Сергей Маковецкий: читая сценарий я не плакал навзрыд, но дрожь пробегала, сердце сжималось
«Праведник» – совместный проект компаний «Централ Партнершип», «ВайТ Медиа», студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, телеканала «Россия 1» при поддержке Фонда Кино и группы компаний «Киевская площадь».
В основе фильма – бессмертный подвиг Николая Киселева, офицера Красной Армии, который в августе-октябре 1942г. спас 218 советских евреев, выведя женщин, стариков и детей из фашистской оккупации за линию фронта. Отряд из пяти бойцов-партизан во главе с Киселевым почти 1500 км вел по лесам изнуренных и голодных людей, преследуемых немцами. В 2005 г. израильский Международный институт по изучению Холокоста «Яд Вашем» присвоил Николаю Киселеву звание Праведник народов мира, его имя высечено на стене почета в Саду праведников. Потомки спасенных людей ежегодно собираются в Тель-Авиве, чтобы почтить его память.
Фильм представили: продюсеры Антон Златопольский и Тимур Вайнштейн, режиссер Сергей Урсуляк, оператор Михаил Милашин, актеры Александр Яценко, Евгений Ткачук, Сергей Маковецкий, Юлия Витрук, Любовь Константинова, Мария Золотухина и другие.
Продюсеры поблагодарили съемочную группу и создателей фильма, а также дочь Николая Киселева – Татьяну, которая посетила премьерный показ.
ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ
- В основе фильма — бессмертный подвиг Николая Киселева, советского офицера, который в августе–октябре 1942 г., будучи руководителем отряда из пяти бойцов-партизан, спас 218 евреев, выведя их из Долгиновского гетто за линию фронта. Их путь составил около 1500 км. В 2005 г. Николаю Киселеву было присвоено звание Праведник народов мира, его имя увековечено на Стене почета в Саду Праведников народов мира в Яд Вашем, израильском Мемориальном комплексе истории Холокоста. Потомки спасенных им людей ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня, в день последней акции в Долгиновском гетто.
- Вдохновением для создателей послужил документальный фильм продюсера Якова Каллера и режиссера Юрия Малюгина «Список Киселева» 2008 г.
- Съемки картины проходили в 2021–2022 гг. в Белоруссии, Израиле и России.
В Белоруссии команда фильма работала именно в тех местах, где разворачивались исторические события. - Автор сценария Геннадий Островский и один из генеральных продюсеров Тимур Вайнштейн ездили в Израиль и встречались с участниками драматических событий и их потомками, чьи рассказы легли в основу сценария. Кроме того, Геннадий Островский изучал архивные документы и много фактов почерпнул в историческом исследовании И. Герасимовой «Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев».
- Актриса Любовь Константинова, исполнившая роль переводчицы Ани, несколько месяцев брала уроки языка идиш.
- «Праведник» — дебют в большом кино для актрисы Марии Золотухиной, сыгравшей Тову Липницкую.
- «Праведник» — это 10-я работа в проектах Сергея Урсуляка для Сергея Маковецкого, 8-я для Федора Добронравова, 4-я для Александра Яценко и 3-я для Евгения Ткачука.
- В массовых сценах в картине участвовало до 400 человек.
- Для проекта понадобилось около 1000 костюмов, их брали в аренду либо шили специально для съемок. Главными задачами художников по костюмам были абсолютная достоверность и естественность персонажей, поэтому нельзя было обойтись без помощи военного консультанта.
- Минское гетто, одно из самых больших в Восточной Европе, для картины воссоздавали в Выборге и Санкт-Петербурге. «Локацию нужно было полностью смоделировать, причем приходилось фантазировать, так как документальных фотографий практически не сохранилось», — отмечает художник-постановщик Евгений Качанов.
