Сергей Маковецкий: читая сценарий я не плакал навзрыд, но дрожь пробегала, сердце сжималось

фото: пресс-служба ЦПШ

В кинотеатре «Каро 11 Октябрь» состоялась премьера фильма Сергея Урсуляка «Праведник», который выйдет в прокат 16 февраля.

«Праведник» – совместный проект компаний «Централ Партнершип», «ВайТ Медиа», студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, телеканала «Россия 1» при поддержке Фонда Кино и группы компаний «Киевская площадь».

фото: пресс-служба

В основе фильма – бессмертный подвиг Николая Киселева, офицера Красной Армии, который в августе-октябре 1942г. спас 218 советских евреев, выведя женщин, стариков и детей из фашистской оккупации за линию фронта. Отряд из пяти бойцов-партизан во главе с Киселевым почти 1500 км вел по лесам изнуренных и голодных людей, преследуемых немцами. В 2005 г. израильский Международный институт по изучению Холокоста «Яд Вашем» присвоил Николаю Киселеву звание Праведник народов мира, его имя высечено на стене почета в Саду праведников. Потомки спасенных людей ежегодно собираются в Тель-Авиве, чтобы почтить его память.

фото: пресс-служба

Фильм представили: продюсеры Антон Златопольский и Тимур Вайнштейн, режиссер Сергей Урсуляк, оператор Михаил Милашин, актеры Александр Яценко, Евгений Ткачук, Сергей Маковецкий, Юлия Витрук, Любовь Константинова, Мария Золотухина и другие.

Продюсеры поблагодарили съемочную группу и создателей фильма, а также дочь Николая Киселева – Татьяну, которая посетила премьерный показ.

