Андрей Ургант: мои дети оправдали мои ожидания. И тут я им не мешал
30 марта на большой экран выходит фантастическая комедия «Любовь-морковь. Восстание машин» — долгожданная четвертая часть так полюбившейся зрителям франшизы. В новом фильме главные герои поменяются телами с роботами, после чего изменят отношение к современным технологиям и станут лучше понимать своих детей. К своей роли Олега Львовича Нерона вернулся и Андрей Ургант. О фильмах, которые оставили самый яркий след в его жизни, отношении к гаджетам, секретах хорошего настроения, русской бане и своей семье, артист рассказал «ТН».
—Андрей Львович, с каким настроением ждете выхода «Любовь-морковь. Восстание машин»спустя 13 лет после выхода третьей части?
—Настроение прекрасное,работа у меня такая. Не могу быть в нехорошем настроении, обязан быть всегда в прекрасном расположении духа, чтобы люди улыбались, когда видят или слышат меня. Это вообще позиция по жизни.
— А сами думали, что вернется эта история на экраны?
— Я полагаю, что есть специально обученные люди, которые просчитывают все финансово-творческие варианты и либо рекомендуют, либо не рекомендуют продолжение. Я не очень люблю бесконечные истории, типа тысячи серий, можно ведь уже успеть состариться или богу душу отдать за это время, что в мои планы не входит. В нашем случае история имеет успех, пусть зрители смотрят.
— С выхода третьей части кино довольно далеко ушло вперед, как считаете, новый фильм будет сильно отличаться, от того, что мы видели раньше?
— Пусть он отличается, как угодно, лишь бы было какое-то движение и развитие, не только сюжетное, но и качественное. Я надеюсь, что фильм будет двигаться к зрителю. Чтобы зрители менялись к лучшему вместе со своими любимыми героями. И мы тоже меняемся: например, Гоша Куценко не только исполнитель главной роли, но и автор идеи.
— Как проходили съемки, весело?
— Да, мы смеялись. Иногда даже в дубле уже начинали хохотать, так смешили друг друга. Не специально, а просто так получалось. Ведь артисты иногда смеются прямо в кадре, потому что очень точно работает партнер. Такие моменты были и у меня, когда я не мог удержать смех, и у Гоши. Атмосфера была хорошая. А вот еще веселый момент: во время съемок первой частия сидел на какой-то немыслимо сложной диете: постоянно что-то варил на плитке, ходил с пипеткой и пузырьками, капал капли, все это пил точно по времени, и все это до обеда, приятно, что обед не отменялся. Вся группа и мои коллеги весело наблюдали, как я живу в этом воздушно-капельном режиме. Гоша тогда смеялся надо мной, а потом сам увидел, что у меня пропали боли, хромота, ушел лишний вес. И он так с уважением на меня смотрел. А у меня все получилось, потому что я неукоснительно соблюдал все требования, а системный подход всегда обречен на успех.
—Работа над каким фильмом оставила самый яркий след в душе?
— Самый яркий — первый фильм «Любовь-морковь», где снимался Андрюша Краско. Во-первых, мы были близкие друзья, во-вторых, это была его чуть ли не последняя работа и, по-моему, он даже не своим голосом в этом фильме говорил, его переозвучивали.
— Я имела ввиду, какой вообще фильм в жизни оставил самый яркий след?