- В Белоруссии для съемок выкупались или были взяты в аренду деревенские избы, которые перестраивались под нужды группы; строились сараи, выкапывались блиндажи. «Избу, уединенно стоящую в лесу, мы выкупили для сцены в польской усадьбе, — рассказывает художник-постановщик Евгений Качанов. — Мы сделали перепланировку и ремонт, поменяли полы и потолки, выполнили росписи, занесли мебель, ткани, реквизит; а потом, согласно сценарию, этот дом пришлось сжечь».
- Для масштабной сцены перехода через Двину специально был сооружен деревянный мост по образцу мостов 1940-х гг. — этот объект, в соответствии со сценарием, также сгорел во время съемок одной из финальных сцен фильма.
- Сцена ночной переправы вброд потребовала 2 дня скрупулезных репетиций «на земле» и была снята холодной сентябрьской ночью всего за 2 дубля.
- Один из важнейших «персонажей» фильма — лес. Белорусские кинематографисты помогли команде фильма отсмотреть и выбрать немало живописных локаций. Один проход по опушке мог быть снят совершенно в разных местах в десятках километров друг от друга.
- Ключевой артефакт по сюжету картины — астролябия, изготовленная еврейскими мастерами в испанском городе Толедо в XVI–XVII вв. и передававшаяся в семье главного героя из поколения в поколение. Чтобы изготовить эту реликвию, художники фильма во главе с художником по реквизиту Анатолием Баторовым сначала по фото и архивам изучили множество астролябий европейских и еврейских мастеров, после чего приступили к отрисовке эскизов своей астролябии. Когда был утвержден финальный вид инструмента, его корпус изготовили из латуни, стрелки из серебра, и декоративным штрихом стала инкрустация искусственными камнями.
- На съемках было использовано до 60 единиц исторического стрелкового вооружения для каждой стороны, а также советская 45-милиметровая противотанковая пушка. Кроме того, в кадре можно увидеть немецкие автомобили, мотоциклы, полугусеничный бронетранспортер и средний танк Вермахта PzKpfw IV.
- Один из важных членов киноотряда Киселева — белорусский конь Снежок, у которого было много съемочных смен. Когда группа из Минска переехала снимать в Выборг, Снежка заменил российский дублер.
- Документальная кинохроника, использованная в картине, предоставлена специалистами Мемориального комплекса истории Холокоста Яд Вашем.
- «Праведник» стал последней лентой в фильмографии соратника Урсуляка, прославленного художника-постановщика Алима Матвейчука: мэтр скоропостижно скончался в начале работы над картиной.
Сергей Урсуляк, режиссер
«Праведник» не просто рассказ о Холокосте, не просто рассказ о войне. В нем есть пронзительная нота соединения времен и общности поколений.
Автор сценария картины Геннадий Островский — замечательный драматург, соединяющий лирику с юмором. Мы стремились, чтобы в нашей ленте нашлось место не только страшному, больному и мучительному, но и юмору, лирике, улыбке. Надеюсь, что при всех сложностях и драмах, о которых мы повествуем, у нас получилась светлая картина.
Живые истории участников событий я слышал не в непосредственном общении, а в записи. Если автору сценария было важно общаться лично, разговаривать, много смотреть и читать, то я в этом смысле пользовался уже отраженным светом от автора сценария. Хотя, конечно, попутно я тоже читал очень много интервью и воспоминаний. И очень многие воспоминания вошли в ткань сценария. Пока участники похода не заговорили, никто не знал эту историю, никто не знал имени Киселева. Количество новых жизней, которые появились благодаря этому чудесному спасению, потрясает.
Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер: «Этот путь для меня начался более 10 лет назад, когда я встретился с документалистом Яковом Каллером, и он показал мне свой фильм «Список Киселева». Меня поразила эта история».
Антон Златопольский, генеральный продюсер: «Мы много лет работаем с этим удивительным режиссером. Сергей Урсуляк наш давний друг и партнер, выдающийся кинорежиссер, чьи работы не нуждаются в напоминании, их знают все. Невероятно чуткий и пронзительно честный мастер, он как никто умеет бережно и достоверно рассказать самую драматичную историю и попасть в самое сердце. При этом, не побоюсь сказать, сохраняя великое человеческое свойство — видеть юмор даже в нечеловеческих обстоятельствах».