фото: пресс-служба

ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ

  • В основе фильма — бессмертный подвиг Николая Киселева, советского офицера, который в августе–октябре 1942 г., будучи руководителем отряда из пяти бойцов-партизан, спас 218 евреев, выведя их из Долгиновского гетто за линию фронта. Их путь составил около 1500 км. В 2005 г. Николаю Киселеву было присвоено звание Праведник народов мира, его имя увековечено на Стене почета в Саду Праведников народов мира в Яд Вашем, израильском Мемориальном комплексе истории Холокоста. Потомки спасенных им людей ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня, в день последней акции в Долгиновском гетто.
  • Вдохновением для создателей послужил документальный фильм продюсера Якова Каллера и режиссера Юрия Малюгина «Список Киселева» 2008 г.
  • Съемки картины проходили в 2021–2022 гг. в Белоруссии, Израиле и России.
    В Белоруссии команда фильма работала именно в тех местах, где разворачивались исторические события. 
  • Автор сценария Геннадий Островский и один из генеральных продюсеров Тимур Вайнштейн ездили в Израиль и встречались с участниками драматических событий и их потомками, чьи рассказы легли в основу сценария. Кроме того, Геннадий Островский изучал архивные документы и много фактов почерпнул в историческом исследовании И. Герасимовой «Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев».
  • Актриса Любовь Константинова, исполнившая роль переводчицы Ани, несколько месяцев брала уроки языка идиш.
  • «Праведник» — дебют в большом кино для актрисы Марии Золотухиной, сыгравшей Тову Липницкую.
  • «Праведник» — это 10-я работа в проектах Сергея Урсуляка для Сергея Маковецкого, 8-я для Федора Добронравова, 4-я для Александра Яценко и 3-я для Евгения Ткачука.
  • В массовых сценах в картине участвовало до 400 человек.
  • Для проекта понадобилось около 1000 костюмов, их брали в аренду либо шили специально для съемок. Главными задачами художников по костюмам были абсолютная достоверность и естественность персонажей, поэтому нельзя было обойтись без помощи военного консультанта.
  • Минское гетто, одно из самых больших в Восточной Европе, для картины воссоздавали в Выборге и Санкт-Петербурге. «Локацию нужно было полностью смоделировать, причем приходилось фантазировать, так как документальных фотографий практически не сохранилось», — отмечает художник-постановщик Евгений Качанов.
  • В Белоруссии для съемок выкупались или были взяты в аренду деревенские избы, которые перестраивались под нужды группы; строились сараи, выкапывались блиндажи. «Избу, уединенно стоящую в лесу, мы выкупили для сцены в польской усадьбе, — рассказывает художник-постановщик Евгений Качанов. — Мы сделали перепланировку и ремонт, поменяли полы и потолки, выполнили росписи, занесли мебель, ткани, реквизит; а потом, согласно сценарию, этот дом пришлось сжечь».
  • Для масштабной сцены перехода через Двину специально был сооружен деревянный мост по образцу мостов 1940-х гг. — этот объект, в соответствии со сценарием, также сгорел во время съемок одной из финальных сцен фильма.
  • Сцена ночной переправы вброд потребовала 2 дня скрупулезных репетиций «на земле» и была снята холодной сентябрьской ночью всего за 2 дубля.
  • Один из важнейших «персонажей» фильма — лес. Белорусские кинематографисты помогли команде фильма отсмотреть и выбрать немало живописных локаций. Один проход по опушке мог быть снят совершенно в разных местах в десятках километров друг от друга.
  • Ключевой артефакт по сюжету картины — астролябия, изготовленная еврейскими мастерами в испанском городе Толедо в XVI–XVII вв. и передававшаяся в семье главного героя из поколения в поколение. Чтобы изготовить эту реликвию, художники фильма во главе с художником по реквизиту Анатолием Баторовым сначала по фото и архивам изучили множество астролябий европейских и еврейских мастеров, после чего приступили к отрисовке эскизов своей астролябии. Когда был утвержден финальный вид инструмента, его корпус изготовили из латуни, стрелки из серебра, и декоративным штрихом стала инкрустация искусственными камнями.
  • На съемках было использовано до 60 единиц исторического стрелкового вооружения для каждой стороны, а также советская 45-милиметровая противотанковая пушка. Кроме того, в кадре можно увидеть немецкие автомобили, мотоциклы, полугусеничный бронетранспортер и средний танк Вермахта PzKpfw IV.
  • Один из важных членов киноотряда Киселева — белорусский конь Снежок, у которого было много съемочных смен. Когда группа из Минска переехала снимать в Выборг, Снежка заменил российский дублер.
  • Документальная кинохроника, использованная в картине, предоставлена специалистами Мемориального комплекса истории Холокоста Яд Вашем.
  • «Праведник» стал последней лентой в фильмографии соратника Урсуляка, прославленного художника-постановщика Алима Матвейчука: мэтр скоропостижно скончался в начале работы над картиной.
  • фото: пресс-служба

Сергей Урсуляк, режиссер

«Праведник» не просто рассказ о Холокосте, не просто рассказ о войне. В нем есть пронзительная нота соединения времен и общности поколений.

Автор сценария картины Геннадий Островский — замечательный драматург, соединяющий лирику с юмором. Мы стремились, чтобы в нашей ленте нашлось место не только страшному, больному и мучительному, но и юмору, лирике, улыбке. Надеюсь, что при всех сложностях и драмах, о которых мы повествуем, у нас получилась светлая картина.

Живые истории участников событий я слышал не в непосредственном общении, а в записи. Если автору сценария было важно общаться лично, разговаривать, много смотреть и читать, то я в этом смысле пользовался уже отраженным светом от автора сценария. Хотя, конечно, попутно я тоже читал очень много интервью и воспоминаний. И очень многие воспоминания вошли в ткань сценария. Пока участники похода не заговорили, никто не знал эту историю, никто не знал имени Киселева. Количество новых жизней, которые появились благодаря этому чудесному спасению, потрясает.

фото: пресс-служба

Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер: «Этот путь для меня начался более 10 лет назад, когда я встретился с документалистом Яковом Каллером, и он показал мне свой фильм «Список Киселева». Меня поразила эта история».

 фото: пресс-служба

Антон Златопольский, генеральный продюсер: «Мы много лет работаем с этим удивительным режиссером. Сергей Урсуляк наш давний друг и партнер, выдающийся кинорежиссер, чьи работы не нуждаются в напоминании, их знают все. Невероятно чуткий и пронзительно честный мастер, он как никто умеет бережно и достоверно рассказать самую драматичную историю и попасть в самое сердце. При этом, не побоюсь сказать, сохраняя великое человеческое свойство — видеть юмор даже в нечеловеческих обстоятельствах».

