адаптации романа отличался своей деликатностью и отсутствием осуждения к персонажам, в этом фильме никто не обвиняется. Несмотря на то, что роман небольшой, у Энды получилось не только сохранить все его нюансы, но и придать ему кинематографический масштаб и эпичность»

фото: пресс-служба

Киллиан Мерфи считает, что Энда понимает человеческое поведение лучше, чем кто-либо: 

Он просто понимает людей. Он умеет раскрывать лучшее в людях под давлением. И именно это давление — психологическое и эмоциональное — оказывала католическая церковь."  

В качестве режиссера фильма выступил Тим Милантс, известный широкому зрителю прежде всего своей работой над фундаментальным сериалом “Острые козырьки”. В экранизации ему удалось скрупулезно передать тихую гениальность первоисточника, тонкости и нюансы произведения. Он великолепно удерживает баланс между сдержанностью и эмоциональным накалом.

“Он настоящий бельгийский гений! Он понимает характеры и актеров, как ни один другой режиссер, с которым я работал”, — Киллиан Мерфи. 

Художник-постановщик Паки Смит был в восторге от перспективы поработать над этим проектом. Как только Алан Молони позвонил ему, он согласился: “Я всегда думал, что кинематографисты похожи на верующих в религии, которой не существует. Это один из тех фильмов для верующих. Это волшебный фильм. Когда я получил сценарий, первое о чем я подумал — «Диккенс». 

Мерфи играет Билла Ферлонга, угольщика и доброго человека, любимого своей семьей и уважаемого рабочим сообществом. Несмотря на заботу о пяти дочерях и поддержку прагматичной жены, Билл не может избавиться от глубокой печали, которая поселилась в нем еще в детстве, когда он остался сиротой. В канун Рождества 1985 года он бродит по улицам родного города, замечая сирот и изгоев острее, чем другие, сопереживая их страданиям.

История создания

«Эта книга похожа на поэзию. Кажется, что она написана на одном дыхании. Она просто завораживает», — Эмили Уотсон, исполнительница роли сестры Мэри

«Мелочи жизни» — экранизация одноименного романа ирландской писательницы Клэр Киган. Книга была номинирована на Букеровскую премию и попала в шорт-лист. Предыдущий роман Киган «Фостер» лег в основу фильма «Тихоня» (2022), который вошел в историю как первый ирландский фильм, номинированный на Оскар.

Движущей силой, стоящей за экранизацией книги, стал сам Киллиан Мерфи, который помимо исполнения главной роли, стал продюсером ленты. Это первый полный метр в его продюсерской карьере и первый, выпущенный его новой компанией —  Big Things Films. 

«Я влюбился в книгу и мне очень хотелось сыграть эту роль, поэтому собрал команду для экранизации. Все сложилось быстро, потому что все обожают эту книгу», —  Киллиан Мерфи, продюсер и исполнитель главной роли. Первым, к кому обратился Киллиан, был продюсер Алан Молони, с которым они ранее выпустили четыре совместные картины. 

Адаптацией сценария занимался Энда Уолш, который сотрудничает с Киллианом Мерфи уже более двух десятилетий. 

«Это сложная задача — адаптировать такое знаковое произведение, как это. Клэр Киган — гигант литературы. Но Энда лаконично передал нюансы и эмоции. Он сделал это блестяще», — Дрю Винтон, продюсер.  

До «Мелочей жизни» дизайнер костюмов Элисон Маккош работала с Киллианом Мерфи над каждым эпизодом культового сериала “Острые козырьки”, ее участие в проекте стало продолжением этого сотрудничества. Дизайн костюмов требовал чуткого понимания жителей Нью-Росса того времени: "Я провела много исследований, чтобы почувствовать аутентичную атмосферу 1980-х. Первое, что пришло мне в голову, когда я говорила с Киллианом, — это строительная куртка, которую Билл носил бы с понедельника по пятницу — его рабочую одежду". 

Куртка была сделана Ронни Джонсоном, который создавал гардероб Киллиана для “Острых козырьков”, и большое внимание было уделено цвету. Серый тон соответствует тому, что режиссер Тим Милантс обозначил как основной цвет Нью-Росса.

Оператор Франк ван ден Иден отлично передал мрачную эстетику зимней Ирландии, погружая зрителя в суровый мир холода и закрытых дверей. Он окрасил улицы Нью-Росса в мрачные серо-коричневые тона, словно в выцветших старых фотографиях. Художник-постановщик Паки Смит мастерски передал атмосферу 80-х, не перегружая кадр  деталями эпохи.

фото: пресс-служба