Игорь Матвиенко за десять лет прошел путь от «Варяга» до SHAMANа

Фото: globallookpress

В Москве в Кремлевском дворце 5 февраля с аншлагом прошла премьера этно-оперы «Князь Владимир». Главные роли в постановке сыграли композитор и продюсер проекта — Игорь Матвиенко, а также известные эстрадные исполнители — Ярослав Дронов (SHAMAN), лидер группы «Любэ» Николай Расторгуев и Асият Сайгидова (Соя).

В основу сюжета этно-оперы лег один из древнейших сохранившихся в полном объеме древнерусских летописных сводов «Повести временных лет», написанных в Киеве в 1110-х годах. Авторы перенесли на сцену период жизни великого князя новгородского и киевского Владимира Святославича, при котором произошло крещение Руси.

По сценарию Владимир собирается в поход с войском викингов и, пережив предательство близких людей и многочисленные потери, постепенно приходит к христианству, исцеляя свою душу.

«Никто из нас не знает, каким был Владимир в жизни, в действительности. Но факт заключается в том, что в 988 году он крестил Русь, а это великое событие нас с ним объединяет — мы любим Россию», — поделился своим видением героя исполнитель главной роли — SHAMAN. А затем озвучил довольно неожиданную аллюзию, что князь Владимир до крещения был первым и самым крутым русским рок-н-рольщиком.

Автор проекта, народный артист России Игорь Матвиенко говорит, что работал над оперой в течение 13 лет, все это время собирая по крупицам древние мелодии разных народов. Композитор сам сыграл одну из главных ролей — скандинавского бога Одина и даже приурочил премьеру к своему 65-летию.

Выступая перед журналистами, Матвиенко сделал смелое заявление, что подобных постановок в мире еще не было. Композитор даже немного погордился своей сопричастностью к продолжению славных традиций русского оперного искусства, заложенных Глинкой, Мусоргским, Римским-Корсаковым.

«Когда началось русское оперное искусство, в противовес итальянцам, французам, немцам. Это будет, конечно, громкое заявление, если стану утверждать, что продолжаю традиции. Но в каком-то смысле это так, но только на современном этапе. Меня многие спрашивают, почему в ней играют SHAMAN и Расторгуев? Я отвечу — это этническая опера, где исполнители не поют привычными классическими голосами, а своими и в народной манере», — поделился замыслом композитор.

По словам Матвиенко, в основе его оперы лежит синтез электронных и традиционных инструментов, а при ее создании он вдохновлялся русской и скандинавской мифологией. Отправной точкой работы над оперой стал фильм «Викинг», где была представлена киноверсия возвышения князя Владимира, и где Матвиенко выступал композитором проекта.

«У меня осталось очень много нереализованного музыкального материала, который, как мне казалось, необходимо воплотить в жизнь. Тогда-то мне и пришла в голову мысль о создании масштабного проекта — а именно оперы», — раскрыл предысторию создания проекта Матвиенко.

Постановка действительно представляет собой интересный симбиоз музыкальных стилей — от древнеисландских мотивов до рока и рэпа. В этно-опере нет каких-то ярких запоминающихся мотивов, разве что в качестве увертюры звучит тема бессмертного хита Матвиенко «Конь».

Создатели этно-оперы сделали ставку на масштабную сценическую хореографию, спецэффекты и дорогостоящие декорации, которые призваны создать атмосферу исторической эпохи.

«Это какой-то совсем новый жанр, придуманный Игорем Матвиенко. Это музыкальный спектакль, основанный на этих исторических событиях», — поделился своим видением Николай Расторгуев.

Лидер группы «Любэ», который исполнял роли воеводы Федора, вышел к журналистам в одиозной толстовке с портретом министра иностранных дел Сергея Лаврова и одной из его ярких цитат: «Who are you to fucking lecture me?!» («Кто ты такой, чтобы читать мне, б****, нотации?!») Расторгуев признался, что подготовка оперы не вызвала у него трудностей. Самым сложным, по его словам, было запомнить, когда надо выйти, на какую точку, и что именно сказать в нужный момент, а проще дались вокальные партии.

«Хлебнул полбокала виски, и волнение как рукой сняло», — то ли пошутил, то ли констатировал факт артист.

Режиссер-постановщик Андрей Елсаков рассказал, что хотел показать на сцене трансформацию человека — от язычника до Великого Князя, приведшего русский народ к Богу, и что в процессе репетиций ему «открывались новые смыслы».

«Первоначально главной темой постановки была трансформация личности князя Владимира и поиск истинного пути, но затем акцент сместился на более философский акцент — прощение», — объяснил Елсаков.

Премьера в Кремлевском дворце прошла при полнейшем аншлаге. В фойе были замечены многие известные персоны. В частности, поддержать главного героя оперы пришла глава Лиги безопасного Интернета Екатерина Мизулина. Ярославу это было, наверное, приятно, но пришлось отвечать на вопрос о природе их нежного поцелуя в одной из московских школ.

«А кто вам сказал, было или не было? Могу так ответить на вопрос, что нас объединяет с Екатериной Мизулиной?» Во-первых, это любовь к России, а все остальное вы узнаете 9 марта на моем сольном концерте», — заинтриговал SHAMAN.

Пока не ясно какую роль сыграет этно-опера в затянувшейся дискуссии с восточными соседями о том, что мать городов русских — Киев. Но судя по государственному финансированию проекта, «на верху» решили, что ничего существенного постановка Матвиенко в эти дебаты не добавит. Опера «Князь Владимир» в свое время победила в двух грантовых конкурсах Президентского фонда культурных инициатив, на постановку государство выделило более 96 млн рублей.