—Мне очень понравилось сниматься в «Мишке Япончике». Там я играю пожилого банкира, которого Мишка грабит. Мне запомнилось, как в каком-то южном городе—Сочи или Ялте, ко мне подошли зрители после спектакля и сказали: «Вот вы в «Мишке Япончике» играли банкира, это было так чудесно!». С одной стороны,вроде бы сериал, а сериалы, как правило,зритель запоминает в целом. Но вот тут зрителям запомнилась и моя роль. А еще у меня очень хорошие впечатления сохранились от фильма «Последнее дело Вареного», там я, как обычно, играл криминального бизнесмена. Было весело сниматься, тем более это было на волне успеха — я только отснялся в фильме «Окно в Париж». И в этом фильме я даже одевался сам, потому что таких пижонских шмоток, которые я привез из Парижа, не продавали тогда в России. С удовольствием снимался в шелковых галстуках, брюках, это была моя мечта. Я же насмотрелся всяких фильмов про мафию, дорогие костюмы, накупил всей этой красоты в Париже, и во всем этом снимался. Хорошие партнеры, прекрасный режиссер Виталий Мельников, всегда шел навстречу, выслушивал актерские предложения, ну и сама атмосфера была хорошей. Вопреки всевозможным легендам наша актерская работа оплачивается не очень дорого, особенно театральная. И поэтому, как говорил один из моих учителей, Александр Аркадьевич Белинский: «Если эта работа еще и радости не доставляет, тогда вообще грустно». Поэтому мне работа всегда доставляла радость. Так что я и не называю ее работой, скорее, хобби.
— В новой части фильма «Любовь-морковь» на первый план выходит искусственный интеллект, а как у вас складываются отношения с техническим прогрессом? Любите ли вы новинки, разбираетесь ли вы в модных гаджетах?
— Не могу похвастаться. Особо не разбираюсь и за модой не гонюсь. У меня чуть ли не у самого последнего из моих коллег появился сенсорныйтелефон. Да и вообще, мобильный телефон у меня довольно поздно появился, потому что, когда они появились, я еще не зарабатывал таких денег. Но потом привычно стало, удобно, что можно позвонить в любую точку мира, где находится твой близкий, друг или родственник. Обидно только, что с приходом высоких технологий у людей отпала необходимость в личных свиданиях, писать письма, ждать ответа, это же было целое приключение, притом, когда ты сидишь и пишешь, это по-другому мобилизует твою фантазию. В этом смысле я человек старой закалки, я люблю встречи с людьми, мне не нравятся дистанционные кино- и фотопробы. Мне кажется, нужно вызвать человека, поговорить с ним, чтобы я посмотрел на режиссера, он на меня. Личное общение никогда ничем не заменишь. Меня поражает, когда некоторые даже репетируют, не вынимая руку из кармана, в котором у них телефон, и умудряются при этом переписываться. У меня телефон исключительно по делу.
— А в соцсетях не сидите?
— Нет. Многие говорят, что информация — это самое дорогое на свете. Да, наверное. Но я не бизнесмен, для меня самое дорогое— чтобы мои близкие люди были здоровы и по возможности счастливы. Вот самая дорогая информация.
— А как у вас с ощущением времени, которое, как говорят, с годами улетает все быстрее?
— Мама говорила, что время летит быстро, еще когда я был достаточно молод. И я понимал, что быстро, но не думал, что так стремительно.
— Для многих сегодня актуальна тема, как находить в себе силы, когда тяжело и одиноко. Что вам помогает в трудную минуту?
— Одиночества не должно быть, оно недопустимо, нельзя быть одиноким. Надо чтобы рядом были близкие люди. У меня такие родные люди есть. Папа с мамой, к сожалению, ушли уже из этой жизни, но у меня остались дети и внуки, так что я уже не буду одинок. Стараюсь приносить им пользу и свести к минимуму их хлопоты и беспокойства по поводу меня.
— А чем любите заниматься в свободное время?
— Раньше очень любил читать, читал много и почти без разбора, естественно, по рекомендациям. Но поскольку я прочитал достаточно много, то сейчас притормаживаю, современную литературу я знаю плохо. Но зато хорошо знаю литературу 40-60-х годов, в том числе и нашу советскую, и хорошую переводную.
—Есть ли какое-то секретное умение, которое многих бы удивило? Может что-то любите делать руками?