Режиссер фильма Сергей Урсуляк: «Я считаю огромной удачей то, что продюсеры пригласили меня снять этот фильм и то, что они дали написать сценарий Геннадию Островскому. Он — замечательный драматург, соединяющий лирику с юмором. Мы стремились, чтобы в нашей ленте нашлось место не только страшному, больному и мучительному, но и юмору, лирике, улыбке. Надеюсь, что при всех сложностях и драмах, о которых мы повествуем, у нас получилась светлая картина».
Сергей Маковецкий, исполнитель роли Рувима Янкеля
Это потрясающая история! И, скажу честно, я о ней не знал. Прочитав сценарий, я подумал, что Геннадий Островский это все сочинил. А когда я понял, что это было в реальности… Фантастика! 218 человек, 1500 км, и немцы, которые идут по пятам. Просто удивительная история! И столько ярких эпизодов этого похода нашли отражение в сценарии. Читая его, я не плакал навзрыд, но дрожь пробегала, сердце сжималось. Я ни на миг не сомневался, что буду принимать участие, и с радостью согласился. Когда Сергей Владимирович мне позвонил, он так смешно сказал: «Сережа, ты играл у меня еврея. Ты был у меня хромым. Ты был у меня немытым и нечесаным. Есть возможность соединить три в одном!» Герой мой — не то чтобы жизнерадостный клоун… Нет, он же не дурак. Но он такой человек: безнадега — а он улыбается, безнадега — а он шутит.
Евгений Ткачук, исполнитель роли Ферзя
Мой герой Ферзь — фартовый человек, который умеет играючи преодолевать сложные обстоятельства. С малых лет он привык выживать — беспризорником на улице, в застенках, — и во время войны эти навыки очень ему пригодились. Выживание — главный его жизненный принцип. У него все для себя и под себя, ни о каком подвиге нет речи. Приказ как таковой для него тоже не имеет значения. Он несколько раз не выполняет приказы, а делает так, как считает нужным. И выигрывает, что интересно. Но когда Ферзь влюбляется в Тову, глубокое чувство дает ему понимание уже другого уровня ответственности: не только «я», но близкий, любимый человек, который важнее тебя. То, ради чего стоит жить и радоваться жизни, находить минуты счастья даже в самых сложных ситуациях. Умудряться хранить это чувство в кромешном аду. И мой персонаж проходит процесс очищения через тяготы и через чувство. Для него война становится чистилищем души.
Сергей Владимирович сам замечательный артист, знает эту кухню изнутри и очень точно работает с артистами еще до съемочного процесса: собирает на репетиции, мы вместе читаем, особо важные сцены проходим отдельно. В этом секрет. Очень важно, чтобы артисты, приходя на площадку, не знакомились друг с другом, чтобы у них была возможность заранее пообтереться, понять друг друга. Тогда и рождается настоящая жизнь в кадре.
Показ посетили: Александр Борода, Александр Бен Цви, Константин Райкин, Ирина Винер, Михаил Швыдкой, Валерия и Иосиф Пригожин, Дарья Златопольская, Яна Батыршина, Юлия Сумачева, Владимир Урин и Ирина Черномурова, Сергей Жуков и Регина Бурд, Александра Урсуляк, Екатерина Щербакова, Дарья Урсуляк, Аркадий Укупник, Иван Добронравов, Михаил Ширвиндт, Евгений Маргулис, Александр Акопов, Александр Горбатов, Константин Лавроненко, Ирина Пегова, Марк Тишман и др.\
Картина «Праведник» выйдет в кинотеатрах страны 16 февраля. Дистрибьютором выступает кинокомпания «Централ Партнершип».