 фото: пресс-служба

Режиссер фильма Сергей Урсуляк: «Я считаю огромной удачей то, что продюсеры пригласили меня снять этот фильм и то, что они дали написать сценарий Геннадию Островскому. Он — замечательный драматург, соединяющий лирику с юмором. Мы стремились, чтобы в нашей ленте нашлось место не только страшному, больному и мучительному, но и юмору, лирике, улыбке. Надеюсь, что при всех сложностях и драмах, о которых мы повествуем, у нас получилась светлая картина».

 фото: пресс-служба

Сергей Маковецкий, исполнитель роли Рувима Янкеля

Это потрясающая история! И, скажу честно, я о ней не знал. Прочитав сценарий, я подумал, что Геннадий Островский это все сочинил. А когда я понял, что это было в реальности… Фантастика! 218 человек, 1500 км, и немцы, которые идут по пятам. Просто удивительная история! И столько ярких эпизодов этого похода нашли отражение в сценарии. Читая его, я не плакал навзрыд, но дрожь пробегала, сердце сжималось. Я ни на миг не сомневался, что буду принимать участие, и с радостью согласился. Когда Сергей Владимирович мне позвонил, он так смешно сказал: «Сережа, ты играл у меня еврея. Ты был у меня хромым. Ты был у меня немытым и нечесаным. Есть возможность соединить три в одном!» Герой мой — не то чтобы жизнерадостный клоун… Нет, он же не дурак. Но он такой человек: безнадега — а он улыбается, безнадега — а он шутит.

фото: пресс-служба

Евгений Ткачук, исполнитель роли Ферзя

Мой герой Ферзь — фартовый человек, который умеет играючи преодолевать сложные обстоятельства. С малых лет он привык выживать — беспризорником на улице, в застенках, — и во время войны эти навыки очень ему пригодились. Выживание — главный его жизненный принцип. У него все для себя и под себя, ни о каком подвиге нет речи. Приказ как таковой для него тоже не имеет значения. Он несколько раз не выполняет приказы, а делает так, как считает нужным. И выигрывает, что интересно. Но когда Ферзь влюбляется в Тову, глубокое чувство дает ему понимание уже другого уровня ответственности: не только «я», но близкий, любимый человек, который важнее тебя. То, ради чего стоит жить и радоваться жизни, находить минуты счастья даже в самых сложных ситуациях. Умудряться хранить это чувство в кромешном аду. И мой персонаж проходит процесс очищения через тяготы и через чувство. Для него война становится чистилищем души.

Сергей Владимирович сам замечательный артист, знает эту кухню изнутри и очень точно работает с артистами еще до съемочного процесса: собирает на репетиции, мы вместе читаем, особо важные сцены проходим отдельно. В этом секрет. Очень важно, чтобы артисты, приходя на площадку, не знакомились друг с другом, чтобы у них была возможность заранее пообтереться, понять друг друга. Тогда и рождается настоящая жизнь в кадре.

фото: пресс-служба

Показ посетили: Александр Борода, Александр Бен Цви, Константин Райкин, Ирина Винер, Михаил Швыдкой, Валерия и Иосиф Пригожин, Дарья Златопольская, Яна Батыршина, Юлия Сумачева, Владимир Урин и Ирина Черномурова, Сергей Жуков и Регина Бурд, Александра Урсуляк, Екатерина Щербакова, Дарья Урсуляк, Аркадий Укупник, Иван Добронравов, Михаил Ширвиндт, Евгений Маргулис, Александр Акопов, Александр Горбатов, Константин Лавроненко, Ирина Пегова, Марк Тишман и др.\фото: пресс-служба

Картина «Праведник» выйдет в кинотеатрах страны 16 февраля. Дистрибьютором выступает кинокомпания «Централ Партнершип».

фото: пресс-служба

фото: пресс-служба

фото: пресс-служба