— Если бы я не стал артистом, то был бы банщиком. У меня очень хорошо получается все связанное с баней. Под баней я понимаю именно русские веники, замоченные в кипятке. Баня по-черному —это, конечно, слишком изысканно, но просто хорошая парилка — я знаю, что такое, и хороший парильщик, т.е. я в данном случае. Это у меня получается, может быть, лучше, чем работа артиста, так как тут сразу виден результат. В артисте еще можно ошибиться, сразу не разглядеть, а тут, если человек тебя попарил, ты можешь просто заплакать от счастья после этого. Многие меня благодарили, очень серьезные люди, в том числе сибиряки, которые, как известно, хвастаются, что они самые лихие парильщики. У нас был своеобразный культ бани в свое время, как клуб по интересам. В бане все одинаковые, погоны и награды на голое тело не нацепишь — все равны, вот как ты паришься, так по тебе и судят. И, наверное, еще мог бы быть поваром, но каким-то изысканным поваром. Который руководит небольшой группой поваров, в том случае, когда требуется жесткая централизованная власть в плане кухни, мне это симпатично.
— То есть вы гурман? Любите готовить что-то изысканное?
— Нет, я люблю, когда люди улыбаются, когда они едят то, что я приготовил. Просто так стоять у плиты и кашеварить — это тяжело. Моя очень хорошая приятельница Людмила Петровна Сенчина показала мне, как готовится настоящий украинский борщ —3-4 часа на это уходит. Даже постный борщ готовится долго, и поджарка делается отдельно, и заправка, солить и перчить надо вовремя, и чесночок туда положить. И все это томится медленно. Терпение надо иметь.
—У вас хватало терпения такой борщ приготовить?
— Хватало, но не всегда. Однажды у меня не хватило терпения, и мы с друзьями съели сырую говяжью лопатку. Когда я первый раз переехал в свою собственную квартиру, то все мои коллеги, друзья чуть ли не каждый день просились ко мне в гости, потому что знали, что что-то у меня шкварчит уже в 3-4 кастрюлях. И все это превращалось в веселые разговоры, домашний клуб по интересам. Сейчас это время кончилось, люди перестали ходить друг к другу в гости, дети сидят в гаджетах, а уж как они знакомятся с девушками, я себене представляю.
— С вашим богатым отцовским опытом можете дать совет по воспитанию подрастающего поколения?
— Не мешайте детям. Я не был образцовым отцом, потому что мог бы уделять им больше времени. Но не получилось. Было много сил, энергии, но мозгов не было почти никаких. Хотя я не могу сказать, что прямо жалею обо всем, хотел бы открутить назад, сделать по-другому. Нет. Наверное, я поступил бы так же, согласно своему характеру.
— Какие наставления выдавали детям, основываясь на своем опыте?
— Никогда не идите против своей семьи. Семья — это самое главное. И не мешайте детям, они иногда бывают намного взрослее нас. Они живут уже по-другому. Невозможно у них отобрать гаджеты, все эти ватсапы, интернет. И не надо с этим бороться, надо просто переключиться, попробовать вовремя положить им правильную книжку под подушку. У меня книга «Три мушкетера» до сих пор стоит самой первой на полке. А рядом с ней «Евгений Онегин», и не потому, что это школьная программа, а потому что это гениальные произведения.
—Дети оправдали ваши ожидания?
— Мои — да. И тут я им не мешал. Ваня однажды сказал: «Не мешай Маше, не ругай ее. Она все равно будет жить так, как она захочет. И будет счастлива, и может, более счастлива, чем мы с тобой». Маша — это моя дочь. И он оказался прав. Маша родила двоих детей, так что ей есть чем заниматься.
—Как часто вашей большой семье удается собираться вместе?
— Крайне редко. Мы все живем в разных городах. Но бывали такие случаи, что собирались все. Раньше было принято встречаться у Нины Николаевны, моей мамы, она была центром вселенной у нас. Ее не стало полтора года назад, и наши семейные встречи оказались без вождя.
— Как думаете, кто-то из внуков продолжит династию? Видитев них искру актерского таланта?
— Может быть, девочки, дочки моего сына. Машины мальчишки вряд ли, они не очень русскоязычны. Младший Габриэль русский язык знает хуже, а вот Эмир (он же Илья), которому уже 18, прекрасно говорит по-русски. А Маша прекрасно лопочет вообще на 5-6 языках. Она ведь живет в Голландии, куда была увезена своей мамой в возрасте восьми лет. Так что у нее менталитет уже другой.
