Алексей Фатеев: счастливой женщину делает неравнодушие
Алексей Фатеев — актер театра и кино, которого сложно представить в отрицательной роли. Конечно, без них не обходится, ведь хорошему актеру хочется разнообразия ролей и образов, а Мельпомена благосклонна к достойным. Весной же хочется душевного тепла и любви, сказки, а потому хочется говорить о персонажах, делающих героинь счастливыми, таких как герой Алексея в проекте телеканала Dомашний «Побег в неизвестность». Актер рассказал «ТН» о своем пути в профессии, любви к музыке, работе в театре Маяковского, самых знаковых своих ролях, а также о том, как порадовать любимую женщину.
— Что делает женщину счастливой?
—Неравнодушие. Женщина — невероятное создание, готовое отдать очень много, гораздо больше, чем мужчина, за любовь, за близкого и родного человека. И если бы она получала взамен столько же тепла и нежности, заботы, сколько она ее отдает, она была бы абсолютно счастлива. И не обязательны громкие слова и глобальные поступки, как мне кажется, достаточно мелочей на бытовом уровне, из которых складывается жизнь. Не упустить возможности сделать комплимент и что-то приятное, доброе, прикоснуться, поддержать в нужный момент. Ничего сказочного и сверхъестественного.
— Ну, сказку тоже никто не отменял. Вот ваш герой из «Побега в неизвестность» —кинофея для героини Евгении Глотовой. А какой он — фей — в реальной жизни?
—Вадим — врач-педиатр в обычной поликлинике небольшого уездного городка. Вы же понимаете, какими качествами должен обладать человек этой специальности? Он не лишен чуткости, сопереживания, эмпатии, желания участвовать в судьбе близких, и не только, людей. Этими качествами я и попытался наделить своего героя. А что касается сравнения с доброй феей, наверное, нет. Хотя… все мы в жизни хотели бы побыть ею: мне кажется, лучше быть феей, чем принимать ее дары. Не знаю, мой герой — рыцарь на белом коне, добрая фея или просто хороший человек, повстречавшийся на пути героини. Но такой парень случился, и что-то поменял в судьбе Даши (главная героиня в исполнении Евгении Глотовой).
— От каких злодеев пришлось спасать Дашу?
—Ситуации в картине возникают разные, непростые, даже сложные, трудные, критические, с элементами детектива и мелодрамы. И мой герой помог ей пройти через все сложности и принять правильные, непростые зачастую, решения. Мне кажется, сериал найдет отклик в душах зрителей, и значит, труд нашей команды был не зря. Лично у меня от съемок остались самые приятные, теплые воспоминания. Во-первых, снимали в любимом мною Питере и его окрестностях — городе не родном, но близком мне по духу, несмотря на свой непростой климат и серые тона. В нем всегда складывается какая-то очень творческая атмосфера. Я люблю просто приезжать в Санкт-Петербург отдохнуть, погулять. И, во-вторых, спасибо огромное режиссеру и всем моим замечательным коллегам, с которыми мы провели плодотворный, творческий отрезок жизни.
— Кстати, для Евгении роль Даши первая большая главная роль в кино. Чувствовали ли себя немного учителем, наставником?
—Если честно, удивился, что это ее первая главная роль в кино. Евгения очень яркая, интересная, мощная театральная актриса. Но так бывает, что театральная жизнь у актера складывается на каком-то этапеболее успешнее и ярче, а уже потом приходят роли в кино. Искренне желаю Евгении, чтобы еекиносудьба развивалась стремительно и успешно. Женя раскрыла себя и показала с самых разных, интересных актерских сторон. Ни о каких подсказках, замечаниях, помощи даже речи не шло, по крайней мере, в нашем с ней творческом актерском взаимодействии. Мне было достаточно того, что и как она делала. Я очень рад, что мы познакомились и вместе рассказали эту непростую киноисторию. Уверен, зрители обратят внимание на прекрасную актрису.
— И еще в кадре с вами работал ребенок. Дети-актеры отличается от взрослых?
—Дети на площадке — это всегда интересно и трогательно, и всегда по-разному. Их бывает жалко, когда видишь, что они, в силу возраста, еще не могут отдавать себе отчет в происходящем, зачастую не понимают, ради чего страдают и выносят лишения и мучения (а этого на площадке хватает), бессонные ночи, ранние подъемы и бесконечные дубли. Меня всегда поражали и потрясали кинодети, особенно которые могут чтото серьезное сыграть. Хотя не могу сказать, что они играют в кино. Они играют в эту игру для себя, играют колоссально честно, предельно открыто, искренне. Всем нам нужно у детей поучиться и иногда сбрасывать с себя «панцирь» нажитых штампов актерского опыта, а просто посмотреть на детей и просуществовать в кадре, да и на сцене, так же искренне органично и первозданно, как это получается у них.
— Что главное в вашем проекте?
—Невозможно охарактеризовать сверхзадачу нашего труда каким-то одним словом или предложением. Там очень много всего намешено: и любви, и предательства, и человеческой преданности, и отношений между людьми. Мы переживаем не самые простые времена, и разобщенность между нами, жителями планеты Земля, колоссальна… Хотелось, чтобы люди были ближе, добрее, внимательнее друг к другу. А если происходит какая-то нечестность, несправедливость по отношению к кому-то, хочется, чтобы все-таки правда брала верх и света было больше, чем тьмы. «Побег в неизвестность» — один из ярких примеров того, что, когда все трудности, сложности преодолеваются, человек, заслуживающий счастья, любви и благополучия, пусть трудной дорогой, но ко всему приходит и получает высшие награды. Доброта, свет, сопереживание и внимание друг к другу — спасительный плот для нас всех.
— Побег — это путь;путь, дорога, движение у всех разные. Ваш путь в профессию тоже не был прямым…
—Да уж. Первое образование инженера-железнодорожника у меня незаконченное и неудачное, я лишь едва к нему прикоснулся. Мне Харьковский институт железнодорожного транспорта был не по душе. Так хотела моя мама, она меня туда «поступила», а мне неудобно было отказать. (Улыбается.)
— А куда рвалась душа?
—Мне всегда хотелось заниматься музыкой, я был чистейшей гуманитарий, так что через год нашел в Харькове училище культуры и поступил туда на дирижерско-хоровое отделение. Там уже познакомился с ребятами с режиссерского отделения, поучаствовал у них в отрывках, спектаклях. Так я закончил свое дирижерско-хоровое отделение по специальности хоровик и получил новый взгляд на совершенно другую профессию — актерскую. С 1995 года, с момента поступления в театральный институт, началась моя другая история. Уже после 2-го курса меня взяли в Харьковский Академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина. Прослужив в нем 8 сезонов, благополучно перебрался в Москву в театр Маяковского, в котором служу по сей день.
— А почему именно в Москву?
—Мне хотелось ощутить новый уровень и режиссуры, и актерского мастерства, да и масштаб театра в целом. Москва — она более продвинута в этом плане.
— Приходилось ли в кино или театре дирижировать или играть музыканта?
—Музыкальное образование поддерживает и развивает в целом, и очень помогает в актерстве: в обычных драматических спектаклях ты ухом слышишь совершенно по-другому. И в спектаклях Маяковки приходится петь, танцевать. Максимально я использовал свой навык в спектакле, который сейчас уже не идет у нас, он назывался «Амуры в снегу» по пьесе Дениса Фонвизина «Бригадир». Режиссер Катя Гранитова подошла к этому произведению очень креативно. Там все актеры вдоволь напелись, наплясались, а мне и продирижировать пришлось, и попеть многоголосые партии. В нашем деле все сгодится, главное не лениться.
— В 2022 году легендарнаяМаяковка отметила 100-летие. Какими спектаклями отмечается юбилей?