—Старший внук кем себя видит?
— Не знаю, но у него прекрасные отношения со своим отцом, который родом из Турции. Главное, что сын у них получился хороший. Профессию Эмир пока не выбрал, но поскольку там идет плотный контакт с его турецкой семьей, думаю, что за этим обязательно проследят.
— А девочки — Ванины дочки, более творческие растут?
— Девочки живут в России вместе со своими папой и мамой. Они очень разносторонние, танцуют, поют, получают хорошее образование.
— Кино их интересует?
— Не могу сказать, они тоже торчат в телефонах, как все дети. Даже несмотря на строжайшиепоройзапреты родителей, они все равно сидят в них. Но, надо сказать, и взрослые ведь тоже, а дети на них смотрят. Так что бороться с этим бессмысленно.
— В декабре был год, как ушла ваша мама. Сейчас, принимая какие-то решения, думаете: «А что бы мама сказала?»
— Я только так и думаю. И советуюсь с ней живой. Мама была человеком высочайшей нравственности. И даже те сложные моменты, что она прожила с нашей страной: и войну, и голод, и лишения, и успех — она все это воспринимала, как божий дар. И даже когда были финансовые катастрофы, когда деньги обесценились. У нее было 15 тысяч рублей накоплено на сберкнижке, так она однажды проснулась утром, а эти деньги пропали. Но никакой обидыне было. Мама сказала: «Значит, так и должно было быть, значит, кому-то эти деньги нужнее, чем мне».
—Главные жизненные принципы, которые вам мама передала?
— Умение прощать. Сначала подумай — в чем ты был виноват, в чем неправ, почему ты допустил такую ситуацию, что тебя ограбили, унизили, оскорбили, оболгали. Где-то ты что-то упустил. А потом уже смей хотя бы подумать, что кто-то, кроме тебя, виноват. Вот это мама. Поэтому я с ней и советуюсь. Она безошибочно определяла людей, ситуацию, потому что думала сердцем. Такой она была. Я стараюсь тоже думать сердцем, не всегда получается, иногда становлюсь жадным, брюзгливым. Но, во всяком случае, только не скучным. Посмотри на себя со стороны и улыбнись, потому что ты улыбнешься невольно, и тогда твои неприятности и беды покажутся тебе не такими уж страшными.
— Чем сейчас наполнены ваши будни? Поделитесь новостями, планами.
— У меня после двухлетнего перерыва (в связи с разными эпидемиями), возобновилась театральная деятельность. Только что приехал с гастролей, потом уехал на другие, вот завтра у меня опять спектакль. Уже апрель и май расписывается. С моим участием вышел хороший спектакль в Академическом театре драмы имени В. Савина в Сыктывкаре. Меня пригласили сыграть там роль в спектакле «Поминальная молитва», это известное произведение Григория Горина, написано по рассказу Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Летаю туда раз в полтора-два месяца, играю 2-3 спектакля. И еще есть два спектакля— «Ну и фрукты» и «Супница». Приятно, что спектакль идет 15 лет и продолжает быть веселым, и не становится старше. Сейчас у нас уже запланированы гастроли в южном направлении — Сочи, Адлер, Крым, жду их с нетерпением.
ЛИКА БРАГИНА
Досье
Родился: 28 ноября 1956 года в Ленинграде, сын актрисы Нины Ургант
Образование: ЛГИТМиК
Семья: сын Иван (44 года), дочь Мария (39 лет), внучки Нина (14 лет), Валерия (7 лет), внуки Эмир (18 лет), Габриэль (7 лет)
Карьера: снялся более чем в 90 фильмах и сериалах, среди которых «окно в Париж», «Убойная сила», «Воронины», «Моя безумная семья», «Тихая охота», «Мамы-3», «Чума», «Алиби», «Тест на беременность», «1703» и др.
фото: пресс-служба фильма, личный архив