—100-летие — это невероятный такой рубеж, масштабный, крепкий юбилей. Для нашего театра это, конечно, событие. К юбилею театра наш новый художественный руководитель Егор Перегудов выпустил спектакль «Истории». Это такой театральный альманах из драматических отрывков, которые актеры разных поколений выбирали для себя и исполнили в спектакле. Казалось, будет «капустник», но получился большой спектакль, в котором заняты самые разные потрясающие актеры нашего театра. Мы продолжаем работу, и огромный 100-летний корабль плывет, и дай Богему преодолеть все шторма, стать сильнее, искать и обновляться, сохраняя свое лицо, стиль и нести свои традиции к новым юбилеям.
— Ваши коллеги по театру знакомы не только театралам, но и любителям кинематографа. С кем из них снимались и помогает лисовместная работа в театре и в кино?
—В нашем театре служит очень много именитых замечательных узнаваемых артистов, заслуженных и народных. Светлана Владимировна Немоляева, Михаил Иванович Филиппов, Игорь Матвеевич Костолевский, Евгения Павловна Симонова еще в советском кино были известны и всеми любимы, да и молодые наши не хуже. Мне посчастливилось сниматься в картине «Мать за сына» с Дашей Поверенновой. Но знаете, неважно, в одном театре служишь или нет. Когда встречаешь на съемочной площадке театрального актера, это сразу заметно: с ним всегда легче. Этот сезон у меня в театре 25-й, в фильмографии 75 проектов и с каждым годом, с каждым фильмом, я убеждаюсь: без театра нельзя совершено!
— Как состоялся ваш приход в кино?
—Мой приход в кино случился через 2-3 года после того, как я переехал в Москву. Как у всех начиналось с небольших эпизодов, с каких-то кусочков в сериалах, с небольших эпизодических ролей, а потом уж главные пришли. Горжусь работой с Владимиром Аркадьевичем Краснопольским. Последней его картиной, в которой и я имел честь сниматься, стал «Экспроприатор», он часто идет на разных каналах.
— И там герои проживают достаточно большой промежуток времени…
—Вы правы, история растягивается на период около 40 лет, начиная с конца Великой Отечественной войны и до 80-90-х годов. Мой герой старел, и я вместе с ним. Когда видишь себя в возрастном гриме, появляется другое ощущение себя. Интересный и незабываемый опыт. Такая же примерно история у нас с Краснопольским была на съемках в картине «Дом с лилиями». Там тоже герои вырастают из неокрепших юнцов во взрослых сложных людей. Это здорово: такие картины очень закаляют и многому учат в профессии.
— Только ли длинные проекты учат?
—Конечно, нет, каждая история дарит свой опыт. У меня была работа с Андреем Звягинцевым над картиной «Нелюбовь», которая стоит для меня своеобразным особняком. Очень дорожу этим опытом. Был европейский проект, который называется «Proxima», где я снимался с американскими актерами Евой Грин и Мэттом Диллоном, режиссер которого француженка Алис Винокур. Это совершенно другой подход к кинопроизводству и совершенно новые впечатления. Так что жизненные и профессиональные накопления растут, какой-то багаж ужеесть. И я счастлив, как складывается моя жизнь.
— Трудное актерское счастье: ненормированный рабочей день, экспедиции. Как к этому, кстати, относятся ваши домашние?
—Работа артиста она, конечно, непростая и занимает много времени, отнимает силы. Очень важно находить баланс между работой и семьей, и не пренебрегать вниманием, которое нужно равномерно распределить на все, что тебе дорого. Мне повезло: мои близкие меня поддерживают, понимают, смотрят, что я делаю в театре и кино. Мы обсуждаем, советуемся, а я что-то принимаю, что-то нет. У нас в этом плане тандем, и мы как-то гармонично, всей нашей большой семьей, сосуществуем с этой моей профессией. А уж как дальше будет — жизнь покажет!
фото: Dомашний, личный архив